Финансирование услуг в сфере здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:09, реферат

Описание

Одним из основных разделов деятельности Минздрава в этот период стали вопросы реформирования и реструктуризации республиканского здравоохранения и приведение его в соответствие с потребностями населения в современной лечебно-профилактической помощи, учитывая уже имеющуюся на этот счет законодательную базу как в России, так и в Башкортостане. Так, только в прошедшем году было принято 7 целевых программ, направленных на дальнейшее совершенствование здравоохранения республики, главным образом связанных с социально-значимыми болезнями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
3
1.Финансирование лечебно-профилактических учреждений здравоохранения
1.1. Общие сведения……………………………………………………............

5
1.2. Кредиты и их виды………………………………………………………….
7
1.3. Лизинговые операции……………………………………………….……..
10
1.4. Ресурсы здравоохранения…………………………………………………
12
1.5. Ценные бумаги в здравоохранении……………………..………………..
13
2. Структура здравоохранения РБ
2.1. Медицинское страхование в РБ……………………………………..….…
15
2.2. Медицинские услуги………………………………………………………..
19
2.3. Стационарная служба…………………………………..…………………
22
2.4. Амбулаторно-поликлиническая служба РБ……………………………...
23
3. Финансирование и социальная защита
3.1. Управление Росздравнадзора по Республике Башкортостан….…..……
25
3.2. Основные проблемы……………………………………………………….
28
3.3. О финансировании здравоохранения………………………………….....
30
3.4. О социальной защите работников отрасли……………………….………
34
Заключение…………………………………………………….…………………..
36
Список использованной литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

экономика социальной сферы.docx

— 87.67 Кб (Скачать документ)

Право выбора всегда остается за гражданином, поэтому предлагаем активизировать разъяснительную работу среди населения  по вопросам ДЛО, обратить внимание руководства  и сотрудников всех аптечных организаций  и лечебных учреждений на доступность  лекарственной помощи сельскому  населению и обеспечению лекарственными препаратами конкретного пациента.

Дополнительное лекарственное  обеспечение по сути стало гарантом того, что льготники получат все  необходимые им препараты. Тех 450 рублей, которые люди получат в качестве денежной компенсации за отказ от соцпакета, на приобретение лекарств в  аптеках явно не хватит. Но, к сожалению, люди пока не в состоянии просчитать эти последствия, а потому вполне вероятно, что, отказавшись от соцпакета, они могут остаться вообще без  лекарств.

3.2. Основные проблемы

За прошедший год уровень  госпитализации больных превысил расчетные  нормативы во всех районах и городах  республики, за исключением Благоварского, Иглинского, Стерлитамакского, Уфимского, Чишминского районов и г. Уфы (например, в Бурзянском районе и в г. Сибае - практически в 2 раза). Сохраняется  высокой и работа больничной койки, главным образом в городах  РБ, особенно - в Учалах, Янауле, Мелеузе  и Благовещенске. При том, что  в целом коечная сеть ЛПУ превышает  расчетные нормативы, их количество в дневных стационарах заметно сократилось. В 2009 г. в поликлинических учреждениях они были развернуты только в Архангельском, Аургазинском, Балтачевском, Благоварском, Ермекеевском, Илишевском, Караидельском, Мечетлинском, Миякинском, Хайбуллинском и Чишминском районах, и в наиболее крупных городах, кроме Агидели, Давлеканово, Нефтекамска, Салавата, Туймазы и Янаула7.

Амбулаторно-поликлиническая помощь в республике также характеризовалась  низкими показателями: практически  по всем районам и городам цифры  посещений в расчете на 1 жителя оказались неудовлетворительными. Это явление тем более заслуживает  пристального внимания, что одновременно на этом фоне количество обращений  к скорой помощи в в большинстве  районов и во всех городах заметно  превысило нормативы (в г. Агидель, например, чуть-ли не в 3 раза ).

