Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой: рассмотреть финансовую политику государства.
Основные задачи:
- раскрыть содержание финансовой политики государства;
- рассмотреть типы финансовой политики;
- изучить развитие финансовой политики на современном этапе развития государства.
Финансовая политика государства призвана обеспечить устойчивое и эффективное функционирование экономики и ее финансовой системы. Она также обеспечивает эффективное осуществление государством своих функций – социальных, экономических, экологических, оборонных и др.
Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется чёткий и глубокий переход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, её составляющих. Определённый интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.
Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что её относительная самостоятельность не перерастёт в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьёзными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает её соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учёт выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.
В работе использовались формально-логический, системно-структурный, сравнительно-правовой методы исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Содержание и типы финансовой политики государства – институты власти, обеспечивающие её регулирование
1.1. Содержание, цели и задачи финансовой политики государства……..5
1.2. Типы финансовой политики…………………………………………….12
1.3. Институты законодательной и исполнительной власти и их функции в сфере финансов в РФ…………………………………………………….17
Глава 2. Значение формирования и функционирования финансовой системы страны и её перспективы
2.1. Значение формирования и функционирования финансовой системы страны…………………………………………………………………………….22
2.2. Перспективы развития финансовой политики государства……………..27
2.3. Финансовая политика Российского государства на современном этапе……………………………………………………………………………..35
Заключение ……………………………………………………………………38
Список использованной литературы………………………………………40
Приложение……………………………………………………………………41

Работа состоит из  1 файл

фин политика.docx

— 276.46 Кб (Скачать документ)

Финансовая политика может рассматриваться  как составная часть, как механизм реализации целей экономической  политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития национального  хозяйства, определяется общий объем  финансовых ресурсов, их источники  и направления использования, разрабатывается  механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально - экономических  процессов.

Вместе с тем финансовая политика - относительно самостоятельная сфера  деятельности государства, важнейшее  средство реализации его политики в  любой области общественной жизни6. При ее выработке следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны, накопленный опыт использования финансового механизма, новые тенденции развития, а также мировой опыт.

Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической  оценки складывающейся в стране экономической  ситуации, от соблюдения важнейшего экономического правила - при разработке прогнозов  и рекомендаций оценивать экономическую  ситуацию в стране такой, какая она  есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Оценка же финансовой политики государства должна основываться на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых  результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Вывод:

1. Финансовая политика испытывает  на себе влияния двоякого рода: изменения хозяйственной ситуации - с одной стороны, и перемены  экономического мышления - с другой. Они взаимосвязаны, но и обладают относительной самостоятельностью. В процессе развития общества экономическое мышление неизбежно меняется, так как другими становятся представления о ценностях. Поэтому даже традиционные задачи нередко принято решать с новых позиций.

2. Сложившаяся в развитых странах  практика показывает: эффект финансовой  политики выше в том случае, когда сильнее ориентация на  имеющуюся реальную обстановку - политический расклад сил и  уровень развития страны (производственно  - технический потенциал, состояние  социальной структуры, институциональный  порядок общегосударственного и  местного управления).

3. Финансовая политика является  решающим средством поддержки  политического курса страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Типы финансовой  политики

На современном этапе  известны три типа финансовой политики: классическая, планово – директивная, регулирующая. Основу каждой из них  составляли соответствующие экономические  теории.

Классическая теория практически  отводила государству «роль ночного  сторожа»7. Основа фин. политики, по мнению «классиков», - достижение полной свободы рыночных отношений. Именно рынок является основным регулятором, способствующим во всех случаях экономическому росту и сбалансированности ресурсов общества. Государство должно обеспечить функционирование рынка определёнными правовыми нормами, стремясь минимизировать все государственные расходы, представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя.

Планово – директивная  теория выводила на передовые позиции  отношения планомерности, систему  директивных планово – распределительных  функций государства на основе жёсткого исполнения плановых показателей развития экономики, что обеспечивало превалирование натуральных показателей, вслед  за которыми шло перераспределение  денежных ресурсов в системе государственных  финансов и финансов государственных  предприятий, а также отраслевых министерств в пропорциях, строго определённых планом. Это предусматривало  жёсткую централизацию и перераспределение  через государственный бюджет значительной части финансовых средств, создаваемых  в экономике. Данная система была строго ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны, игнорируя  международное движение капитала за исключением государственных займов.

Регулирующая теория, в  основу которой положена экономическая  теория Дж. М. Кейнса и его последователей, предусматривает вмешательство  государства в циклическое развитие экономики с помощью определённых финансово – кредитных инструментов (бюджета, налогов, ставок процента и другие).

Содержание финансовой политики, её основные направления зависят  от уровня развития науки о роли государства в развитии общества и соответствующих теоретических  концепций, определяющих степень участия  государства в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации фин. политики, то есть конкретных форм организации финансовых отношений.

Основные направления  в теории финансов по вопросу о  роли государства в развитии капиталистического общества в двадцатом столетии определялись классиками буржуазной политэкономии  А. Смитом и Д. Риккардо, и английским экономистом Дж. Кейнсом и их последователями.

Суть концепции основоположников классической политэкономии А. Смита  Д. Риккардо сводилась к невмешательству  государства в экономику, сохранению свободной конкуренции, отведению  главной роли в регулировании  хозяйственной жизни общества рыночным механизмам. Следуя этим принципам, фин. политика до конца двадцатых годов  двадцатого столетия направлялась на ограничение государственных расходов и налогов и обеспечение равновесного (сбалансированного) бюджета государств. В соответствии с этими целями организация финансовых отношений  обеспечивала реализацию функций государства  через финансирование из бюджета  в основном расходов военных, управленческих и расходов по обслуживанию и погашению  государственного долга. Доходы бюджета  формировались в основном за счёт косвенных налогов.

