Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой: рассмотреть финансовую политику государства.
Основные задачи:
- раскрыть содержание финансовой политики государства;
- рассмотреть типы финансовой политики;
- изучить развитие финансовой политики на современном этапе развития государства.
Финансовая политика государства призвана обеспечить устойчивое и эффективное функционирование экономики и ее финансовой системы. Она также обеспечивает эффективное осуществление государством своих функций – социальных, экономических, экологических, оборонных и др.
Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется чёткий и глубокий переход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, её составляющих. Определённый интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.
Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что её относительная самостоятельность не перерастёт в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьёзными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает её соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учёт выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.
В работе использовались формально-логический, системно-структурный, сравнительно-правовой методы исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Содержание и типы финансовой политики государства – институты власти, обеспечивающие её регулирование
1.1. Содержание, цели и задачи финансовой политики государства……..5
1.2. Типы финансовой политики…………………………………………….12
1.3. Институты законодательной и исполнительной власти и их функции в сфере финансов в РФ…………………………………………………….17
Глава 2. Значение формирования и функционирования финансовой системы страны и её перспективы
2.1. Значение формирования и функционирования финансовой системы страны…………………………………………………………………………….22
2.2. Перспективы развития финансовой политики государства……………..27
2.3. Финансовая политика Российского государства на современном этапе……………………………………………………………………………..35
Заключение ……………………………………………………………………38
Список использованной литературы………………………………………40
Приложение……………………………………………………………………41

Работа состоит из  1 файл

фин политика.docx

— 276.46 Кб (Скачать документ)

Существует и организационная  проблема на пути проведения единой финансовой политики - проблема наличия межведомственных барьеров ее реализации, если бы даже она  была выработана. Так, в настоящее  время, наряду с Министерством финансов РФ, в качестве самостоятельных органов  управления финансами функционируют  Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная  служба налоговой полиции РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ. Такое количество ведомств, в принципе работающих на реализацию единой цели неизбежно приводит к снижению конечного результата их совместной работы.

Современная действительность показывает тесную взаимосвязь и  взаимозависимость характера и  эффективности финансовой и экономической  политики. Эта взаимозависимость  реализуется с помощью финансовых, бюджетных, налоговых, кредитных, денежных инструментов, системой законодательства, программированием и прогнозированием социально-экономического развития страны и её регионов, кредитно-денежными  учреждениями, прежде всего Центральным  банком15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Финансовая  политика Российского государства  на современном этапе

 

   В  настоящее   время  особенно  остро  проявились  недостатки   финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие нашей  страны16.  К ним относятся: догматический (нетворческий)  характер  финансовой  политики, её неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития  нашего государства,  находить  нужные  способы   для   решения   назревших   задач; отсутствие стратегических концептуальных разработок17.

   Целью  концепции   финансовой  политики,   разработанной   в   современных условиях, является достижение более высокого уровня жизни народа  на  основе развития хозяйства, всемерного повышения эффективности производства. Новая финансовая стратегия должна  быть  разработана  с  учётом  различных форм   собственности,    развития    рыночных    отношений,    полноправного функционирования рынка товаров, рабочей силы, капиталов. Основными  методами финансового воздействия на экономическую и социальную сферы  жизни  общества должны  стать:  налогообложение,   маневрирование   финансовыми   ресурсами, финансирование, финансовый рынок и др. Мировой опыт подтверждает гибкость  и эффективность такой практики.

  Свидетельством кризиса   в  области  финансов  выступают   огромный  дефицит государственного бюджета18;  нарастающая эмиссия денег и сопутствующая ей инфляция;  рост  внутреннего  и  внешнего  государственного  долга;  наличие большого количества убыточных и малорентабельных  предприятий;  значительные суммы   непроизводственных   расходов   и   потерь    в   хозяйстве;    рост незавершённого строительства. Кризисные  явления  проявляются  как  в  сфере государственных финансов, так и в сфере финансов предприятий и организаций.

   Важной  задачей   является  структурная  перестройка   экономики:   резкое сокращение производства вооружения и снижения в  общем  объёме  производства доли отраслей тяжёлой промышленности. Производство вооружения  отвлекает  из гражданских отраслей  большую  массу  основных  фондов,  сырья,  материалов, энергии19.

  Насущной задачей  оздоровления экономики и финансов  является  упорядочение денежного обращения; восстановление дееспособности рубля.