В то же время становится ясно (доклад министра здравоохранения республики), что только дальнейшая реструктуризация коечного фонда ЛПУ позволит решать вопросы оказания населению бесплатной и гарантированной медицинской  помощи, повысить эффективность использования  наличествующих ресурсов. За счет освобождаемых  финансовых средств появится возможность  оснастить на более высоком уровне лечебные учреждения диагностической  аппаратурой, лекарственными препаратами, решать социальные проблемы работников здравоохранения.

В целом, в настоящее время в  республике функционируют 530 лечебно-профилактических учреждения. В них трудятся 76,8 тыс. медработников, из них: 11 937 врачей, 35 500 тысяч специалистов со средним медицинским  образованием и 28 619 младшего и технического персонала.

Всего по штатному расписанию занято 94% всех должностей, около 4 тысяч - остаются не занятыми. Если сам по себе этот показатель и неплохой, то его отношение к физическим лицам весьма низкое - среди врачей оно составляет 62,5%, среди среднего медперсонала - 78%, среди младшего - 70%. При этом, 626 врачебные должности продолжают занимать 492 специалиста с высшим немедицинским образованием.

 

3.3. О финансировании здравоохранения

В 2009 г. на нужды здравоохранения было предусмотрено 2 млрд. 905 млн. руб., фактическое же исполнение составило 5 млрд. 194 млн. руб. (179% к плану), в том числе: по бюджету - 3 млрд. 340 млн. руб. и по фонду ОМС - 1 млрд. 852 млн. руб. В целом затраты на 2 млрд. 289 млн. руб. превысили расходы 2003 г., при этом кредиторская задолженность учреждений здравоохранения республики снизилась с 200 млн. руб. до 30 млн. руб., а просроченная - полностью закрыта (в основном сохранились текущие долги за коммунальные услуги и проведение ремонтных работ).

Платежей на неработающее население  из бюджетов всех уровней поступило 72,7 млн. руб. или 107,5% от годового плана, страховых взносов на работающее население - 1 млрд. 280 млн. руб. или 164,6% к  утвержденному плану. В ходе выполнения Республиканских целевых программ освоено 123,1 млн. руб., что в 2,6 раза превышает  утвержденные годовые ассигнования (в том числе 39,9 млн. руб. получено за счет субвенций из федерального бюджета). За счет резервного фонда  Президента РФ, средств федеральных  целевых программ, централизованных поставок Министерства здравоохранения  РФ, субвенций Федерального Фонда  ОМС получено медицинских препаратов и медицинского оборудования на сумму 109,2 млн. руб.

Рис 5. Финансирование здравоохранения  РБ (источник: МЗ РБ)

Вместе с тем, в 2010 г. контрольно-ревизионным отделом Министерства здравоохранения в процессе проведения ревизий и проверок в 51 подведомственном учреждении выявлялись многочисленные нарушения, а общая сумма незаконных расходов составила 2 млн. 402 тыс. руб. Наиболее серьезные нарушения обнаружены в Республиканском туберкулезном диспансере, Кожно-венерологическом диспансере, Мечетлинском детском санатории, Бирском медицинском училище. По результатам ревизий и проверок изданы 4 приказа, в ЛПУ направлены 8 информационно-распорядительных писем, привлечено к дисциплинарной и материальной ответственности 15 сотрудников - возмещено незаконных расходов, недостач и хищений материальных ценностей на сумму 247 тыс. руб.

Всего в 2010 г. проведено 66 комплексных и целевых проверок городских, республиканских и районных ЛПУ, аптечных предприятий с негосударственной формой собственности по различным вопросам, регламентирующим фармацевтическую деятельность, децентрализованный закуп, организацию льготного лекарственного обеспечения населения, учет, хранение и использование наркотических препаратов. При проверках отмечены случаи нерационального приобретения лекарственных средств - закупаются схожие препараты с аналогичной эффективностью и безопасностью, но с разными стоимостными характеристиками. В нарушение требований приказа МЗ РФ № 328 "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)" в ряде лечебных учреждений не согласовывается назначение 5 и более препаратов, дорогостоящих и сильнодействующих средств с заведующими отделениями и клиническими фармакологами. Выявлены случаи необоснованной полипрагмазии, назначения лекарственных препаратов без соответствующих клинических показаний, случаи их нерациональных.

