Федеральный бюджет и бюджетный дефицит в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:55, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого роста расходов, вызванных бесхозяйственностью.

Содержание

Введение 2
Глава I. Теоретические основы федерального бюджета и бюджетного дефицита 4
1.1. Понятие и функции федерального бюджета. 4
1.2. Бюджетный дефицит и причины его возникновения. 8
Глава II. Федеральный бюджет и бюджетный дефицит в Российской Федерации 13
2.1. Структура доходной и расходной части федерального бюджета в Российской Федерации 13
2.2. Особенности бюджетного дефицита в современной России 23
2.3. Пути снижения бюджетного дефицита. 28
Заключение 36
Список используемой литературы 37

Работа состоит из  1 файл

курсовая последняя версия.docx

— 263.46 Кб (Скачать документ)

     Оглавление

Введение 2

    Глава I. Теоретические  основы федерального бюджета и бюджетного дефицита 4

1.1. Понятие и функции федерального бюджета. 4

1.2. Бюджетный дефицит и причины его возникновения. 8

Глава II. Федеральный бюджет и бюджетный дефицит в Российской Федерации 13

2.1.    Структура доходной и расходной части федерального бюджета в Российской Федерации   13

2.2.    Особенности бюджетного  дефицита в современной  России 23

2.3.    Пути снижения  бюджетного дефицита. 28

Заключение 36

Список  используемой  литературы 37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Данная  курсовая работа посвящена  рассмотрению  федерального  бюджета, его роли в системе финансовых планов и  путям сокращения дефицита. Федеральный бюджет на 2011 г. утвержден по расходам в сумме 1 193 482,9 млн. руб. и доходам в сумме 1 193 482,9 млн. руб. исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 7 750 млрд. руб. и уровня годовой инфляции 12%. Иными словами, на 2011 г. принят сбалансированный федеральный бюджет.  В данной курсовой рассмотрим доходную и расходную статьи федерального бюджета. Затем рассмотрим понятие бюджетный дефицит, его виды и особенности в современной России.

     Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что в силу действия различных  факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает  ситуация, когда доходы бюджета (налоговые  и неналоговые) не покрывают все  необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Бюджетный дефицит возникает  в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого  роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать  дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики  и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим  экономии средств со стороны всех властных и управленческих структура.

     Исходя  из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:

  1. рассмотреть  бюджет  как  экономическую категорию,   то   есть   дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
  2. показать его роль в системе финансовых планов страны; проанализировать структуру федерального бюджета,  то  есть рассмотреть его доходы и расходы,  проследить  изменения  в  них  и  выявить причины изменений;
  3. дать определение  дефицита  федерального  бюджета  и  рассмотреть  пути  его сокращения, используемые в России.

     Целью данной курсовой работы является сущность федерального бюджета и бюджетного дефицита в России.

     Объект  исследования федеральный бюджет и бюджетный дефицит.

     Предмет исследования федеральный бюджет и бюджетный дефицит в современной России.

     Методы  исследования – анализ, синтез, исследование.

     Курсовая  работа состоит из введения, 2 глав и  заключения. В I главе рассматривается сущность федерального бюджета и бюджетного дефицита. Во II главе  рассматриваются федеральный бюджет и бюджетный дефицит в современной России и пути преодоления бюджетного дефицита. В заключении приведены основные выводы, полученные в результате проведенного исследования, а так же рекомендации.

             

 

      Глава I. Теоретические  основы федерального бюджета и бюджетного дефицита

    1. Понятие и функции федерального бюджета

    Федеральный бюджет – часть государственного бюджета государства с федеральной формой государственного устройства, которой распоряжается центральное правительство.

