Финансовая политика государства: понятие, содержание, задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 23:29, реферат

Описание

Финансовая политика – особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций

Работа состоит из  1 файл

Финансовая политика государства 1.docx

— 99.71 Кб (Скачать документ)

 Современное понимание финансовой политики зарубежными  учеными сводится к тому, что финансовая (фискальная) политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. В отличие от западных подходов содержание отечественной финансовой политики несколько шире и распространяется на самостоятельную сферу деятельности в области финансовых отношений, которая направлена на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для выполнения государством своих функций. Кроме того, финансовая политика в ее отечественном понимании может быть как бюджетно-финансовой, так и налоговой и денежно-кредитной. В зарубежной науке финансовая политика ограничивается бюджетной и налоговой с дополнением политики по управлению государственным долгом. Денежно-кредитная политика в свою очередь входит вместе с валютной политикой в структуру монетарного регулирования.

 Теория  и практика хозяйствования выработали ряд требований, предъявляемых к финансовой политике. К ним относятся:

  • научный подход к выработке финансовой политики, предполагающей ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории;
  • учет специфики конкретных исторических условий, каждого этапа развития общества, особенности внутреннего положения и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства;
  • тщательное изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта;
  • соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики путем ориентации на выполнение ключевой задачи определенного этапа развития и обеспечения тесной взаимосвязи между основными частями экономической политики – финансово-кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы;
  • повышение эффективности использования финансовых ресурсов как результат действенности финансовой политики;
  • учет множества факторов при многовариантности расчетов с использованием метода наложения финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране, прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики;
  • предвидение последствий проведения намеченных финансовых мероприятий, позволяющих избежать непредсказуемых изменений в финансовой политике, создавая благоприятные условия для деятельности предприятий;
  • широкое использование выводов финансовой науки, составляющих необходимую базу для выработки эффективной финансовой политики;
  • наличие обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, о состоянии дел в экономике, всестороннее использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники.

 Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики на нынешнем этапе развития государства, являются:

  • учет действия объективных экономических законов;
  • необходимость финансовой поддержки предусмотренных подходов к ускорению рыночных реформ и поддержание макроэкономической стабилизации;
  • определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения (при этом намечается величина финансовых ресурсов, оптимальное и сбалансированное соотношение их между доходами государства и хозяйствующими субъектами; определяется доля участия физических лиц в формировании государственных доходов);
  • обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов (определяются основные пропорции распределения между отраслями и сферами народного хозяйства, развитие приоритетных отраслей и направлений, степени социальной защиты населения);
  • концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;
  • сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;
  • уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение покрытия его на основе государственных ценных бумаг;
  • либерализация внешнеэкономической деятельности;
  • выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.

 Таким образом, оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Финансовая  политика Республики Беларусь

 на  современном этапе 

 Финансовая  политика до приобретения современных  очертаний прошла ряд этапов, которые  характеризовались общеэкономическим  положением страны. В современных  условиях здесь определены следующие  приоритеты:

  1. упорядочивание и упрощение системы налогообложения предприятий и физических лиц, значительное сокращение количества налогов. Данный пункт реализуется в рамках налоговой гармонизации интеграционных инициатив Беларуси и России;
  2. снижение уровня инфляции. Как отмечалось выше, уровень инфляции является в большей степени целевым показателем монетарной политики, нежели финансовой, поэтому постановка этой задачи, с одной стороны, демонстрирует, что это связь разных сфер экономического регулирования, с другой – подтверждает тот тезис, что инфляция в Беларуси вызвана не только монетарными факторами, но и структурными, исключение которых возможно с помощью финансовой политики;
  3. создание свободы предприятиям в выборе предпринимательской деятельности. Ориентация на малый и средний бизнес является долгосрочной целью финансовых властей, определенной еще в начале 1990-х годов;
  4. оживление производительного и сельскохозяйственного производства в стране. Достаточно дискуссионный приоритет в финансировании данной отрасли экономики, требующей не только оздоровления, но и проведения полного курса лечения;
  5. реформирование банковской системы, с тем чтобы поднять роль банков и других кредитных учреждений в мероприятиях по стабилизации экономики. Распределительный характер финансов проявляется через аккумуляцию финансовых ресурсов и их направление в нуждающиеся отрасли. Финансовая политика играет в данном процессе ключевую роль, так как создает государственное обеспечение функционирования финансового рынка, на котором проявляют свои свойства институциональные единицы финансово-кредитной системы. Другими словами, дееспособные кредитные учреждения способствует оптимальному распределению финансовых ресурсов, что повышает эффективность финансовой политики;
  6. осуществление концентрации в республиканском бюджете значительной части финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных мероприятий производственной и непроизводственной сферы. Независимость таких элементов белорусской финансовой системы, как местные бюджеты, специальные бюджетные и внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий, требуют значительной централизации финансовых ресурсов для выполнения функций государства;
  7. обеспечение социальной направленности государственного бюджета. Особенности белорусской модели экономики требуют соответствующей корректировки в финансовой политике и республиканском бюджете.