В республике активно внедряется формулярная  система. Продолжает работу формулярно-терапевтический  комитет МЗ РБ и формулярные комиссии при лечебно-профилактических учреждениях. Подготовлен и утвержден новый "Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно  или со скидкой в размере 50%".

В целях реализации Постановления  Кабинета Министров республики №50 от 29.02.2004 г. "О неотложных мерах  по развитию системы здравоохранения  в Республике Башкортостан" на базах  Республиканской клинической больницы им. Куватова и Республиканского онкологического  диспансера проводится эксперимент  по внедрению единой централизованной и комплексной системы обеспечения  лекарственными средствами (исполнитель  ГУП СГПП "Башфармация"). В рамках проводимого эксперимента ГУП "СГПП "Башфармация" было закуплено  и отпущено лекарственных средств  на суммы 5,8 млн. руб. и 4,39 млн. руб. соответственно.

Всего же в 2004 г. ГУП "СГПП "Башфармация" было заключено 165 договоров на поставку медицинских товаров, в т.ч. 51 соглашение на консигнацию. Обеспеченность ЛС и  ИМН согласно "Перечня жизненно-необходимых  и важнейших лекарственных средств  для оказания медицинской помощи в стационарах" (приказ МЗ РБ № 720 от 12.11.99 г.) составила 80%. За этот же период государственными аптеками отпущено лекарственных средств на льготных основаниях на сумму 94,5 млн. руб., что превысило аналогичные показатели 2003 г. на 45,9 млн. руб. Задолженность перед аптечной сетью снизилась с начала 2004 г. с 10,7 млн. руб. до 8,0 млн. руб. В целях предотвращения поступлений незаконных копий лекарственных средств на фармацевтический рынок республики издан приказ о регистрации всех сертификатов соответствия на лекарственные средства Центром контроля качества и сертификации лекарственных средств - ГУП "Лекконтроль"8.

Несмотря на трудности, получила дальнейшее развитие и материально-техническая  база здравоохранения республики. Планом капитального строительства на 2010 г. по отрасли "Здравоохранение" Кабинетом Министров РБ предусматривалось за счет государственных централизованных капитальных вложений и средств предприятий провести строительно-монтажные работы на 58 объектах.

На данные цели были выделены средства в сумме 319,5 млн. руб., но ожидаемое  выполнение на 01.01.2001 г. составило 897,0 млн. руб., что в 3 раза превысило план. Введено в действие больниц на 513 коек и поликлиник на 1425 посещений.

Отмечается улучшение технического обслуживания лечебных учреждений со стороны ГУП "Медтехника". В  сравнении с 2009 г. объем по производственным видам деятельности вырос в целом на 180%. "Медтехника" активно участвовала в оснащении вводимых объектов, проводила монтаж и пусконаладку медицинского оборудования в 26-ти строящихся учреждениях здравоохранения. Специалисты предприятия принимали активное участие в работе экспертной комиссии по проверке рационального использования дорогостоящего медицинского оборудования в 7 межрайонных диагностических центрах в гг. Бирске, Стерлитамаке, Белорецке, Сибае, Уфе, в Салаватском районе.

Вместе с тем здесь все  еще остается много неиспользованных резервов. Управлению необходимо обеспечить преемственность в работе с ЛПУ  для более интенсивной эксплуатации медицинской техники, обратить внимание на случаи неиспользования и простоя  оборудования, а также на те факты, "когда руководители лечебных учреждений приобретают медицинское оборудование, игнорируя приказ Минздрава и  минуя тендерную комиссию, по завышенным ценам. Такие случаи имели место  в Балтачевском районе (переплата  составила 217 тыс. руб.) и в г. Стерлитамаке (323 тыс. руб.).

За 2004 г. в МЗ РБ поступило 1 207 различных  обращений, что на 10% больше, чем в 2003 г. Из общего числа обращений 152 составили  жалобы, в том числе обоснованных 36% и частично обоснованных 26%.

