Финансирование услуг в сфере здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:09, реферат

Описание

Одним из основных разделов деятельности Минздрава в этот период стали вопросы реформирования и реструктуризации республиканского здравоохранения и приведение его в соответствие с потребностями населения в современной лечебно-профилактической помощи, учитывая уже имеющуюся на этот счет законодательную базу как в России, так и в Башкортостане. Так, только в прошедшем году было принято 7 целевых программ, направленных на дальнейшее совершенствование здравоохранения республики, главным образом связанных с социально-значимыми болезнями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
3
1.Финансирование лечебно-профилактических учреждений здравоохранения
1.1. Общие сведения……………………………………………………............

5
1.2. Кредиты и их виды………………………………………………………….
7
1.3. Лизинговые операции……………………………………………….……..
10
1.4. Ресурсы здравоохранения…………………………………………………
12
1.5. Ценные бумаги в здравоохранении……………………..………………..
13
2. Структура здравоохранения РБ
2.1. Медицинское страхование в РБ……………………………………..….…
15
2.2. Медицинские услуги………………………………………………………..
19
2.3. Стационарная служба…………………………………..…………………
22
2.4. Амбулаторно-поликлиническая служба РБ……………………………...
23
3. Финансирование и социальная защита
3.1. Управление Росздравнадзора по Республике Башкортостан….…..……
25
3.2. Основные проблемы……………………………………………………….
28
3.3. О финансировании здравоохранения………………………………….....
30
3.4. О социальной защите работников отрасли……………………….………
34
Заключение…………………………………………………….…………………..
36
Список использованной литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

экономика социальной сферы.docx

— 87.67 Кб (Скачать документ)

2.2. Медицинские услуги

Развитие рынка медицинских  услуг в Башкортостане - такую  задачу ставит перед собой созданный  в Торгово-промышленной палате комитет  по здравоохранению и медико-биологическим  технологиям.

Сегодня частное здравоохранение  в регионе развивается несколько  хаотично. Лишь единичные представители  медицинской общественности инициируют открытие частных клиник, тогда как  в развитых странах основная часть  медицинских услуг приходится на долю именно этого сектора здравоохранения.

Пока они работают разрозненно, но их необходимо объединять, защищать, координировать их действия. Государство  не может являться эффективным собственником  в области здравоохранения.

Система охраны здоровья должна регулироваться как государством, так и бизнесом. Поэтому бурное развитие частной  медицины неизбежно и у нас  в республике, и произойдет это  буквально через полтора-два года.

На сегодняшний день в Башкортостане  действует 1215 предприятий, имеющих  лицензию на осуществление медицинской  деятельности, и 790 физических лиц, оказывающих  медицинские услуги в частном  порядке.

Альтернативой бюджетному здравоохранению  может стать система частной  медицинской практики. Утверждать, что рынок частных медицинских  услуг сформирован и благополучно развивается еще рано. Система  только начинает складываться.

Механизм ее деятельности предусматривает  обязательный контроль со стороны государства, включающий в себя лицензирование всех видов частной практики. Под частной  медицинской практикой принято  понимать любые виды и методы диагностики, лечения, профилактики, предупреждения и реабилитации заболеваний.

Контроль осуществляется посредством  проверок со стороны районных комитетов  здравоохранения за качеством и  результатами деятельности частнопрактикующих медицинских структур, докладывающих  о итогах проверок комиссии Министерства здравоохранения РБ по лицензированию.

С конца 2007 года и по настоящее время выдано около 400 лицензий. Получить лицензию на тот или иной вид частной практики возможно как частному предпринимателю, так и юридическому лицу4.

Помимо этого существует также  негласное условие комиссий: соискатель должен иметь стаж активной деятельности не менее пяти лет и первую категорию  по соответствующей специальности, оценку которой проводит главный  специалист министерства.

Интерес к частной медицинской  практике проявляют многие: еженедельно  это сотни обращений. Правда, отсев  значительный. Условия, это признают и сотрудники комиссии, жесткие. Объективно сложившаяся ситуация объясняется  следующими мотивами: контроль за деятельностью  частнопрактикующего врача не сравнить с контролем медицинских учреждений - работа любого медика государственной  клиники или центра осуществляется под бдительным надзором администрации  лечебного учреждения. Существует также  и негласный список тех заболеваний, лечение которых является исключительной прерогативой государственных медицинских  центров (онкологические, психиатрические  заболевания, некоторые социально  значимые кожно-венерологические заболевания).

Развитие системы частной медицинской  практики может происходить нормально  только в условиях "здоровой" государственной  системы здравохранения, развитой страховой  медицины и стабильной экономической  ситуации. И только в этом случае частная практика - рынок частных  медицинских услуг - будет развиваться  и не "перекрывать" неразвитые участки "официальной" медицины, а быть подлинной альтернативой  всем видам и формам государственной  системы здравоохранения.

2.3. Стационарная служба

Коечный фонд сегодня охватывает 41 лечебный профиль и включает все  основные направления специализированной медицинской помощи: участковая больница - районная больница - межрайонные клинико-диагностические  центры и отделения - городская больница - республиканские учреждения.

