Федеральный бюджет и бюджетный дефицит в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:55, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого роста расходов, вызванных бесхозяйственностью.

Содержание

Введение 2
Глава I. Теоретические основы федерального бюджета и бюджетного дефицита 4
1.1. Понятие и функции федерального бюджета. 4
1.2. Бюджетный дефицит и причины его возникновения. 8
Глава II. Федеральный бюджет и бюджетный дефицит в Российской Федерации 13
2.1. Структура доходной и расходной части федерального бюджета в Российской Федерации 13
2.2. Особенности бюджетного дефицита в современной России 23
2.3. Пути снижения бюджетного дефицита. 28
Заключение 36
Список используемой литературы 37

Работа состоит из  1 файл

курсовая последняя версия.docx

— 263.46 Кб (Скачать документ)

    Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.

    Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

    Однако  для более точной оценки возможностей долгового финансирования бюджетного дефицита целесообразно сравнивать общие размеры государственного долга не только с ВВП, но и с  объемом денежной массы.

    Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит – существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

    Квазифискальные операции включают, например, следующие:

    • финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
    • накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд – т.н. «плохих долгов» (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;
    • отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.);
    • кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание  «плохих долгов», а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках.

    Возникновение бюджетного дефицита обусловливается  многими причинами, среди которых  можно выделить следующие:

  • спад общественного производства;
  • завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ;
  • возросшие затраты на оборону;
  • рост теневого сектора экономики.

    Особое  значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль  и, следовательно, уменьшаются поступления  в бюджет. В результате план поступления  в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают  платить налоги. Теневая экономика  отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов  не платят.

    Что касается данного периода, то рост теневого сектора экономики обусловлен несовершенством  законодательных и налоговых  органов. Вследствие этого денежные средства свободно проходят через слабые системы налогообложения.

    А что касается бюджетной политики, то она характеризуется бессистемностью  и безответственностью, произвольным нарушением законодательно установленных  нормативов ради обслуживания интересов  иностранных кредиторов, что, разумеется, исключает нормальный процесс бюджетного планирования, который должен быть ориентирован на выполнение основных функции и обязанностей государства  перед обществом, включая обеспечение  социальных гарантий и поддержание  национальной безопасности, создание благо приятных условий социально - экономического и научно-технического развития.

    Давайте обратимся к цифрам, которые наглядно показывают возникновение бюджетного дефицита. За пример возьмём консолидированный  бюджет 2009 года. Так, Федеральным законом «Об образовании» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды; образования в размере не менее 10% национального дохода, а согласно проекту консолидированного бюджета - 2008, это - около 4%; Федеральным законом «Основы законодательства о культуре» предусматривается ежегодное ее финансирование в размере не менее 2% расходов федерального бюджета, а по проекту федерального бюджета на 2009 г. – 0,53%.

    Эти реальные цифры свидетельствуют  о несовершенстве законодательного органа нашей страны, что приводит к бюджетному дефициту.

    Но  иногда само государство создаёт  бюджетный дефицит, это приводит к стимулированию экономического роста, особенно в период кризисов. Действительно, если государство выплачивает денег  больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в  обществе - люди больше покупают, предприятия  больше продают, увеличивая занятость  ресурсов. Поэтому дефицит полезен  в период безработицы, но в фазе подъема  он опасен, так как приводит к  инфляции, поскольку рост покупательной  способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.

    Откуда  государство может взять средства для покрытия бюджетного дефицита?

    Существуют  традиционные способы покрытия дефицита бюджета:

    1)  выпуск госзаймов;

    2)  ужесточение налогообложения;

    3)  эмиссия денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег;

    4)  внешние займы;

    5)  посредством займов у населения  и у фирм.

    Каждый  из них имеет как положительные, так и негативные последствия. Рассмотрим их на российском примере в главе 2.