  Большое значение  для  подъёма  экономики   и  расширения  на  этой  основе финансовых возможностей страны имеет привлечение в её экономику  иностранных инвестиций. Они могут осуществляться в различных формах.

   В  соответствии   с   кардинальными   изменениями   финансовой   политики перестраивается   финансовый   механизм.   Цель   перестройки    финансового механизма  -  усилить  его  воздействие   на   эффективность   общественного производства на основе развития  рыночных  отношений,  обеспечить  повышение эффективности  использования  финансовых  ресурсов.  В  основу   перестройки финансового механизма положены принципиально  новые  подходы  к  организации финансовых  взаимосвязей  в  народном  хозяйстве,  обеспечивающие  всемерное развитие   хозяйственной   инициативы   и    ответственности    предприятий, организаций, регионов страны за конечные результаты работы.

   Коренные  изменения   внесены   в   механизм   государственных   финансов. Формирование  доходов  государственного  бюджета  переведено  на   налоговую основу;  принципиально  изменилась  структура  расходов  бюджета  и  система бюджетного финансирования, приняты законы об  ответственности  за  нецелевое использование средств, выделенных из федерального бюджета.  Так,  согласно пункту  8  “в”  Положения  о  Министерстве  финансов  Российской  Федерации, утверждённого  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от   19 августа 1994 г. № 984, Министерства финансов РФ  имеет  право  взыскивать  в установленном порядке с  предприятий,  учреждений  и  организаций  средства, выделенные из федерального бюджета, используемые не по целевому  назначению, с наложением на  предприятия,  учреждения,  организации,  допустившие  такие нарушения, штрафа в размере действующей ставки Центрального банка РФ.

Вывод:   процесс  перестройки  финансового  механизма   сопровождается   созданием соответствующей базы. В последние годы Верховный  Совет  России  принял  ряд законов,  создающих  правовую  основу   финансовой   деятельности.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Заключение

Роль и значение финансовой политики состоит в том, что она  кардинально формирует финансовую науку и практику финансовых отношений. Финансовой политике подвластно все  в области финансов и не только. Она подчинена и несамостоятельна лишь по отношению к политическому  курсу в области экономики. Изучая финансовые и кредитные дисциплины финансовой политикой не заниматься нельзя. Всякий раз, когда говорим  о недостатках инструмента или  механизма, о целях и путях  их достижения, возникающих задачах  и проблемах в области финансов, денежного обращения и кредита, - мы занимаемся политикой.

Финансовая политика в  государстве проводится в соответствие со своими законами, познание и формулирование которых значительно отстало  от разработок в области экономических  категорий. Как специальным предметом  исследования и изучения сегодня  финансовой политикой почти никто  не занимается. Вместе с тем финансовая политика это не столько политика, сколько система знаний в области  управления финансами, кредитом и денежным оборотом. Это больше, чем простая  сумма знаний по этим наиважнейшим дисциплинам. Экономист финансист  сегодня сталкивается с системными проблемами в управлении финансами  ведение бизнеса. Последний не может  развиваться без оглядки на государство. Следовательно, финансовый директор должен: мыслить системно, оценивать точно, действовать быстро, реагировать  гибко.

Наука о финансовой политике важный раздел финансовой науки, который  структурно и по содержанию в полной мере не оформился. Финансовая политика в современном государстве есть система политических отношений  по поводу стратегии организации  финансов, текущего и оперативного управления ими. В основе этой системы  лежит политический курс и порождаемое  им финансовое строительство. Эта фундаментальная  общность финансовой политики в государстве  как политического и экономического процесса управления финансовыми категориями объединяет финансовую политику любого государства. В финансовой политике всегда имеется субъективный элемент, ее проводят люди. Но она носит всеобщий характер. Для выделения процесса проведения финансовой политики как предмета изучения с политическим и экономическим аспектом одновременно объективность не есть единственный критерий. Объективно-субъективная основа финансовой политики существует всегда рядом с другой ее характеристикой.