В конце двадцатых годов  двадцатого века возобладала кейнсианская теоретическая концепция, обосновывающая необходимость усиления роли государства  в развитии экономики через вмешательство  и регулирование циклического развития воспроизводственного процесса. Основным инструментом реализации такой фин. политики являлись государственные  расходы, направленные на создание новых  рабочих мест, что способствовало решению сразу нескольких экономических и социальных задач: повышение занятости населения и снижение безработицы, рост предпринимательской деятельности и формирование дополнительного спроса, увеличение национального дохода, а значит, и большая возможность финансирования социальных нужд.

Вмешательство государства  вело к росту расходов государственного бюджета и поэтому оно одновременно сопровождалось финансовыми мерами, направленными на обеспечение необходимого роста государственных доходов. Основным источником увеличения доходов  стал подоходный налог, при исчислении которого применялись прогрессивные  ставки обложения. Такая система  налогов повышала роль государства  в перераспределении национального  дохода.

По существу различие между  двумя этими теоретическими концепциями  в финансовом аспекте сводилось  к различной оценке бюджетного дефицита8. Если первая концепция исходила из необходимости формирования и исполнения бездефицитного бюджета, то вторая концепция допускала возможность бюджета дефицита и более того отводила бюджетному дефициту активную роль в стимулировании экономического роста.

И действительно в 30 – 60х  гг. XX века так называемая кейнсианская финансовая политика в западных странах  доказала свою эффективность. По мере расширения вмешательства государства  в экономику и усиления регулирующей функции государства в усложнялась  организация финансовых отношений. Политика дефицитного финансирования государственных расходов предопределяла развитие государственного кредита. Более  широкое привлечение долгосрочных и среднесрочных займов приводит к развитию рынка ссудных капиталов  и превращению его во второй по значимости источник формирования финансовых ресурсов государства. В результате ещё более усилившаяся роль финансов в перераспределении национального дохода.

3) в 70-х годах особенности  фин. политики определялись неоклассическим  направлением экономической теории. Эта концепция не отказывалась  от регулирующей роли государства,  но ограничивала степень вмешательства  его в экономику и социальную  сферу. 

Расширялась сфера воздействия  государства и усиливалась его  роль в переливе капитала, что влияло на структурную перестройку и  на социальные факторы развития.

В настоящее время фин. политика развитых капитальных государств находится под воздействием современных  теорий, фактически представляющих собой  конвергенцию двух систем регулирования, и отдельные государства используют различные элементы как кейнсианской, так и неокейнсианской системы  государственного регулирования.

4) В советском государстве  в последующем и во всех  странах социалистической ориентации  фин. политика формировалась под  воздействием теоретических концепций  К. Маркса и В. И. Ленина. Марксистско-ленинкая  теория о сущности и функциях  социалистического государства  предопределяла главный принцип  фин. политики современного государства  – финансовую централизацию.

Финансовая централизация  стала необходимой, так как функции  государства расширились настолько, что основными из них стали  хозяйственно – организаторская  и культурно – воспитательная.

Современное государство  полностью финансировало из бюджета  потребности экономики и социальной сферы. Роль государства в развитии общества значительно возросла, так  как оно непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития. Это было обусловлено переходом частной формы собственности к государственной (общенародной).

Финансовая централизация  выражалась и в том, что государство  непосредственно и монопольно стало  регламентировать ценообразование, денежное обращение, систему расчётов и кредитные  отношения. Таким образом, все стоимостные  элементы системы управления фактически объединились в одну административно  – командную систему управления всем производственным процессом.

Вывод: Существование различных типов финансовой политики гарантировала переход от одной системы общественных отношений к другой, совершенно новой для истории человечества системе общественных отношений, решение социально-экономических проблем, встающих перед государством на различных этапах его существования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Институты законодательной и исполнительной власти и их функции в сфере финансов в РФ.

Управление финансами  в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные  органы власти – это Федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации9. Ими рассматриваются и утверждаются федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Основным органом государственного финансового контроля со стороны  законодательной власти выступает  Счетная палата Российской Федерации. Она образована Федеральным Собранием и подотчетна только ему.

Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и другие функции.

Контрольные полномочия Счетной  палаты распространяются на государственные  органы и учреждения в Российской Федерации, федеральные внебюджетные фонды. Деятельность органов местного самоуправления, предприятий (том числе  некоммерческих и общественных), финансово-кредитных  организаций, их объединений контролируется Счетной палатой только, если  вышеперечисленные органы и учреждения получают средства из федерального бюджета, используют федеральную собственность или управляют ею, а также в случае предоставления им налоговых, таможенных и других льгот и преимуществ.

Наряду со Счетной палатой  РФ созданы аналогичные по выполняемым  функциям контрольно-счетные органы в субъектах федерации. Их деятельность регламентируется законодательством  субъектов РФ.

Еще одним органом, реализующим  финансовую политику государства и  подотчетным законодательной власти (Государственной Думе), является Центральный банк Российской Федерации. Банк России совместно с правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение и утверждение Государственной Думе основные направления денежно-кредитной политики. Он также обслуживает счета бюджетов и реализует функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

Особую, ведущую роль в  функционировании финансовой системы  играет Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах. Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, политики в стране и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.

Информация о работе Финансовая политика государства