Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 23:29, реферат
Финансовая политика – особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций
Источник – [13, с. 28].
Таким образом можно сказать, что валовой внешний долг по всем секторам экономики в 2008 году с каждым годом увеличивается. В 2009 году он составил 15154,1 долл. США, что на 2657,6 долл. США больше, чем в предыдущем году. Обслуживание валового внешнего долга в 2008 году увеличивалось, а в 2009 году уменьшилось и составило 2794,5 долл. США.
На
кредиты Правительства
Анализ параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь указывает, что наряду с высокими темпами их роста акцент несколько смещается в пользу эффективности развития социальной сферы и социально значимых мероприятий.
Таблица 2.2
Индексы основных социально-экономических показателей
Республики Беларусь
(в % к 1990 году)
Показатели | 2007 год | 2008 год | Темп изменения, % |
ВВП | 151,7 | 166,9 | 110,0 |
Основные средства в экономике | 121,7 | 125,4 | 103,0 |
Продукция промышленности | 185,0 | 206,3 | 111,5 |
Производство потребительских товаров | 202,4 | 229,1 | 113,2 |
Инвестиции в основной капитал | 143,9 | 177,7 | 123,5 |
Реальные денежные доходы населения | 238,4 | 266,5 | 111,8 |
Источник: собственная разработка. Таблица составлена на основе изучения данных «Статистического ежегодника 2009 года».
Так, валовой внутренний продукт в 2008 году составил 130,9 % к 2005 году (по программе 124,8-128,9 %), при этом среднегодовой прирост составил 9,4 %, в промышленности производство продукции в 2008 году составило 134,2 % к 2005 году (по программе 123,1-127,1 %), потребительских товаров – 135,9 % (127,1-130,7 %), в том числе продовольственных – 132 % (127,7-131,3 %), непродовольственных – 140,6 % (126,6-130,1 %).
В инвестиционной сфере темп роста инвестиций в основной капитал в 2008 году составил 189,1 % к 2005 году (по программе 148,8-156,1 %).
В жилищном строительстве за 2006-2008 годы введено в эксплуатацию за счет всех источников финансирования 13,9 млн. квадратных метров общей площади жилых домов (по программе – 12,6-14,1 млн. квадратных метров).
Рост производства в основных отраслях экономики, улучшение качественных параметров их функционирования и увеличение на этой основе ВВП позволил обеспечить достижение целевых параметров программы по повышению уровня жизни населения.
За 2006-2008 годы реальная заработная плата увеличилась на 41,9 процента, что выше, чем предусмотрено программой (на 27,1-30,7 процента).
Рост реальных денежных доходов населения в 2006-2008 годах (147,3 % при задании по программе 124,8-128,9 %) способствовал повышению внутреннего спроса на товары и услуги, формированию положительных тенденций роста их реализации. В результате в 2008 году темп роста розничного товарооборота составил 162,4 % к уровню 2005 года (по программе – 130,7-134,9 %), реализация платных услуг населению – 138,9 % (128,3-131,9 %).
Основной целью бюджетно-налоговой политики в долгосрочной перспективе будет создание необходимых макроэкономических условий для стимулирования устойчивого экономического развития, структурной перестройки и модернизации экономики на основе инноваций, повышения уровня и качества жизни населения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
В условиях перехода к рыночной экономике бюджет будет становиться одним из важнейших инструментов проведения финансовой политики государства. Посредствам бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта формируются структура общественного производства и адекватные рыночной системе хозяйствования народно-хозяйственные пропорции. Поэтому вполне обоснованным является интерес, проявляемый обществом, к основному финансовому плану страны. Закон «О республиканском бюджете на 2009 год» разработан на основе итогов первого полугодия и ожидаемого исполнения бюджета в 2008 году, важнейших показателей прогноза социально-экономического развития республики, основных направлений бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики на 2009 год.
Одним из важнейших направлений бюджетно-налоговой политики является обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и сокращение их дефицита до размера, приемлемого для прогнозируемых темпов инфляции, инвестиций и в целом экономического роста. Программой предусмотрен дефицит республиканского бюджета не выше 1,5 процента к ВВП. В 2008 году сложился профицит республиканского бюджета на уровне 0,8 процента к ВВП.
Установлен лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2009 года в размере 6 миллиардов долларов США.
В законе «О республиканском бюджете на 2009 год» реализованы подходы по формированию основных доходных источников, приоритеты по финансированию расходов, отношение к дефициту бюджета. Параметры доходной части разработаны на основе прогнозных показателей социально-экономического развития страны с учетом экономических и организационных мер по совершенствованию налоговой системы, реализации задач в денежно-кредитной сфере. Расходы бюджета в свою очередь, определены из реальных возможностей доходов бюджета и политики снижения уровня его дефицита.
