Учитывая
отсутствие прямого механизма воздействия
на инфляцию с помощью инструментов
денежно-кредитной политики, первоочередное
внимание Национальный банк Республики
Беларусь намерен уделять номинальному
обменному курсу белорусского рубля. Наряду
с показателями обменного курса в качестве
промежуточного целевого ориентира будет
использоваться показатель активной рублевой
денежной массы.
Ценовая
политика. Долгосрочная стратегия ценовой
политики обусловлена необходимостью
создания условий для эффективного
использования ресурсов, повышения
конкурентоспособности экономики,
реализация приоритетов государственной
экономической политики и стабильного
роста уровня жизни населения страны.
При ее формировании следует учитывать
растущее воздействие на ценовую политику
современных тенденций мирового развития–
рост цен на топливно-энергетические ресурсы,
продовольственные товары изменение структуры
потребления за счет доли услуг и удорожания
многих потребительских товаров.
В связи
с этим основной задачей является
достижение реальной ценовой стабильности
путем нейтрализации внешних факторов,
а также рационального использования
внутренних инструментов, препятствующих
росту цен.
В области
социально-политических механизмов устойчивого
развития особое внимание уделяется
стратегии развития регионов на основе
государственных программ возрождения
и развития села, малых и средних
городских поселений, преодоления
последствий катастрофы на Чернобыльской
АЭС, региональных прогнозов и программ.
Важнейшим
социально-политическим механизмом обеспечения
устойчивого развития национальной
экономики и общества является совершенствование
взаимоотношений государства и
общества, которые должны быть нацелены
на «построение государства для
народа», дальнейшее развитие демократии
и формирование гражданского общества,
тесное взаимодействие с неправительственными
организациями, трудящимися и профсоюзами,
а также другими группами населения [3,
c. 60].
Таким
образом, финансовая политика в современных
условиях направлена на
упорядочивание
и упрощение системы налогообложения
предприятий и физических лиц, снижение
уровня инфляции, создание свободы предприятиям
в выборе предпринимательской деятельности,
реформирование банковской системы, обеспечение
социальной направленности государственного
бюджета.
Основной
целью бюджетно-налоговой политики
в долгосрочной перспективе будет создание
необходимых макроэкономических условий
для стимулирования устойчивого экономического
развития, структурной перестройки и модернизации
экономики на основе инноваций, повышения
уровня и качества жизни населения. Одним
из важнейших направлений бюджетно-налоговой
политики является обеспечение сбалансированности
бюджетов всех уровней и сокращение их
дефицита до размера, приемлемого для
прогнозируемых темпов инфляции, инвестиций
и в целом экономического роста.
Так,
доходы республиканского бюджета на
2009 год утверждены в объеме 54,9
триллиона рублей, расходы – 57,7 триллионов
рублей.
Проводимая в РБ денежно-кредитная
политика нацелена на обеспечение
низкого уровня инфляции и стабильности
обменного курса белорусского рубля к
мировым иностранным валютам. Одновременно
денежно-кредитная политика страны направлена
на развитие и укрепление банковской системы,
обеспечение действенного, надежного
и безопасного функционирования платежной
системы.
- Направления
по оптимизации финансовой
политики
Вопросы
эффективности финансовой политики,
как и ее оптимальности, являются
достаточно дискуссионными и в большинстве
своем затрагивают проблему стимулирования
экономического роста посредствам достижения
целевых показателей финансового регулирования.
Внимание уделяется сбалансированной
налоговой системе и расходным программам,
влияющим на стабильную динамику долгосрочного
экономического роста. В целом определение
эффективности реализации финансовой
политики можно свести к выявлению показателей,
которые обеспечивают экономический рост
благодаря росту государственных расходов
и урезанию налогов.
Достижения
мировой науки в данной области
позволяют выделить несколько направлений,
по которым финансовая политика оказывает
влияние на экономический рост.
- Эффект финансовой
политики со стороны спроса.
- Кейнсианская
модель предполагает, что экономический
рост определяется совокупным спросом,
а рост последнего в большей степени зависит
от увеличения расходов, нежели от сокращения
налогов. Следовательно, приток государственных
товаров и услуг переключит потребительский
спрос со стороны частного сектора и зарубежного
предложения на отечественные государственные
продукты. Промежуточными показателями,
которые способствуют реализации рассматриваемой
модели, являются процентная ставка, спрос
на деньги, монетарная политика и тип валютного
режима.
- Чуть позже
в рамках неокейнсианской модели был добавлен
еще один промежуточный показатель –
стабильность цен.
- Несмотря
на то что неоклассические модели преимущественно
рассматривают эффект финансовой политики
со стороны предложения, некоторые из
них учитывают и сторону спроса, включая
такой промежуточный показатель, как рациональные
ожидания. Роль рациональных ожиданий
заключается в том, что они позволяют проецировать
финансовую политику на долгосрочный
период.