Финансовая политика, проводимая в государстве национальна. Нет  финансовых политик без специфики, ментальности, своеобразия политических и экономических условий. Финансовые политики-близнецы во многих странах  не есть финансовые политики одной  страны. Похожесть лишь подчеркивает наличие общего в системе различий. Улучшение управления финансами, кредитом и денежным оборотом требует расширения и углубления национальных научно-практических исследований стратегии и тактики  проведения финансовой политики, адаптированных к финансово-кредитному состоянию  экономики. Современная эффективная  финансово-кредитная политика базируется на соблюдении фундаментальных основ  организации управления финансами  в государстве. Обобщение и анализ существующих воззрений на финансовую политику и теоретическая интерпретация  практики ее проведения позволяет приблизиться к решению задачи создания основ  спецкурса по финансовой политике в  реформируемой экономике.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Белотелова Н. П., Шуляк П. Н. Финансы. – М., 2009 год
  2. Большаков С. В. Финансовая политика государства и предприятия – М., 2010 год
  3. Говтань О. Дж. Финансовая политика РФ. // Проблемы прогнозирования – М., 2009 год
  4. Живалов В., канд. экон. наук. // Экономист №12, 2010 год
  5. Любимцев Ю., док. экон. наук, профессор. Необходимость изменения ориентиров // Экономист. - № 1, 2008 год.
  6. Перекрестова Л. В., Романенко Н. М., Сазонов С. П. Финансы и кредит. Учебное пособие – М., 2008 год
  7. Сабанти Б. М. Теория финансов – М., 2009 год
  8. Финансы и кредит. Учебник / Под ред. професс. Белоглазовой Г. Н. и Романовского М. В. – М.: Юрайт, 2010 год
  9. Финансы. Учебник для вузов / Под ред. професс. Врублёвской О. А., професс. Романского М. В., професс. Сабанти Б. М. – М., 2006 год
  10. Финансы. Учебник для вузов / Под ред. проф. чл-корр. РАЕН Дробозиной Л. А. – М., 2009 год
  11. Шелопаев Ф. М. Финансы, денежное обращение и кредит – М.: Юрайт, 2009 год
  12. Экономическая теория. Учебник / Под ред. Видяпина В. И., Добрынина А. И., Журавлёвой Г. П., Л. С. Тарасовича – М., 2009 год

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практика

Источником финансовой политики государства служит, совокупность воздействий посредством политической воли на общие вопросы построения финансовой политики.

Объектом исследования является финансовая политика как важная деятельность государства, влияющая на все сферы  его жизни.

Цели финансовой политики:

1) Повышение объема и  эффективности использования финансовых  ресурсов. Последнее очень важно  для проверки воздействия финансовой  политики на экономику. Отказ  от учета повышения эффективности  использования финансовых ресурсов  при разработке и проведении  финансовой политики может привести  к распылению средств, сокращению  источников удовлетворения постоянно  растущих экономических и социальных потребностей общества.

2) Оздоровление и структурная  перестройка экономики: повышение  в общем объеме производства  доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание  денежного обращения, и в перспективе  восстановление конвертируемости рубля.

3) Достижение более высокого  уровня жизни населения на  основе развития отраслей промышленности  и сельского хозяйства. Социальная  направленность финансовой стратегии  проявляется не только в изыскании  возможностей увеличения финансовых  ресурсов, направляемых на повышение  благосостояния народа, но и в  новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Анализируя динамику изменения  доходов и расходов пенсионного  фонда, становится ясно, что в России финансовая политика направлена, в первую очередь, на поддержание социальной сферы. Так как по реалиям современной действительности, это наиболее болезненная сфера в нашем государстве. Которая, без должной поддержки и внимания государства придёт в упадок. Так на примере динамики изменения доходов и расходов пенсионного фонда можно проследить, как реализуется финансовая политика государства в социальной сфере. Тем не менее, в последние годы наблюдается явный дефицит доходной части бюджета пенсионного фонда, что конечно зависит от общих низких показателей экономики, и неблагоприятно воздействует на состояние социального благополучия в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Таблица2.

 

 

 

 

 

Таблица 3.

 

Таблица 4.

 

 

Таблица 5.

 

1 Большаков С. В. Финансовая политика государства и предприятия – М., 2010 год

2 См. Приложение 1

3 Сабанти Б. М. Теория финансов – М., 2009 год

4 См. Приложение 2

5 Любимцев Ю., док. экон. наук, профессор. Необходимость изменения ориентиров // Экономист. - № 1, 2008 год.

6 Большаков С. В. Финансовая политика государства и предприятия – М., 2010 год

7 Экономическая теория. Учебник / Под ред. Видяпина В. И., Добрынина А. И.,

8 Любимцев Ю., док. экон. наук, профессор. Необходимость изменения ориентиров // Экономист. - № 1, 2008 год.

9 Говтань О. Дж. Финансовая политика РФ. // Проблемы прогнозирования – М., 2009 год

10 Говтань О. Дж. Финансовая политика РФ. // Проблемы прогнозирования – М., 2009 год

Информация о работе Финансовая политика государства