Стационарная медицинская помощь в условиях бюджетно-страховой медицины, как и прежде, остается наиболее рессурсоемкой и затратной частью здравоохранения. В республике функционируют 284 больницы мощностью 48 500 коек, в том  числе 41 специализированный диспансер  на 5 205 и 23 санаторных учреждения на 3 350 койки соответственно. В сельской местности - это 52 центральные районные, одна районная и 142 участковые больницы на 19049 коек, составляющие 39% всего коечного фонда здравоохранения республики.

В то же время, по расчетам специалистов, в соответствии с госзаказом 10,5 тысяч  больничных коек по различным профилям не отвечают необходимой потребности  и используются неэффективно. Всего  же обеспеченность койками на 1 тыс. населения составила в 2004 г. 114,6 и  превысила среднероссийский уровень (в РФ - 108,2, а в Приволжском округе - 103,6). По некоторым же населенным пунктам  Башкортостана этот показатель, в  свою очередь, в 1,5-2 раза превышает его  средне республиканский показатель: г. Белебей - в 1,9 раза, г. Сибай - в 1,5 раза, г. Белорецк - в 1,5 раза, Зилаирский район - в 1,2 раза. Одновременно в ряде сельских районов он остается крайне низким. В частности, в Белорецком районе - 72,7; в Стерлитамакском - 72,6; в Уфимском - 59,2; Чишминском - 74,8; в г. Агидель - 72,6. О чем это говорит? Как заметила в своем выступлении министр, "о том, что подобный и крайне неравномерный разброс количества больничных коек можно объяснить  исторически сложившейся ситуацией, но только не расчетами реальной потребности  населения в стационарной помощи".

На фоне подобного расклада изменились и показатели работы больничной койки:

  • обеспеченность койками на 10 тысяч населения снизилась с 121,6 в 1998 г. до 114,6 в 2004 г.;
  • работа койки увеличилась с 308 до 319, а оборот - с 21,0 до 22,0;
  • среднее пребывание на койке снизилось с 14,8 до 14,3 дней, а общее количество коек - с 50 тысяч в 1998 г. до 48,5 тысяч в 2004 г.

Указанные цифры лишь подтверждают факт возросшего напряжения в работе стационаров и их клинико-диагностических  подразделений5.

2.4. Амбулаторно-поликлиническая служба РБ

В республике функционирует 346 амбулаторно-поликлинических  учреждения, в том числе 99 в сельской местности, на 88,4 тысяч посещений  в смену. Показатель плановой мощности их в 2010 г. составил в среднем 215,0 на 10 тысяч населения. Низкие показатели отмечаются главным образом в районах: Аскинском - 93,0, Шаранском - 102,0 и Буздякском - 116,0. Вместе с тем, в Стерлитамакском районе - 260,0; а г. Стерлитамаке и г. Белебей - 330 и 270,0 соответственно.

По итогам года среднее число  посещений на 1 жителя республики (включая  обращения к врачам скорой медицинской  помощи) составило 10,4 - это значит, что  каждый житель республики посетил поликлинику  в течении года 10,4 раза. Количество находящихся под наблюдением  диспансерных больных (на 1000 населения) увеличилось с 318,0 до 319,0.

Вместе с тем, это стало результатом  и того, что формы организации  этой службы не совершенствуются, в  силу ряда как объективны, так и  субъективных причин. Из выступления: На протяжении десятилетий приоритет  в развитии здравоохранения отводился  стационарному звену - была занижена значимость амбулаторного лечения, несмотря на то, что расходы на его организацию обходятся в 8-10 раз дешевле, крайне узким остается перечень проводимых в условиях поликлиник диагностических исследований. На данный момент, например, в республике действуют два республиканских и восемь межрайонных консультативно-диагностических центра, но их работа пока не вполне отвечает современным требованиям.

Подводя краткий анализ состояния  и возможностей стационарной и амбулаторно-поликлинической  помощи населению, можно сказать, что "на протяжении последних пять лет  было много разговоров о реформировании здравоохранения, принимались концепции  и программы его развития, основным направлением которых должно бы становиться  стационарозамещающие технологии - наиболее эффективные и мало затратные  формы использования сил и  средств в условиях бюджетно-страховой  медицины". Однако, основные качественные показатели демонстрируют обратное. Так, стационары в республике продолжают работать с перегрузкой - за 2009 г. в них пролечено на 40 тысяч больных больше, чем в 2008 г., при этом число врачебных посещений в поликлинике на одного жителя сохраняются неизменными с 2008 г., наблюдается снижение и других показателей амбулаторно-поликлинического звена: количество медицинских осмотров, диспансеризация больных и других.

Не получили своего развития как  отделения и палаты дневного пребывания в больницах, так и дневные  стационары в поликлиниках, также  и стационары на дому. На развернутых  в 2008 г. 2 470 дневных койках (1 296 - при больницах и 1180 - в поликлиниках) в 2009 г. было пролечено всего около 20 тысяч больных, что на 2 тысячи меньше, чем в 2008 г.

