Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 04:41, курсовая работа
Проблема развития и создания малых и средних предприятий имеет особое значение для национальной экономики. Известно, что во многих развитых странах эти предприятия обеспечивают производство существенной, а в некоторых случаях преобладающей, части валового национального продукта. Привлекательными для России особенностями малого бизнеса являются: небольшие сроки окупаемости направляемых сюда инвестиций, его способность быстро приспосабливаться к изменяющемуся спросу, оперативное использование результатов научно-технических достижений и открытий, создание новых рабочих мест. С другой стороны, эта сфера экономики представляет собой область высоко рисковых инвестиций: весьма велика доля разоряющихся и ликвидируемых предприятий, впрочем, так же, как значительна доля вновь создаваемых фирм.
Введение
Теоретические основы финaнсировaния мaлого и среднего бизнесa
Понятие малого и среднего бизнеса
Основные черты финaнсировaния мaлого и среднего бизнесa
Виды и формы кредитования малого и среднего бизнесa
Aнализ госудaрственного финaнсировaния и банковского кредитования мaлого и среднего бизнесa в России
Анализ банковского кредитования мaлого и среднего бизнесa в России на 2008-2011 гг
Aнализ госудaрственного финaнсировaния мaлого и среднего бизнесa в России на 2008-2011 гг
Пути совершенствовaния госудaрственного финaнсирования мaлого и среднего бизнесa
Заключение
Библиогрaфический список
Осуществление
государственной финансовой поддержки
малого предпринимательства может
происходить за счет двух источников:
бюджета и внебюджетных ресурсов. Смесь
прямой и косвенной бюджетной поддержки
должна помочь формированию необходимого
стартового капитала для новых и развития
существующих предприятий, а также преодолеть
негативные тенденции ухода этих предприятий
от налогообложения. При этом, наряду с
выделением средств из бюджета, необходимо
разработать автономные механизмы финансирования
МСБ из внебюджетных источников.
В настоящее время необходимо разработать
новую парадигму развития российского
предпринимательства и функционирования
систем его государственной поддержки. Ключевым
моментом здесь будет устойчивое экономическое
сотрудничество малых, средних и крупных
предприятий, которые в свою очередь, должны
подвергаться целенаправленной государственной
политики по поддержке на федеральном
и региональном уровне.
Основные направления развития механизмов
финансирования включают в себя:
1. Бюджетная поддержка малого бизнеса,
осуществляемая путем реализации федеральных
и региональных программ государственной
поддержки для МСБ.
2. Разработка и реализация программы кредитных
гарантий (распределения инвестиционных
рисков между государством и частным капиталом).
3. Разработка и реализация очень динамичной
и экономически эффективной системы микрофинансирования.
4. Введение в сферу МСБ схем финансового,
возвратного, оперативного лизинга.
5. Субсидирование процентной ставки коммерческим
организациям для кредитов и займов, выданных
МСБ.
6. Предоставление возможностей субъектом
малого и среднего бизнеса участвовать
в реализации государственных и муниципальных
заказов.
Обеспечить доступ предпринимателей к
кредитам - это не только поддержка существующего
сектора малого бизнеса, чтобы вывести
его из тени, но и стимулировать появление
новых предприятий. По данным исследования,
доступ к финансовым ресурсам из 875 тысяч
единиц в год имеют всего около 13-15 тысяч
малых предприятий. Это означает, что сегодня
в России, организации, предоставляющие
финансовые услуги для предпринимателей,
охватывают менее 1% потенциального рынка.
Общая потребность существующих малых
предприятий в финансовых ресурсах, например,
в микро-кредитовании составляет около
$ 7 миллиардов. Большинство предпринимателей
планируют получить финансовую поддержку
из государственных средств на поддержку
малого бизнеса (около трети руководителей
малых предприятий, которые собираются
привлекать внешнее финансирование). Следующий
в рейтинге идет частным сектором (партнерский
кредит), банковский кредит, привлечение
кредитов от международных организаций
и иностранных фирм, получение займов
от кредитных кооперативов.
При определении форм и методов доступа
предпринимателей к финансовым ресурсам
необходимо обеспечить дифференцированный
подход с учетом различных категорий предпринимателей.