Наиболее значительные темпы роста доходов республиканского бюджета в текущем году по сравнению с предыдущим годом предусматриваются за счет роста неналоговых доходов – 105,9 %, налоговых доходов – 163,5 %, из них налогов на доходы и прибыль 107,3 %, других налогов, сборов и иных обязательных платежей – 104, 2 % [20, c. 25].
В структуре доходной части преобладают налоговые доходы – 63,5 %, на долю взносов на государственное социальное страхование приходится 30,6 %, неналоговых доходов – 5,9 % (Рис. 2.1).
Рис. 2.1 Структура доходной части республиканского бюджета
Источник – собственная разработка. Рисунок составлен на основе изучения данных Закона «О республиканском бюджете на 2009 год».
Расходы республиканского бюджета предназначены для реализации законодательно закрепленных за ними задач, главнейшей из которых является обеспечение финансирования мероприятий, имеющих общегосударственное значение.
Проводимая в РБ денежно-кредитная политика нацелена на обеспечение низкого уровня инфляции и стабильности обменного курса белорусского рубля к мировым иностранным валютам.
Инструментами денежно-кредитной политики являются законы, распоряжения, предписания, указы и директивы, касающиеся денежно-кредитной политики. Цели денежно-кредитной политики представлены на рис. 2.2.
Рис. 2.2 Дерево целей денежно-кредитной политики
Источник – [20, c. 26].
При этом до 2011 года в связи с поэтапным ростом цены на природный газ, поставляемый Российской Федерацией, будет проводиться относительно жесткая денежно-кредитная политика, направленная на нейтрализацию внешнего инфляционного шока. Ценовая стабильность станет ключевой предпосылкой устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения, поскольку таким образом создаются благоприятные условия для аккумулирования внутренних сбережений и привлечения финансовых ресурсов из-за рубежа с их последующей трансформацией в инвестиции в наиболее эффективных сферах экономики (Рис. 2.3).
Рис.2.3 Поступление иностранных инвестиций в реальный сектор
экономики по отраслям экономики (млн. долл. США)
Источник – [13, с. 30].
Для расширения ресурсной базы коммерческих банков, увеличения их собственного капитала и оптимизации структуры банковских активов и пассивов Национальный банк будет проводить привлекательную процентную политику, стимулирующую потенциальных вкладчиков и инвесторов.
Остатки
задолженности по кредитам, выданным
банками отраслям экономики и
населению в 2008 году составили 44830,8
млрд. руб., что на 15801 млрд. руб больше,
чем в предыдущем году. За счет краткосрочных
кредитов сумма остатков задолженности
по кредитам увеличилась на 5130,3 млрд. руб.,
а за счет долгосрочных кредитов – на
10670,7 млрд. руб.
Таблица 2.3
Денежное обращение
(на начало года; млрд. руб)
Показатели | 2008 год | 2009 год | Отклонение
(+;-) |
Темп изменения, % |
|
16764,6 | 20541,7 | 3777,1 | 122,5 |
1.1 наличные деньги в обороте М0 | 3323,2 | 3836,2 | 513 | 115,4 |
1.2 Безналичные средства | 13441,4 | 16705,5 | 3264,1 | 124,3 |
Источник – собственная разработка. Таблица составлена на основе изучения данных «Статистического ежегодника 2009».
Так, показатель денежной массы М2 в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличился на 3777,1 млрд. руб. В том числе за счет наличных денег в обороте М0 на 513 млрд. руб, а за счет безналичных средств на 3264,1 млрд. руб. Удельный вес наличных денег в обороте М0 в денежной массе М2 в 2009 году 18,7 %, в 2008 году 19,8 %.
Конечная цель денежно-кредитной политики в 2009 году – обеспечение с помощью монетарных инструментов, наряду с мерами общей экономической политики правительства, снижение инфляции, измеряемой приростом индекса потребительских цен 7-9 %. Достижение этой цели наряду со стабильностью обменного курса национальной валюты будет одним из важнейших факторов выполнения запланированных параметров социально-экономического развития на текущий год, создания предпосылок для устойчивого экономического развития.
Одновременно денежно-кредитная политика страны направлена на развитие и укрепление банковской системы, обеспечение действенного, надежного и безопасного функционирования платежной системы, что также способствует созданию условий для обеспечения устойчивого экономического роста. Все это будет осуществляться, в первую очередь, через эффективное выполнение банками функции финансового посредника по трансформации сбережений и инвестиций, что предполагает расширение реального кредитования предприятий и населения, финансирование дефицита республиканского бюджета посредствам приобретения государственных ценных бумаг, а также снижение номинального уровня процентных ставок и поддержание их на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте в банках и увеличению доступности кредитов.
Информация о работе Финансовая политика государства: понятие, содержание, задачи