      По своей внешней форме федеральный  бюджет является основным финансовым  планом государства, определяющим  его  доходы,  расходы,  движение  решающей части  централизованных  финансовых  ресурсов  на  конкретный  период   (как правило, на  год). Признание бюджета основным  финансовым  планом  определяет  его важное место в перераспределении   национального  дохода,  главенствующее  положение в системе финансовых  планов, а также особую  роль  в  общественном воспроизводстве.  Так, через федеральный бюджет  перераспределяется  половина (иногда  и больше) национального дохода, около всех денежных  средств.  Это позволяет   государству   не   только   удовлетворять    общегосударственные потребности,  но  и  активно  влиять  на  всю  жизнь  общества,  обеспечивать

    выполнение  программы экономического и социального  развития страны.

          В  процессе  составления   основного  финансового   плана   государства федеральный бюджет материализуется – воплощается  в  централизованный  фонд денежных  средств  государства.  В  нем  концентрируются  денежные   ресурсы предприятий, организаций  и  населения  в  виде  налогов,  сборов  и  других поступлений на  общегосударственные  нужды.  Они  образуют  доходы  бюджета, которые  и  направляются  на  финансирование  экономических   и   социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии  бюджет  может  быть охарактеризован уже как  основной  централизованный  фонд  денежных  средств государства.

           Однако  форма  и  материальное  воплощение  –  лишь  внешние  признаки федерального бюджета, глубинную суть составляют экономические  отношения.  В процессе  перераспределения  национального  дохода,  образования  доходов  и расходов  бюджета  возникают   определенные   финансовые   отношения   между участниками  данного  процесса.  Их  специфика   обусловлена   экономической природой  бюджета,   его   формой,   материальным   содержанием   и   особым общественным  назначением.

    Федеральный   бюджет   как   экономическая   категория   характеризует совокупность объективных денежных отношений,  возникающих  при  образовании, расходовании и  использовании  основного  централизованного  фонда  денежных средств  государства.  Для  их  прогнозирования   разрабатывается   основной финансовый  план,  который  выполняется   в   процессе   аккумуляции   части национального  дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды.

    Поэтому  при  раскрытии  понятия  «Федеральный  бюджет»  целесообразно отразить одновременно три его важнейшие  характеристики: форму,  материальное содержание и  экономическую  природу-сущность.  Так,  федеральный  бюджет – основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения  по поводу формирования, распределения и использования  централизованного  фонда денежных средств:

        – перераспределение национального дохода и ВВП;

        – государственное регулирование и стимулирование экономики;

        – финансовое обеспечение социальной политики;

        – контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств;

            – федеральный бюджет - основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области.

    В условиях перехода к рыночным механизмам средства государственного бюджета прежде всего должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, ускорение социального развитие и социальную защищенность наименее обеспеченных слоев населения.

    В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств.

  • Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства - авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстро окупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.
  • Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике приоритеты - поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры.
  • Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.
  • Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.
  • В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается.  Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

    Таким образом, структура бюджетных доходов  и расходов, в которой проявляется  сущность бюджета любого государства, находит свое отражение в бюджетном  плане.

    1. Бюджетный дефицит и причины  его возникновения
 

    По  видам возникновения бюджетный  дефицит можно разделить на следующие  категории (рис.1).

     

        

     

     

     

     

     Рис. 1.  Виды бюджетного дефицита

    Дефицит бюджета, возникающий в результате спада производства, называется циклическим  дефицитом. Дефицит, возникающий в  результате сознательно принимаемых  правительством мер по увеличению государственных  расходов и снижению налогов с  целью предотвращения спада, называется структурным дефицитом. В первом случае дефицит, скорее, зло, поскольку  он является результатом падения  экономической активности и свидетельствует  о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный  дефицит, если он является продуктом  целенаправленной государственной  политики по стабилизации экономики, может  оказать существенную помощь в недопущении  резких колебаний экономической  конъюнктуры.

    Операционный  дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

    Обслуживание  задолженности (т.е. выплата процентов  по ней и постепенное погашение основной суммы долга – его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

    Нередко объявленный в отчетах бюджетный  дефицит завышается на основе преувеличения  объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным.

    Возможны  ситуации, когда номинальный официальный  дефицит государственного бюджета  и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что  затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства.

Информация о работе Федеральный бюджет и бюджетный дефицит в Российской Федерации