Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:55, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого роста расходов, вызванных бесхозяйственностью.
Введение 2
Глава I. Теоретические основы федерального бюджета и бюджетного дефицита 4
1.1. Понятие и функции федерального бюджета. 4
1.2. Бюджетный дефицит и причины его возникновения. 8
Глава II. Федеральный бюджет и бюджетный дефицит в Российской Федерации 13
2.1. Структура доходной и расходной части федерального бюджета в Российской Федерации 13
2.2. Особенности бюджетного дефицита в современной России 23
2.3. Пути снижения бюджетного дефицита. 28
Заключение 36
Список используемой литературы 37
Серьезное
влияние на уровень налоговых
доходов бюджета в
Отсюда становятся более понятными бюджетные
проблемы России. Будучи по уровню экономического
развития одной из последних в ряду демократических
государств, по бюджетной нагрузке страна
находится на уровне США. Бюджетный кризис
в посткоммунистической России является
политическим не потому, что у правительства
не хватает политической воли бороться
с сокрытием налогов и налоговыми недоимками.
Политический характер бюджетного кризиса
отражает несовместимость сложившегося
уровня налоговых изъятий государства
с демократическим характером политического
режима и уровнем экономического развития
страны 1.
Непонимание описанной природы бюджетного
кризиса предопределило ошибочные действия
по его преодолению. На протяжении 1995–1998
годов периодически осуществлялись попытки
улучшения собираемости налогов (в т.ч.
сокращения или хотя бы прекращения роста
недоимки) как путем улучшения системы
налогового администрирования, так и путем
совершенствования налогового законодательства.
Данный вопрос стоял в центре внимания
исполнительной власти, он выдвигался
в качестве критериального представителями
международных финансовых институтов
при предоставлении России займов МВФ
и Всемирного банка, к нему проявляли повышенный
интерес руководители и аналитики ведущих
инвестиционных банков.
Власти
предпринимали немалые
Однако не будет преувеличением, если сказать, что все предпринимавшиеся меры давали весьма ограниченный и краткосрочный результат, затем собираемость налогов вновь падала до прежнего уровня или ниже. Как следует из сказанного выше, это объясняется тем, что в современной экономике России любые попытки значительно повысить уровень обязательных налоговых изъятий обречены на провал. Можно спорить о том, какой именно уровень налоговых поступлений в наибольшей степени соответствует уровню развития отечественной экономики, ее отраслевой структуре, уровню благосостояния граждан, структуре их потребления, традициям подчинения законодательству, степени его проработанности и многим другим факторам. Однако тот факт, что этот уровень возможного сбора налогов не превышает 30% ВВП плюс–минус несколько процентных пунктов можно считать доказанным хозяйственной практикой.
Следует отметить, что сказанное нисколько не умаляет важнейшего значения и не отменяет необходимость проведения налоговой реформы в России. Однако ее цель заключается не в том, чтобы собирать больше налогов и тем самым решить проблему бюджетного кризиса, а в том, чтобы сделать российскую налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях (в частности, ликвидировать ситуации, при которых одни налогоплательщики несут полное налоговое бремя, а другие уклоняются от налогов законными и незаконными методами) и одновременно повысить уровень ее нейтральности по отношению к установлению общего экономического равновесия (налоги должны вносить минимум искажений в систему относительных цен в процессы формирования сбережений, в распределение времени между досугом и работой и т.д.)
Таким образом, ключевым моментом балансирования бюджета должна была стать реструктуризация расходов, включая их сокращение, – вопрос исключительно болезненный как с политической, так и с социальной точек зрения.
Заседание
правительства РФ, состоявшееся 20 мая
2010г., без всякого преувеличения
может считаться знаковым. Одобрение
программы повышения
Как
известно, программа повышения
В числе главных инструментов, позволяющих добиться этого – переход к программно–целевым принципам организации деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, утверждение «программных» бюджетов, реформирование государственного (муниципального) финансового контроля, развитие внутреннего контроля в самих главных распорядителях бюджетных средств (ГРБС).
Визитной карточкой объявленного бюджетного драйва, безусловно, является такое новшество как государственная программа, то есть целевое управление ресурсами по формуле «бюджетные средства». Где под плюсом имеется в виду вся совокупность регулятивных возможностей, имеющихся в распоряжении органа исполнительной власти или местного самоуправления (администрирование и техническое регулирование; налоговые, таможенные и тарифные льготы; гарантии; собственность; госимущество и т.п.). При этом, считает вице-премьер, глава Минфина РФ Алексей Кудрин, каждая программа должна предваряться «правильной процедурой защиты, в том числе и публичной, перед профессионалами и экспертами», при этом принципиально важно обеспечение ее общественного мониторинга.
Переход
к программно-целевой
Принципиальное
политическое решение на сей счет
принято. Многие же детали, как водится,
остаются все еще непроработанными.
В течение ближайшей недели Минфин
должен подготовить порядок
Премьер–министр Владимир Путин считает, что основой компромисса «экономистов и финансистов», то есть базой для новых госпрограмм, должны стать проекты, вошедшие в Основные направления деятельности Правительства до 2012года. Очевидно, так и будет. При этом после определения «консенсусного» списка программ, только в течение 2010 года предстоит реализовать более 40 различных мероприятий в рамках бюджетной перезагрузки, включая подготовку поправок в Бюджетный кодекс.
Заметим,
что при всех традиционных оговорках
по поводу «дьявола в деталях» экспертное
сообщество в целом позитивно
оценивает принятые решения. Один из
главных доводов – новая «
Решения,
которые здесь еще предстоит
найти, крайне важны как для определения
«стратегии выхода» (то есть постепенного
свертывания антикризисной
Одобрение 20 мая Правительством РФ основных направлений налоговой политики на ближайшие три года было ожидаемым. Сюрпризов не получилось. Тем важнее текущий контекст принятых решений. Общие рамочные условия определены: предел совокупного снижения налоговых ставок достигнут, включение их стимулирующих функций возможно лишь в формате «точечных льгот», которые будут вводиться по мере готовности налоговой службы их рационально администрировать. Позиция Минфина на этот счет однозначна – за последние три года российские власти приняли решения о применении примерно 80–90% всех имеющихся в мире ключевых инструментов налоговой поддержки инноваций. Без ответа, однако, остается главный вопрос: по отношению к каким именно бизнесам их можно использовать. Иначе говоря, как можно идентифицировать, например, инновационные и высокотехнологические компании. Решение пока не найдено, а именно поэтому значительная часть предусмотренных льгот может оказаться «спящей», то есть право законом установлено, а как им воспользоваться не знают ни власти, ни тем более бизнес.
На
эту проблему накладывается риск
увеличения налогового бремени, если «засбоит»
программа повышения
Судя по заявлениям представителей денежных властей, ставка будет делаться на механизмы «оставления» денег в экономике, альтернативные снижению налогов и применению льгот. Речь идет, прежде всего, о стимулировании снижения ставок по кредитам (их сокращение с 15% до 7% позволит предприятиям сохранить более 900 млрд. рублей); сдерживании укрепления национальной валюты (снижение ее курса на 1 рубль «добавляет» в хозяйственный оборот около 460 млрд. рублей); торможении роста тарифов естественных монополий (что дает, по меньшей мере, сопоставимый эффект). Все это по сути дела меры, компенсирующие неснижение налогов, которые по–видимому стоило бы «оформить» в самостоятельное направление экономической политики.
Информация о работе Федеральный бюджет и бюджетный дефицит в Российской Федерации