Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 23:29, реферат
Финансовая политика – особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций
содержание,
задачи
По мнению отечественных авторов: «Выработанные государством стратегия и тактика организации форм финансовых отношений, предназначенных для успешного выполнения собственных функций, представляют собой его финансовую политику, которая является исходной и главной стадией управления финансами» [3, c. 25].
Финансовая политика – особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций [15, с.127].
По мнению зарубежных авторов: «Финансовая политика представляет собой совокупность методологических принципов, практических форм организации и метода использования финансов» [16, c. 89].
Финансовая политика – совокупность форм и методов реализации финансовой стратегии субъекта экономики [19, с.542].
Таким образом можно сделать вывод о том, что финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на распределение и использование финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития.
Финансовая политика государства, как правило, многовекторна. Это связано с тем, что государству для выполнения своих функций необходимо вырабатывать финансовую политику не единым блоком, а в виде ее отдельных частастями финансовой политики являются: бюджетная политика, налоговая политика, ценовая политика, денежно-кредитная политика.
Бюджетная политика есть стратегия и тактика выработки форм финансовых отношений, при помощи которых мобилизуются доходы в консолидированный фонд государства (бюджет), определяется уровень сосредоточения в бюджете национального дохода страны с целью осуществления расходов на развитие государственного сектора народного хозяйства, социально-культурным мероприятий, а также на государственное управление, оборону и резервы. Бюджетная политика зависит от государственного устройства, его общей экономической политики, развития форм собственности в стране.
Налоговая политика – стратегия и тактика государства по выработке форм финансовых отношений, предназначенных для прямого изъятия части доходов у субъектов хозяйствования и населения в бюджет и одновременного обеспечения экономической заинтересованности плательщиков в результатах своего хозяйствования.
Ценовая политика – стратегия и тактика государства по вмешательству в процесс ценообразования и на этой основе по выработке форм финансовых отношений, связанных с внешне скрытым движением стоимости с целью получения доходов в консолидированный фонд государства (бюджет) от субъектов хозяйствования и населения сверх установленных прямых налогов, сборов и пошлин. Это и есть так называемое косвенное налогообложение.
Кредитная политика – стратегия и тактика государства в лице Национального банка по выработке форм финансовых отношений, предназначенных для предоставления ссуд субъектам хозяйствования и населению, а также связанных с установлением уровня оплаты за пользование заемными средствами [4, с.25-26].
Финансовая политика государства не только состоит из различных частей (бюджетная, налоговая, ценовая, кредитная), но и сама является составной частью общей экономической политики.
Таким образом, финансовая политика не является неизменной, выработанной раз и навсегда. Это означает, что она находится в диалектическом развитии, т.е. меняется на разных этапах развития общества. Она эффективна только при научной организации.
Успешная финансовая политика зависит от такого фактора, как политическое и экономическое устройство государства. Если государство построено на недемократических принципах управления, отрицания всеобщего характера товарных отношений, непризнания многообразия форм собственности, то его финансовая политика будет строиться только в соответствии с придуманными законами. Подобная финансовая политика, несмотря на стремление государства добиться при ее помощи успехов в экономическом и социальном развитии общества, приведет к, в конечном счете, к серьезным негативным последствиям [3, с. 27].
Важным фактором определения финансовой политики государства являются исторические условия, в которых оно осуществляет свои функции. С изменением политического и экономического устройства государство изменяется и его экономическая (в том числе финансовая) политика. Например, финансовая политика бывшей БССР и нынешней Республики Беларусь отличается существенным образом. В БССР финансовая политика не носила самостоятельного характера, а относилась к финансовой политике СССР. Финансовая политика СССР, несмотря на благие намерения, была направлена только на поддержание государственной формы собственности, подавление частной формы собственности, принижение личных интересов граждан, не уравнительное распределение доходов и т.д.
С изменением геополитической обстановки и образованием Республики Беларусь наше государство стало проводить самостоятельную финансовую политику в условиях функционирования различных форм собственности, наличия полных рыночных отношений. Цель такой финансовой политики – обеспечить относительно безболезненный переход к полным рыночным отношениям при сохранении и дальнейшем развитии социальной направленности форм финансовых отношений. Социальная направленность финансовой политики Республики Беларусь состоит в том, чтобы при неизбежной существенной дифференциации доходов населения в условиях рыночных отношений снизить их отрицательные последствия путем разработки и осуществления молодежной, жилищной, пенсионной, продовольственной, здравоохранительной, образовательной, экспортной, инвестиционной и других программ. Реализация этих и других программ – не единственный акт. Для их существования требуется значительное время. В связи с этим финансовая политика конкретизуется государством на каждом этапе реализации поставленных экономических и социальных задач.
Содержание финансовой политики определяется её основными звеньями:
1. выработка научно обоснованных концепций развития финансов. На основании изучения требований экономических законов, анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения формируются финансы, то есть создается концепция развития финансов на определенное время;
2. определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период: определяют путем достижения поставленных целей, учитывают международные факторы, предполагают возможности роста финансовых ресурсов;
3. осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В этот период прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы ограничения финансовых отношений (налоговая политика), решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой. Следовательно, финансовая политика, как составная часть экономической политики, решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых ресурсов и их распределения по направлениям развития, которые вырабатываются экономической политикой.
Финансовая тактика - направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна быть более гибкой, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов.
Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.
Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной его части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.
Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно - исторические условия и особенности жизни.
Финансовое положение страны характеризуется рядом показателей:
Важным показателем финансовой политики является отношение государственного долга к ВВП. При этом снижение этого параметра, которые должны обеспечивать власти, описывается следующей формулой:
d = - x + (r-g) * d, (1.1)
где d – отношение государственного долга к ВВП;
x – отношение профицита к ВВП;
r – процентная ставка;
g – прирост ВВП [ 13, с. 28].
Свое практическое воплощение финансовая политика в лице государства реализует через финансовый механизм, его рычаги и стимулы.
Финансовые
стимулы - это экономические рычаги,
действие которых связано с
Группы финансовых стимулов:
1. Финансовые
стимулы, которые позволяют
2. Использование
специальных поощрительных
3.Финансовые стимулы, связанные с бюджетными методами интенсификации производства.
Проводя активную финансовую политику государство может использовать бюджетные доходы и расходы для стимулирования производства.
Чтобы бюджетные доходы превратились в бюджетные стимулы, нужно, чтобы каждый вид платежа выполнял не только фискальную, но и стимулирующую функцию.
4. Специальные финансовые льготы и санкции.
Для реализации финансовой политики и успешного проведения её в жизнь используется финансовый механизм, который представляет собой совокупность способов организации отношений, изменяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.
Финансовый механизм включает в себя:
Финансовая политика является одной из приоритетных сфер государственного регулирования экономических процессов. На ряду с монетарной политикой финансовая обеспечивает эффективное функционирование производственно-экономических и торговых отношений.
Вместе
с тем акцент властями ставится обычно
на монетарную политику, а финансовой
политике отводится роль сглаживания
отрицательных колебаний
Информация о работе Финансовая политика государства: понятие, содержание, задачи