Первая категория - начинающие предприниматели. Для
того, чтобы предприниматели в этой категории
могли начать свой собственный бизнес,
государством должна быть сконструирована
инфраструктура для подготовки, юридическому
сопровождению, консалтинга и предоставления
информации. С учетом международного опыта
и в реальных условиях дефицита финансовых
ресурсов государство должно создать
условия, которые с участием федерального
и муниципального имущества может генерировать
преимущественно инновационные бизнесы,
которые затем будут переданы предпринимателям
в «лизинг под ключ» на длительный срок. В
этом случае, не требуется обеспечения
от предпринимателей:
§
простота процедуры лизинга снижает стоимость
сделки;
§
малому бизнесу не нужно замораживать
капитал для софинансирования того же
оборудования в полном объеме;
§
лизинговые договоры специально разработаны
для удовлетворения потребностей малого
бизнеса.
Микрофинансирование
должно быть уделено потребностям отдельных
владельцев индивидуальных, семейных
бизнесов, которые постоянно нуждаются
в доступе к финансовым ресурсам, но не
могут пользоваться услугами банков и
других кредитных учреждений, не заинтересованных
в работе с мелкими заемщиками.
Микрофинансирование вносит свой вклад
в решение по крайней мере трех проблем:
§
Увеличение числа предпринимателей без
образования юридического лица;
§
увеличения налоговых поступлений;
§
наличие кредитной истории для дальнейшего
развития субъектов МП через банковский
сектор.
Всего Микро кредиторы выдают
$ 1 млрд. в год, а потребность малого бизнеса
в России в области микрокредитования
составляет около 5-7 млрд. долларов.
По мнению экспертов, главное
препятствие на пути развития микрофинансирования
- это отсутствие общей, хорошо развитой
концепции и стратегии развития микрофинансирования
в стране. Сейчас стали появляться структуры,
которые начали заниматься этим, но они
носят локальный, а не национальный характер.
Вторая серьезная проблема - в России не
хватает хорошо обученных менеджеров
по проектам микрофинансирования.
Субсидирование процентных ставок
по кредитам, предоставленным субъектам
малого предпринимательства создают условия
для снижения стоимости кредитных ресурсов,
выделяемых на развитие малого бизнеса,
содействие вовлечению частных инвесторов
в развитие малых предприятий.
Кредитование малого бизнеса должно
быть на льготных условиях для компенсации
разницы процентных ставок за счет бюджетных
средств, через фонд для малого бизнеса. В
этом случае, кредитные учреждения, занимающиеся
кредитованием малого бизнеса на льготных
условиях, пользуются льготами в соответствии
с законодательством России.
Вторая категория предпринимателей
(развивающиеся) - это те, которые уже создали
функционирующие бизнесы. Но они нуждаются
в помощи для повышения модернизации. Это
потребует дополнительных кредитных ресурсов.
Для этой категории, должны создать
системы гарантийных механизмов с участием
государства, региональных и муниципальных
властей. Определенная часть риска должна
падать на банки. Это создаст возможность
для поддержки развития предпринимательства,
довести его до уровня, при котором оно
сможет и без поддержки государства получать
кредит в банке, в качестве обычного
участника рынка.
Существующая российская практика
предоставления государственных гарантий
от имени Российской Федерации и ее субъектов,
с учетом федерального гражданского законодательства
и бюджетного законодательства на федеральном
уровне и на региональном уровне, на самом
деле не затрагивает субъектов хозяйствования
малого бизнеса.
Третья категория (стабильно работающие)
может включать в себя тех предпринимателей,
у которых есть стабильный бизнес, и ликвидный
залог, и его кредитная история. Они могут
легко получить кредит в коммерческом
банке и под инвестиционную программу
и под оборотный капитал. В этом случае,
государственная поддержка МСБ должна
быть направлена на помощь в выходе
на зарубежные рынки и стимулирования
экспорта. При вступлении в ВТО(Всемирная
торговая организация) следует ожидать,
что на рынок устремится продукция компаний
Европы, Америки и Китая. Предприниматели
неизбежно сталкивается с тем, что конкурентные
преимущество, которое у них есть в данный
момент: наличие дешевой рабочей силы,
исчезнет. Если государство в этой ситуации
не будет создавать новые механизмы поддержки,
существует опасность массовой ликвидации
малых предприятий.
Президент России Дмитрий Медведев
подписал федеральный закон, направленные
на поддержку малого и среднего бизнеса.
Документ, предусматривающий внесение
изменений во вторую часть Налогового
кодекса РФ о порядке учета доходов и расходов
субъектов малого и среднего предпринимательства
при оказании им финансовой поддержки,
был принят Госдумой 22 февраля и одобрен
Советом Федерации 2 марта 2011года.
Как сообщает пресс-служба Кремля,
новый закон устанавливает специальный
порядок учета финансовой поддержки в
форме субсидий, получаемых малыми и средними
предприятиями в соответствии с федеральным
законом «О развитии малого и среднего
предпринимательства в России».