 Финансовая  политика Республики Беларусь регламентирована такими документами, как Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы [11], Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009 год» [8], Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы и другие [9].

 Финансовая  политика направлена главным образом  на достижение роста благосостояния народа, приближение его к уровню экономически развитых стран на основе сбалансированного и устойчивого экономического роста, обеспечение занятости населения, доведение его социальной защищенности до уровня передовых стран. Для реализации поставленной стратегической цели необходима концентрация ограниченных ресурсов на важнейших направлениях, для чего планируется осуществить следующие мероприятия:

  • активизация инновационной и инвестиционной деятельности;
  • наращивание экспорта товаров и услуг;
  • развитие транспортных и коммуникационных услуг;
  • развитие агроэкономического комплекса;
  • развитие жилищного строительства с максимальным использованием внебюджетных источников;
  • реформирование системы здравоохранения [13, c.28].

 На  современном этапе развития экономики  финансовая политика Республики Беларусь направлена на борьбу с инфляцией, преодоление спада производства, расширение приватизации для создания действенной базы рыночных отношений, совершенствование налоговой системы, сокращающей налоговое бремя товаропроизводителей, но обеспечивающей вместе с тем рост доходов бюджета, создание благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности, привлечения иностранных инвестиций, сокращения государственного долга, обеспечение финансовыми ресурсами целевых программ, повышение социальной защиты населения. Это особенности финансовой политики определены Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.

 Таким образом, финансовая политика в целом  и Республика Беларусь, в частности, вместе с монетарной политикой выступают гарантом обеспечения экономического роста. Установив четкие связи между целями и задачами финансовой и монетарной политики, определив передаточные каналы, по которым финансовая политика влияет на экономический рост, а также приоритеты финансовых властей Беларуси, можно сделать вывод в рамках финансовой сферы государства. С одной стороны, цели, задачи и показатели финансовой политики необходимо отличать от аналогичных параметров монетарной, экономической и другой политики. С другой стороны, взаимосвязь финансового регулирования с монетарным, долговым, экономическим столь очевидна что лишь системный подход при реализации финансовой политики позволит создать эффективное финансовое обеспечение экономических процессов в государстве.

 Важным  показателем финансовой политики является отношение государственного долга к ВВП. Долг формирует обязательства по кредитам Правительства Республики Беларусь, погашаемым из бюджетных средств, и по кредитам предприятий, привлеченным под гарантии Правительства и погашаемым за счет их собственных средств.

 Таблица 2.1

Абсолютные  показатели валового внешнего долга Республики Беларусь

(дол.  США) 

Показатели 2008

год

2009

Год

Отклонение

(+;-)

Темп изменения, %
1.Валовой внешний долг по всем секторам экономики 12 496,5 15154,1 2657,6 121,3
2. Обслуживание валового внешнего долга 6 448,5 2 794,5 -3654 43,4
2.1 Платежи по основному долгу 3 728,0 5 960,5 2232,5 159,9
2.2. Платежи по процентам 237,4 488,0 250,6 205,6
3. Внешний долг органов государственного управления 2 036,3 3 597,2 1560,9 176,7
4. Обслуживание внешнего долга  органов государственного управления 227,4 287,5 60,1 126,4
4.1. Платежи по основному долгу 194,8 131,0 -63,8 67,2
4.2. Платежи по процентам 32,6 156,5 123,9 480,1
5. Отношение государственного долга  к ВВП 7487,4 13652,3 6164,9 182,3

Информация о работе Финансовая политика государства: понятие, содержание, задачи