Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 04:41, курсовая работа
Проблема развития и создания малых и средних предприятий имеет особое значение для национальной экономики. Известно, что во многих развитых странах эти предприятия обеспечивают производство существенной, а в некоторых случаях преобладающей, части валового национального продукта. Привлекательными для России особенностями малого бизнеса являются: небольшие сроки окупаемости направляемых сюда инвестиций, его способность быстро приспосабливаться к изменяющемуся спросу, оперативное использование результатов научно-технических достижений и открытий, создание новых рабочих мест. С другой стороны, эта сфера экономики представляет собой область высоко рисковых инвестиций: весьма велика доля разоряющихся и ликвидируемых предприятий, впрочем, так же, как значительна доля вновь создаваемых фирм.
Введение
Теоретические основы финaнсировaния мaлого и среднего бизнесa
Понятие малого и среднего бизнеса
Основные черты финaнсировaния мaлого и среднего бизнесa
Виды и формы кредитования малого и среднего бизнесa
Aнализ госудaрственного финaнсировaния и банковского кредитования мaлого и среднего бизнесa в России
Анализ банковского кредитования мaлого и среднего бизнесa в России на 2008-2011 гг
Aнализ госудaрственного финaнсировaния мaлого и среднего бизнесa в России на 2008-2011 гг
Пути совершенствовaния госудaрственного финaнсирования мaлого и среднего бизнесa
Заключение
Библиогрaфический список
План
Введение
Заключение
Библиогрaфический
список
Введение
Проблема развития и создания малых и средних предприятий имеет особое значение для национальной экономики. Известно, что во многих развитых странах эти предприятия обеспечивают производство существенной, а в некоторых случаях преобладающей, части валового национального продукта. Привлекательными для России особенностями малого бизнеса являются: небольшие сроки окупаемости направляемых сюда инвестиций, его способность быстро приспосабливаться к изменяющемуся спросу, оперативное использование результатов научно-технических достижений и открытий, создание новых рабочих мест. С другой стороны, эта сфера экономики представляет собой область высоко рисковых инвестиций: весьма велика доля разоряющихся и ликвидируемых предприятий, впрочем, так же, как значительна доля вновь создаваемых фирм.
Становление, развитие и поддержку малого бизнеса, который может и должен стать важным фактором подъема российской экономики, следует отнести к числу основных экономических проблем.
Ориентация
на малый бизнес в настоящее время
является важнейшим элементом
Как известно, основными финансовыми источниками для предприятий малого бизнеса являются собственные средства или привлеченный капитал – средства банков, других организаций или частных лиц. Однако, как показывает практика, предпринимателям достаточно сложно получить кредит на развитие своего бизнеса. Спрос на кредиты в малом бизнесе удовлетворяется менее чем на 30%. Интересны и другие цифры: спрос на кредиты малому бизнесу специалисты оценивают в 30 млрд долл. При этом общее предложение от банков составляет всего 5 млрд долл.
Малый
бизнес испытывает постоянную потребность
в дополнительных финансовых ресурсах,
как для открытия новых предприятий,
так и для развития уже существующих.
Понятно, что удобная форма кредитования
будет способствовать становлению
малого бизнеса и увеличению его
доли в экономике региона и
страны в целом.
1. Теоретические основы финaнсировaния мaлого и среднего бизнесa
В соответствии с Законом РФ от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» Сейчас под малыми предприятиями понимаются коммерческие организации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: 1) в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 чел.; 2) в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60; 3) в оптовой торговле - 50; 4) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30; 5) 6в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел. Оборот малого бизнеса определяется размером до 400 миллионов рублей в год.
Понятие среднего бизнеса довольно размыто и имеет множество критериев. Но все таки можно составить основные критерии определения среднего бизнеса. Оборот предприятия, хотя он зависит от сферы деятельности предприятия. В настоящее время предприятием среднего бизнеса в России считается такое, которое в год имеет оборот до 1 миллиарда рублей в год (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 г. Москва "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"). Если говорить о численности человек работающих на среднем предприятии четкие рамки занятых до сих пор не были определены, речь может идти о границах между несколькими дестками и сотнями человек. Доля рынка, которую занимает предприятие должна быть от 1% и не превышать 4%. За рубежом существует множество критериев определения размера предприятия, в которые определены на колличественные параметры.
Критерии отнесения хозяйствующего субъекта к МСБ
Максимальная годовая выручка МБ, млн. рублей | 400 |
Максимальная численность персонала МБ, чел. | 100 |
Максимальная годовая выручка СБ, млн. рублей | 1000 |
Максимальная численность персонала СБ, чел. | 250 |
Максимальная доля собственников МБ, не относящихся к МСБ, % | 25 |
В
Италии принята следующая
классификация предприятий
в зависимости
от численности
работающих.
|
Критерии
отнесения предприятий
к малым
и средним в ЕС согласно
Обозрению N 6
|
Однако большинство
экономистов для определения
размера предприятия
Качественные параметры определения размера фирмы по X. Велу
|
Таким образом для определения размера предприятия в Российской федерации преобладающе используют 2 критерия: численность работников и годовой оборот.
Финансирование
малого и среднего бизнеса может
осуществляться из трёх видов внешних
источников: кредиты, займы (у юридических
и физических лиц), и за счёт бюджетного
финансирования малого и среднего бизнеса.
Государственное финансирование – это способ предоставления финансовых ресурсов на безвозвратной основе субъекту хозяйствования из бюджетных средств и внебюджетных фондов. Благодаря Государственной финансовой поддержки происходит перераспределение денежных ресурсов между предприятиями. В современной России существуют отдельные элементы государственного финансирования малого и среднего бизнеса. Выделяют следующие формы государственного финансирования малого и среднего бизнеса.
-
организационно-
- налогово-управленческая;
- имущественная;
- финансово-кредитная.
Финансово-кредитная поддержка является самой привлекательной для малого и среднего быизнеса, и довольно обременительной для государственного бюджета, которая включает льготное кредитование, предоставление гарантий под кредиты коммерческих банков и др. Основной задачей государства состоит не в передаче малым предприятиям финансовых, имущественных и иных ресурсов, не в их поддержке, а в том, чтобы на основе правовой и экономической базы используя эффективные формы финансирования оказывать им помощь в выжевании, создавать возможности роста и саморазвития в условиях рынка.
Из зарубежного опыта видно, что основным критерием развития малого и среднего опыта является постоянная государственная поддержка.
Рассмотрим
слудующие формы
Основные нормы для предоставления субвенций и субсидий малому и среднему бизнесу, регламентируются в бюджетном кодексе Российской Федерации, который был введен с 1 января 2000 г.