- В отличие
от кейнсианского подхода, при котором
потребление связано с текущим доходом,
потребители по теории Риккардо имеют
более стратегичное мышление и не реагируют
и не реагируют на краткосрочные изменения
в финансовой политике властей. Потребители
такого рода понимают, что сокращение
налогов в текущем периоде потребует выпуска
государственных облигаций для финансирования
запланированных программ, а в будущем
это приведет к восстановлению уровня
налогов. Таким образом, равновесие Риккардо
заключается между налогами и государственным
долгом, что в конечном итоге никак не
влияет на совокупный спрос и на экономический
рост соответственно.
- Важным промежуточным
показателем, который стал активно использоваться
в исследованиях зарубежных авторов, является
неопределенность финансовой политики.
Общеэкономическая, финансовая и политическая
неопределенность в значительной степени
влияет на настроения, ожидания и поведение
потребителей. Этот показатель приобретает
особое значение в условиях высокой мобильности
капитала, что не раз являлось причиной
финансовых кризисов.
- Эффект финансовой
политики со стороны предложения. Отличие
эффектов финансовой политики со стороны
спроса и предложения заключаются в том,
что последний в основном обеспечивает
реализацию финансовой стратегии, а первый
финансовой тактики. Вместе с тем, как
отмечалось выше, среди показателей, влияющих
на совокупный спрос, есть и долгосрочные,
такие как, например, рациональные ожидания.
В ряде показателей, которые влияют на
совокупное предложение в краткосрочном
периоде, можно выделить типы налогов
как подоходные и капитальные. Изменения
в подоходных налогах отражаются на рынке
труда, а в капитальных – в сбережениях
и инвестициях.
- Институциональные
аспекты финансовой политики. Рассмотренные
эффекты финансовой политики со стороны
совокупного спроса и предложения могут
также зависеть и от ряда институциональных
факторов.
- Внутренние
и внешние долгосрочные лаги сокращают
влияние промежуточных показателей. Причем
под внутренними лагами понимается время,
которое требуется для осознания необходимости
изменения финансовой политики и принятия
соответствующих мер. Внутренние лаги
являются элементом политического процесса
и государственного финансового менеджмента.
Внешние лаги отражают время необходимое
для того, чтобы финансовые решения через
промежуточные показатели достигли совокупного
спроса и обеспечили экономический рост.
- Политэкономические
заблуждения. Большой и постоянный бюджетный
дефицит может стать результатом следующих
политэкономических факторов. Во-первых,
политики могут страдать финансовыми
иллюзиями, предпочитая бюджетный дефицит
профициту. Во-вторых, у политиков может
быть соблазн переложить финансовое бремя
на следующие поколения. В-третьих, накопление
долгов может являться стратегическим
инструментом для провоцирования финансовых
проблем для будущего правительства. В-четвертых,
принятие финансовых решений может затягиваться
различными политическими партиями, группировками
и влиятельными людьми.
- Уровень экономического
развития. Большинство научных исследований
по вопросам эффективности финансовой
политики опирается на опыт развитых стран.
Однако особенности развивающихся стран
и стран с переходной экономикой не позволяют
в полной степени обобщить научные достижения
и адаптировать их без замечаний и предложений
к этим странам.
Итак,
достижение оптимальности и эффективности
финансовой политики с помощью маневрирования
целевыми и промежуточными показателями
является современным пониманием финансового
механизма, который наряду с инструментами,
рычагами и методами должен иметь векторы
и ориентиры, направленные на обеспечение
экономического роста [13, c. 28].
Перед
Республикой Беларусь стоит задача
разработки эффективной денежно-кредитной
и фискальной политики и построения
налоговой системы, обеспечивающей
экономический прогресс. Мировой опыт
показывает, что эта задача относится
к разряду наиболее сложных, поскольку
требует учета и оптимального сочетания
двух противоречивых тенденций:
- поиска путей
увеличения поступлений средств в бюджет
государства;
- снижения
налогового давления на товаропроизводителя
для увеличения возможностей инвестирования.
В ее решении большую роль должна сыграть
оценка действенности отечественных налогов
и их соответствия международным стандартам.
Основной
целью бюджетно-налоговой политики
на период до 2010 г. является дальнейшее
обеспечение финансовой и социальной
стабильности. Бюджетно-налоговая политика
должна быть направлена на создание макроэкономических
условий для стимулирования экономического
роста на качественно новой, инновационной
основе и структурной перестройке экономики
в сторону увеличения наукоемких производств,
а также повышения жизненного уровня населения.
В области
налоговой политики на период до 2010 г.
необходимо продолжение налоговой реформы,
которая обеспечит снижение налоговой
нагрузки, улучшение налогового администрирования
и повышение рациональности, справедливости
и стабильности налоговой системы. В этих
целях будут реализованы следующие мероприятия:
- отмена мелких,
неэффективных, а также оказывающих негативное
влияние на экономическую деятельность
субъектов хозяйствования налогов и сборов;
- выравнивание
условий налогообложения для всех категорий
плательщиков путем максимального сокращения
существующих налоговых льгот и оптимизации
налоговых ставок;
- совершенствование
системы налогового администрирования,
которая должна обеспечивать снижение
уровня издержек, исполнение налогового
законодательства, как для государства,
так и для плательщиков;
- внесение
корректив в определение налоговой базы
по отдельным налогам, сборам (пошлинам)
с целью уточнения их экономического содержания;
- сокращение
числа контролирующих органов и количества
плановых проверок;
- сокращение
возможностей для уклонения от уплаты
налогов.