 

      Глава II. Федеральный бюджет и бюджетный дефицит в Российской Федерации

     2.1.  Структура доходной  и расходной части  федерального бюджета  в Российской Федерации

 
 

    Федеральный бюджет, являясь первым уровнем бюджетной  системы Российской Федерации, представляет собой основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным  Собранием в виде Федерального закона. Именно он – главное средство перераспределения  национального дохода и валового внутреннего продукта в рамках всего  государства. Доходы федерального бюджета  собираются по всей территории Федерации  по единым нормативам, а расходы  осуществляются в интересах и  на благо всех российских граждан.

    Основные  параметры федерального бюджета  на 1992-2005 гг. приведены в рис 2. Они сформированы на основе показателей прогноза социально-экономического развития России, составляемого ежегодно и на среднесрочную перспективу. Рассмотрим динамику прошлых лет и сравним ее с современными цифрами.

    

    Рис. 2. Основные параметры федерального бюджета на 1992-2005 гг.

    Как видно из таблицы рис. 2, Федеральный бюджет РФ за рассматриваемый период времени формируется с профицитом c 2000г, образующимся в связи с превышением параметров доходов над расходами. В 2006 г. он согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2006 год» составил 83,4 млрд. руб. и послужил основой для создания Стабилизационного фонда, призванного обеспечивать устойчивость экономики и бюджетной системы России к влиянию внешнеэкономической конъюнктуры (снижению цен на нефть).

    Формирование  доходной базы Федерального бюджета РФ в период 2003–2005 гг. осуществлялось исходя из основных положений налоговой

    реформы в 2003–2006 гг. и в соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития России. В расчетах показателей доходов.

    Доходы  федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

    Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

  • федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
  • государственную пошлину.

    Неналоговые доходы федерального бюджета формируются  за счет:

  • доходов от использования имущества;
  • доходов от продажи имущества;
  • части прибыли унитарных предприятий.

    В доходах федерального бюджета также  учитываются:

  • прибыль Банка России;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  •   доходы от реализации государственных запасов и резервов.

    Доходы  федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год.

    Из  федерального бюджета финансируются  следующие расходы:

    обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;  функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности; национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; государственная поддержка атомной энергетики; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; исследование и использование космического пространства; формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации; компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета; федеральная инвестиционная программа; официальный статистический учет.

    При формировании бюджетов всех уровней  предусматривается создание резервных  фондов. Резервный фонд в федеральном  бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

    Размер  резервных фондов в бюджетах субъектов  Российской Федерации устанавливается  органами законодательной власти субъектов  Российской Федерации при их утверждении  на очередной финансовый год.

    Резервные фонды используются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе  на проведение аварийно-восстановительных  работ по ликвидации последствий  стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

    Порядок расходования из этих фондов определяется правительством. Кроме того, федеральным  бюджетом на очередной финансовый год  предусматривается создание резервного фонда президента Российской Федерации  в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Бюджетным  кодексом РФ установлено, что средства резервного фонда президента РФ расходуются  на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами президента РФ.

    Не  допускается расходование средств  резервного фонда президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение  деятельности президента РФ.

    Данные  о доходах и расходах федерального бюджета за 1997-2008 гг. представлены в таблице (рис. 2). Федеральный бюджет имел значительный дефицит в 1997-2008 гг. В 2007 г. была предпринята попытка обеспечить сбалансированность бюджета. На 2008 г. запланирован профицит федерального бюджета в объеме 72,2 млрд. руб.

    Основными расходными статьями федерального бюджета  являются:

  • обслуживание государственного долга (20% всех расходов),
  • национальная оборона (19,0%),
  • финансовая помощь бюджетам других уровней (15,6%).

    Составление проекта федерального бюджета —  исключительная прерогатива правительства  РФ. Оно начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

    Проект  федерального бюджета основывается на следующих документах:

  • бюджетном послании Президента РФ;
  • прогнозе социально-экономического развития на очередной год;
  • основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной год;
  • прогнозе сводного финансового баланса на очередной год по всей территории РФ;
  • плане развития государственного сектора экономики.

Информация о работе Федеральный бюджет и бюджетный дефицит в Российской Федерации