3.4. О социальной защите работников отрасли

В 2009 г. Правительством и Министерством здравоохранения республики уделялось значительное внимание вопросам социальной защиты работников отрасли. 5 июня 2009 г. за №7 зарегистрировано Отраслевое тарифное соглашение между Министерством труда, занятости и социальной защиты населения республики, Министерством здравоохранения и Республиканской организацией профсоюза работников здравоохранения по решению социально-экономических вопросов и обеспечению правовых гарантий ее работников в 2009-2006 гг., которым определены взаимные обязательства и приоритетные направления совместной работы.

Подтверждено повышение заработной платы на 1 разряд ЕТС специалистам, имеющим Почетное Звание "Заслуженный  работник здравоохранения Республики Башкортостан".

Повышение заработной платы работникам бюджетных отраслей в 1,2 раза в Российской Федерации было установлено с 1 апреля 2009 г., в Башкортостане же введено с 1 марта 2009 г.

Тем не менее заработная плата работников здравоохранения остается крайне низкой - на 01.11.2009 г. она составила: у врачей - 1 715 руб., у среднего медработников - 1045 руб., у младшего медперсонала - 545 руб. В среднем по отрасли заработная плата - 1100 руб., в то же время у работников внебюджетного сектора РБ она на тот же период составила 2305 руб., то есть в два раза выше9.

Острыми продолжают оставаться вопросы  обеспечения работников отрасли  жильем, оплаты за коммунальные услуги специалистам, работающим и проживающим  на селе.

 

Заключение

В течение последних лет был  также выполнен существенный объем  работы по переходу к бюджетно-страховой  медицине, и сегодня налицо ее практические результаты: обязательное медицинское  страхование превратилось в наиболее стабильный и гарантированный источник финансирования.

Все виды материально-технического, лекарственного, продовольственного и иного обеспечения  отрасли переведены на тендерную  основу. В соответствии с Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению  был проведен анализ использования  коечного фонда лечебно-профилактических учреждений городов и районов.

В настоящее время совместно  со специалистами Башкирского государственного медицинского университета осуществляется подготовка Концепции развития здравоохранения  Республики на 2007-2010 гг. в которой будут отражены основные направления совершенствования организации лечебно-профилактической помощи ее населению в условиях бюджетно-страховой медицины.

Для исправления ситуации с 2008 по 2010г. необходимы поэтапное увеличение финансирования здравоохранения за счет средств федерального бюджета и доведение общих расходов здравоохранения до 6% ВВП (ориентировочно до 2010г. включительно необходимо дополнительное увеличение финансирования по 300 млрд. руб. ежегодно). При этом нужно создать эффективную систему управления отраслью, направленную на каждом из уровней (федеральном, региональном и муниципальном) на достижение главной цели - к 2015г. преодолеть отрицательную динамику здоровья населения и достичь показателей здоровья, сопоставимых с существующими сегодня в странах Восточной Европы. Это позволит за период до 2015г. сохранить 4 млн. жизней наших сограждан.

 

 

Список литературы

 

  1. Барлыбаев Х.А. «Экономика Башкортостана», Уфа 2009 г.
  2. Докучаева А. «Здравоохранение в РБ», журнал «Ватандаш», №1 2010 г. с. 26.
  3. Информационный бюллетень Министерства Здравоохранения РБ за 2010г.
  4. Котляр А.Э. «Проблемы формирования, распределения и использования ресурсов Башкортостана», 2007.
  5. Материалы агентства «БашИнформ», 2008-2011 гг.
  6. Латыпов С.Ш. «Перспективы развития платной медицины в РБ» газета "Эль Медика",  №3 2009г. с.12.
  7. Материалы информационно - издательского агентства «БашМедИнформ», 2008-2010 гг.
  8. Научно-практический журнал «Здравоохранение Башкортостана» статья Муртазина З. «Состояние и актуальные вопросы работы учреждений здравоохранения и пути дальнейшего развития отрасли» №10 2010 г.
  9. Республика Башкортостан. Статистический ежегодник. Уфа, за 2008 и 2010 гг.
  10. Экономические подрайоны Республики Башкортостан: проблемы формирования и развития. Учебное пособие. – Уфа: Китап, 2007.

Информация о работе Финансирование услуг в сфере здравоохранения