Одним
из приоритетных направлений налоговой
реформы должно стать упрощение
налоговой системы и снижение налогового
бремени на экономику. Этот процесс должен
сопровождаться мерами по существенному
расширению базы налогообложения и увеличению
фактической собираемости налогов и должен
включать следующие мероприятия по реформированию
налоговых платежей:
- завершение
работы по отмене всех оборотных налогов
и сборов, взимаемых с выручки от реализации
товаров и услуг на республиканском и
местных уровнях (2 из них отменены с 2006 г.
и 1 – с 2008 г.);
- снижение
нагрузки на фонд заработной платы путем
отказа от практики взимания чрезвычайного
налога, оптимизации ставок и совершенствования
механизма уплаты страховых взносов в
Фонд социальной защиты населения и отчислений
в государственный фонд содействия занятости;
- снижение
и унификация таможенных пошлин.
Упрощение
налоговой системы должно осуществляться
прежде всего на основе сокращения
числа налогов, сборов (пошлин), унификации
налоговых баз и упрощения их исчисления
по отдельным налогам, законодательного
определения единого для всей республики
порядка исчисления и уплаты местных налогов
и сборов [13, c. 29].
Формирование
прозрачного и стабильного механизма
налогообложения будет обеспечено
в рамках разработки и принятия Особенной
части Налогового кодекса Республики
Беларусь. В результате налоговой реформы
основу налоговой системы составят налог
на добавленную стоимость, акцизы, налоги
на доходы и прибыль юридических и физических
лиц, имущественные налоги, таможенные
пошлины. Повысится фискальное значение
налогов, связанных с использованием природных
ресурсов и защитой экологической среды.
Бюджетная
политика на период при сохранении
высокого уровня социальных расходов
должна быть направлена на оптимизацию
государственных обязательств, повышение
эффективности и результативности бюджетных
расходов на основе совершенствования
форм и процедур их финансирования. Основные
направления по созданию эффективной
системы управления государственными
финансами:
- совершенствование
межбюджетных отношений и организаций
бюджетного процесса на основе разработки
и принятия Бюджетного кодекса Республики
Беларусь;
- расширение
сферы охвата системой государственного
казначейства объема финансовых операций
государственного сектора;
- оптимизация
состава распорядителей бюджетных средств
исходя из выполнения ими государственных
функций и исключения дублирования этих
функций, эффективного использования
бюджетных средств;
- реализация
принципа общего (совокупного) покрытия
расходов, означающего, что все расходы
бюджета должны обеспечиваться общей
суммой доходов бюджета и поступлений
из источников финансирования его дефицита.
Должна
продолжиться работа по повышению эффективности
использования бюджетных средств.
Главными задачами в этой области
являются:
- постепенный
переход к программно-целевым методам
бюджетного планирования, обеспечивающим
прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных
ресурсов с достижением конкретных результатов
деятельности государственных органов
и бюджетных организаций;
- переход к
среднесрочному бюджетному планированию,
что позволит повысить качество принимаемых
решений о государственных расходах и
предсказуемость структуры бюджетных
расходов [13, c. 30].
Сегодня
государство при проведении своей
экономической политики должно учитывать
приоритеты развития глобальных рынков,
правила и нормы глобальной конкуренции.
В условиях электронной прозрачности
географических границ государств, широкого
использования Интернет, электронных
средств ведения бизнеса правительственным
органам сложно практически контролировать
деятельность своих граждан-налогоплательщиков,
занимающихся бизнесом в Интернет-пространстве.
Возникает проблема налогообложения субъектов
электронного бизнеса, которые могут осуществлять
минимизацию своего налогообложения.
В таких условиях остро стоит вопрос о
юрисдикции Интернета, виртуального бизнес-пространства.
Новые
формы затрагивают сферу взаимодействия
налоговых органов с налогоплательщиками.
В связи с этим целесообразным и актуальным
становится возможность сдачи налоговой
отчетности и сверке ее посредством сети
Интернет.
На
современном этапе глобализации
системы мирохозяйственных отношений
межгосударственное сотрудничество в
налоговой сфере во все большей
степени влияет на формирование национальной
налоговой политики отдельных стран.
Только в результате тесного взаимодействия
и координации усилий всех государственных
служб различных стран возникает возможность
решить проблемы классификации электронных
видов деятельности и доходов от них, гармонизации
налогового законодательства, разработки
средств учета виртуальных налогоплательщиков
и внедрения универсальных принципов
налогообложения электронного бизнеса.
Национальная
налоговая политика должна учитывать
требования международного законодательства,
касающегося регулирования сферы электронного
бизнеса, предотвращения незаконных схем
налоговой минимизации с помощью электронных
технологий.