Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой: рассмотреть финансовую политику государства.
Основные задачи:
- раскрыть содержание финансовой политики государства;
- рассмотреть типы финансовой политики;
- изучить развитие финансовой политики на современном этапе развития государства.
Финансовая политика государства призвана обеспечить устойчивое и эффективное функционирование экономики и ее финансовой системы. Она также обеспечивает эффективное осуществление государством своих функций – социальных, экономических, экологических, оборонных и др.
Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется чёткий и глубокий переход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, её составляющих. Определённый интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.
Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что её относительная самостоятельность не перерастёт в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьёзными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает её соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учёт выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.
В работе использовались формально-логический, системно-структурный, сравнительно-правовой методы исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Содержание и типы финансовой политики государства – институты власти, обеспечивающие её регулирование
1.1. Содержание, цели и задачи финансовой политики государства……..5
1.2. Типы финансовой политики…………………………………………….12
1.3. Институты законодательной и исполнительной власти и их функции в сфере финансов в РФ…………………………………………………….17
Глава 2. Значение формирования и функционирования финансовой системы страны и её перспективы
2.1. Значение формирования и функционирования финансовой системы страны…………………………………………………………………………….22
2.2. Перспективы развития финансовой политики государства……………..27
2.3. Финансовая политика Российского государства на современном этапе……………………………………………………………………………..35
Заключение ……………………………………………………………………38
Список использованной литературы………………………………………40
Приложение……………………………………………………………………41

Работа состоит из  1 файл

фин политика.docx

— 276.46 Кб (Скачать документ)

К основным задачам Минфина  относятся:

совершенствование бюджетной  системы и развитие бюджетного федерализма;

разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой  и валютной политики в РФ;

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;

осуществление государственного финансового контроля;

разработка программ государственных  заимствований и управление государственным  внутренним и внешним долгом;

обеспечение методологического  руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также аудитом.

Министерство финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие  функции:

подготавливает предложения  и реализует меры по совершенствованию  бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

участвует в разработке и  осуществлении мер по финасовому оздоровлению и  структурной перестройке экономике, поддержки отечественных производителей товаров и исполнителей работ и услуг;

участвует в разработке прогнозов  социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и  краткосрочную перспективу;

разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ, исполняет федеральный  бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

участвует в разработке мер  и осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

контролирует рациональное и целевое использование средств  государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

осуществляет по поручению  правительства РФ сотрудничество с  международными финансовыми организациями;

регистрирует выпуск ценных бумаг в пределах своих полномочий;

осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.

В настоящее время в  центральном аппарате Министерства функционируют следующие подразделения: департамент бюджетной политики, департамент отраслевого финансирования, департамент межбюджетных отношений, департамент управления государственным  внутренним долгом, департамент управления внешним государственным долгом, департамент оборонного комплекса  и правоохранительных органов и  др.

Важным подразделением Министерства финансов выступает Главное управление Федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. В РФ функционирует единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные ему территориальные органы федерального казначейства по субъектам РФ, городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Важным элементом финансовой системы являются органы, обеспечивающие проведение налоговой политики в  стране. К таким органам относятся  налоговые органы, таможенные органы, федеральные органы налоговой полиции, а также органы, контролирующие уплату государственной пошлины и других сборов.

В систему налоговых органов  входят Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) и его территориальные органы по субъектам РФ и муниципальным образованьям – налоговые инспекции.

Налоговые органы представляют собой единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства: правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий  бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением  валютного законодательства.

С деятельностью МНС России тесно связана работа федеральных  органов налоговой полиции. Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью органов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации. Систему федеральных органов налоговой полиции составляют Федеральная служба налоговой полиции РФ, территориальные и местные органы налоговой полиции.

Задачами федеральных  органов налоговой полиции являются выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, коррупции в налоговых органах, обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защиты ее сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей.

К полномочиям органов  налоговой полиции относятся  производство дознания и проведение предварительного следствия по делам  о преступлениях в налоговой  сфере, оперативно-розыскная деятельность, участие в налоговых проверках  и пр10.

За поступлением таможенных пошлин ответственность несет Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России). Организационная структура ФТС России включает региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты РФ, таможенные лаборатории.

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении  товаров границы РФ, правильностью  исчисления и уплатой таможенных пошлин.

Основными задачами ФТС России являются обеспечения экономической безопасности и защита экономических интересов РФ, обеспечение единства таможенной территории РФ, организация, применение и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности, организация таможенного дела.

Вывод: в России созданы все необходимые органы для проведения и реализации финансовой политики, вопрос стоит только в том, на сколько эффективно на сегодняшний день, эта политика проводится.

 

 

 

 

 

Глава 2. Значение формирования и функционирования финансовой системы страны и её перспективы

2.1.  Значение  формирования и функционирования  финансовой системы страны

Изменение цели развития экономики  обусловливает необходимость изменения  финансовых отношений в ее отраслях, сферах деятельности, пересматриваются источники формирования финансовых ресурсов и формы их использования. В этих условиях государство вырабатывает соответствующую финансовую политику, представляющую собой совокупность целенаправленных мер государства  в области управления финансами  с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным  условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.

Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые  определяют и утверждают основные направления  развития финансовых отношений, разрабатывают  конкретные пути их организации в  интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений  и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства11.

Выработка научно обоснованной концепции развития финансов осуществляется с целью выявления объективной  потребности в реализации намеченных мероприятий финансовой политики и  обоснования изменения существующего  механизма реализации финансовых отношений. В современных условиях финансовая политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики. В зависимости от стадии экономического цикла (экономический спад, депрессия (стагнация), оживление, экономический подъем), на которой находится экономика страны, субъекты власти используют сдерживающую или стимулирующую (стабилизационную) финансовую политику.

В условиях экономического спада и депрессии происходят сокращение товарооборота, снижение платежеспособного  спроса населения, доходов субъектов  хозяйствования, уменьшение инвестиционной активности инвесторов, увеличение уровня безработицы, рост уровня инфляции. На этих стадиях экономического цикла  государство использует стабилизационную финансовую политику, которая связана  со стимулированием деловой активности субъектов хозяйствования путем  снижения налогов и увеличения государственных  расходов на поддержку стратегически  и социально значимых отраслей экономики. В этих условиях государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы  на финансовом рынке, поэтому политике в области управления долговыми  обязательствами государства должно уделяться повышенное внимание.

На стадиях экономического оживления и подъема повышается деловая активность субъектов хозяйствования, растет реальный объем их доходов, увеличивается  товарооборот, снижается социальная напряженность в обществе. В таких  условиях государство имеет возможность  увеличить размер мобилизуемых доходов, досрочно погашать имеющиеся долговые обязательства, проводить активную инвестиционную и инновационную  политику. Финансовая политика в данных условиях имеет сдерживающий характер, что предполагает снижение государственных  расходов на стадиях экономического оживления и подъема и усиление налогового бремени на стадии экономического подъема для предотвращения перегрева  экономики и снижения темпов экономического роста.

Для достижения стабильности экономического развития функционирование экономики может обеспечиваться на основе действия встроенных стабилизаторов, к которым относится автоматическое изменение налоговых поступлений и трансфертных платежей в зависимости от стадии экономического цикла12. Если финансовая политика строится с учетом действия встроенных стабилизаторов, то при ее разработке особое внимание следует уделять составлению прогнозов экономического и социального развития государства, построению моделей развития налоговой и бюджетной систем, внутреннего финансового рынка в зависимости от стадии экономического цикла.

Определение основных направлений  использования финансов на перспективу  и текущий период базируется на целях  и задачах эко-номической политики государства, выделении в составе  экономики приоритетных отраслей, определении  условий развития социальной сферы, на составе полномочий государственных  и муниципальных органов власти в финансово-бюджетной сфере, оценке внутреннего и международного положения  государства. Учет этих факторов позволяет  разработать финансовую политику, отвечающую условиям экономического развития государства.

Разработка конкретных путей  реализации основных направлений использования  финансов предполагает выработку путей  решения поставленных целей и  задач, которые будут способствовать реализации основных направлений финансовой политики на определенном отрезке времени. Так, например, если ее задачей является снижение объема государственного долга  Российской Федерации, то должны быть определены возможные пути реализации этой задачи, среди которых можно  назвать досрочное погашение  имеющихся долговых обязательств, снижение объема заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках, проведение переговоров с кредиторами о  возможности списания части долга. Однако следует учитывать, что разработка механизма осуществления названных  мероприятий по управлению государственным  долгом Российской Федерации, его правовая регламентация относятся не к финансовой политике, а к ее реализации соответственно в финансовом механизме и нормах финансового права.

Финансовую политику можно  классифицировать не только по содержательному  признаку, но и по другим критериям13
• по территориальному критерию выделяют общегосударственную (федеральную), региональную и местную финансовую политику. Разработка финансовой политики на каждом уровне управления позволяет в дальнейшем обеспечить финансовую основу развития как государства в целом, так и каждого территориального и муниципального образования; 
• по временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия включает крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда имеет долговременный характер. В настоящее время к финансовой стратегии относится проведение налоговой реформы, бюджетной реформы, политики в области управления государственным долгом РФ, пенсионной реформы, реформы образования и других отраслей социальной сферы. Финансовая тактика объединяет задачи и мероприятия финансовой политики, которые относятся к определенному этапу экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде. Примером финансовой тактики являются снижение ставки налога на добавленную стоимость и ставки единого социального налога, упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти в бюджетном процессе, введение адрес социальных льгот и гарантий социально незащищенным, малообеспеченным слоям населения. При этом финансовые мероприятия тактического характера должны проводиться в рамках финансовой стратегии и не могут противоречить ей во избежание возникновения отрицательных последствий их воздействия на функционирование финансовой системы и экономики в целом; 
• в зависимости от объектов воздействия выделяют финансовую политику в сфере финансов субъектов хозяйствования и финансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов. В составе последней можно выделить бюджетную политику и политику в области государственного социального страхования.

Информация о работе Финансовая политика государства