 

3. Финансирование и социальная защита

3.1. Управление Росздравнадзора по Республике Башкортостан

Приказ министра здравоохранения и социального развития РФ "О создании Управления Росздравнадзора по Республике Башкортостан" датирован 26 января 2005 года. В соответствии с ним в регионе было создано территориальное Управление Росздравнадзора. Кроме того, приказами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития были утверждены составы комиссий по лицензированию медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также списки внештатных экспертов Росздравнадзора по РБ. Возглавил территориальное управление Салават Булатович Даутов.

Территориальный орган осуществляет контрольно-надзорные функции, в  том числе лицензирование медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических  средств и психотропных веществ.

За первое полугодие комиссиями по лицензированию соответствующих  видов деятельности было принято  решение о выдаче 318 лицензий, в  том числе - юридическим лицам  государственной и муниципальной  форм собственности - 151, юридическим  лицам иной формы собственности - 111. 56 лицензий получили частные предприниматели.

Практически все лечебные учреждения имеют лицензии на осуществление  медицинской деятельности. Так, за шесть  месяцев работы территориального управления Росздравнадзора была выдана 171 лицензия. Из них 51 разрешительный документ получили юридические лица государственной  и муниципальной форм собственности, в том числе 11 - Центральные районные больницы. 77 лицензий было выдано юридическим  лицам иной формы собственности. 43 лицензии получили индивидуальные предприниматели без образования юридического лица6.

По заявлениям соискателей лицензий на осуществление фармацевтической деятельности принято решение о  выдаче 92 лицензий. 45 лицензиатов - юридические  лица государственной и муниципальной  форм собственности, среди них семь ЦРБ. Юридических лиц иной формы  собственности - 34, индивидуальные предприниматели - 13 лицензиатов. Деятельность, связанная  с оборотом наркотических средств  и психотропных веществ, лицензирована 81 лечебным учреждением. Надо отметить, что процесс лицензирования этого  вида деятельности осуществляется в  тесном контакте с Управлением Федеральной  службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РБ.

Надзорная функция осуществляется Управлением Росздравнадзора в  соответствии с планом проверок на 2010 год, утвержденным Федеральной службой в сфере здравоохранения и социального развития. Так вот, по результатам этих проверок на соответствие работ и оказываемых услуг лицензионным требованиям и условиям приостановлено действие 10 лицензий по фармацевтической деятельности в 18 аптечных организациях и 10 лицензий, выданных на осуществление медицинской деятельности юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим медицинские услуги по специальностям "косметология" и "стоматология".

Кроме того, управлением Росздравнадзора  по поручению федеральной службы проведена проверка оптовых аптечных организаций, по результатам которых  рекомендовано приостановление  лицензий на осуществление фармацевтической деятельности четырех аптечных складов  в республике.

Межведомственная группа по предупреждению и пресечению злоупотреблений при  реализации лечебно-профилактическими  и аптечными учреждениями лекарственных средств по дополнительному лекарственному обеспечению льготных категорий граждан на территории Башкортостана была создана распоряжением Правительства РБ по поручению министра здравоохранения и социального развития и министра внутренних дел РФ. В нее вошли представители Министерства здравоохранения РБ, Управления Росздравнадзора, Министерства внутренних дел РБ, Территориального управления Роспотребнадзора, ГУЗ "Лекконтроль".

Во исполнение указанного распоряжения совместно с Министерством здравоохранения  РБ, Управлением Роспотребнадзора по РБ и Управлением по борьбе с организованной преступностью МВД РБ утвержден  план работы, назначены ответственные  лица и своевременно проводятся мероприятия  по выявлению фактов реализации фальсифицированных и контрабандных лекарственных  средств, происхождение которого и  пути поступления в республику требуют  дальнейшей проработки.

Ситуация, складывающаяся в республике в связи с отказами граждан  от набора социальных услуг на 2010 год, вызывает тревогу и со стороны Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, и со стороны нашего территориального управления. Судите сами: если в целом по Pоссии, по данным Пенсионного фонда РФ на середину июля, число граждан, которые предпочли компенсацию соцпакету, составило около 10 процентов, то у нас уже более 100000 льготников письменно заявило о своем желании заменить социальный пакет денежной компенсацией.

При этом нельзя не обратить внимание, что наибольшее число отказов  отмечается среди жителей сельской местности. Кроме того, есть случаи отказов среди инвалидов 1,2 групп, граждан, состоящих на учете по таким  заболеваниям, как сердечно- сосудистые, заболевания опорно-двигательного  аппарата, органов дыхания и даже сахарному диабету.

В первую очередь, люди отказываются из-за недостаточной информированностью. А ведь здесь важную роль играет разъяснительная работа с населением, которая сейчас должна быть усилена. Кроме того, в ряде отдаленных районов  еще недостаточно пунктов отпуска  лекарственных средств и выписки  льготных рецептов. Часть льготников из-за очередей в лечебных учреждениях  и аптеках зачастую не имеют возможности  получить лекарства.

Информация о работе Финансирование услуг в сфере здравоохранения