Финансовая политика госувдарства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 13:16, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является оценка финансовой политики России.
Исходя из цели работы, поставим и решим ряд следующих задач:
- изучим финансовую политику как инструмент регулирования экономики;
- проанализируем современную финансовую политику России;
- рассмотрим основные направления развития финансовой политики в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики 5
1.1 Финансовая политика государства 5
1.2 Типы финансовой политики 8
Глава 2. Оценка современной финансовой политики России 12
2.1 Анализ состава и структуры доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации 12
2.2 Анализ налоговой политики государства 17
Глава 3. Основные направления развития финансовой политики в России 26
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

мое.doc

— 247.00 Кб (Скачать документ)

Содержание: 

 

Введение

 

      В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих  функций и задач, достижения определённых целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

      Содержание  финансовой политики многогранно. Она  включает следующие важнейшие звенья:   

      - выработку научно обоснованных  концепций развития финансов. Они  формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния  развития  хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;

      - определение основных направлений  использования финансов на перспективу и текущий период;

      - при этом исходят из путей  достижения поставленных целей,  предусмотренных экономической  политикой, учитываются международные  факторы, возможности роста финансовых  ресурсов;

      - осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.1

      Единство  трёх основных звеньев определяет содержание финансовой политики.

    В условиях перехода к рыночной экономике  место финансовой политики в общей  политике государства повышается. Однако, возможности государства по регулированию финансовых отношений в условиях рыночной экономики сокращаются (плановая экономика: устанавливались цены, зарплата и т.д.. Финансовая политика была одним из важных секторов в общей политике государства). В настоящее время государство может диктовать цены только на естественные монополии, драгоценные металлы и оружие. Регулирование кредитной сферы - только на уровне ЦБ (раньше вся кредитная сфера контролировалась государством).

      Немаловажным  требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при её выработке и проведении, т.е. согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путём их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определённого этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики - финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы.

      Целью данной курсовой работы является оценка финансовой политики России.

      Исходя  из цели работы, поставим и решим  ряд следующих задач:

      - изучим финансовую политику как  инструмент регулирования экономики;

      - проанализируем современную финансовую  политику России;

      - рассмотрим основные направления  развития финансовой политики  в России.

      Структура работы представлена в виде введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы 

 

     Глава 1. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики

     1.1 Финансовая политика государства

 

    В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования  экономики переходного периода посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

    Так, крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Например, Фишер, Дорнбуш  и Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие, подчеркивая, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности, Кэмпбелл Р., Макконелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в сознании сущности финансовой политики.

    Марксисты видят под финансовой политикой, в первую очередь, совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны. В марксисткой трактовке финансовой политики нет полной четкости, так как сфера действия фискальной политики практически совпадает с областью финансовой политики, в обоих случаях представляя собой совокупность государственных мер по регулированию и распределению финансовых ресурсов.

    Большой вклад в понимание сущности финансовой политики сделали работы отечественных экономистов. Профессор В.В. Лавров, раскрывая суть финансовой политики, отмечал ее связь с учетом и контролем за производством, количеством труда и распределением продуктов. Другой экономист, И.В.Левчук, отмечает, что эта политика призвана создать правильное сочетание централизованного и демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов. Интересна трактовка финансовой политики, данная В.С. Павловым. Он связывает финансово-кредитную политику с условиями реального финансово-экономического положения страны, направлениями и методами перестройки финансово-кредитной системы. Весьма полное исследование настоящего вопроса дает М.К.Шереметьев в своей работе «Финансы СССР». Автор дает два определения ее содержания: как основные направления деятельности государства в области использования финансов и как концентрированное выражение финансов.2

    Далее, использование финансовой политики только как средства (инструмента) выполнения функций государства неизбежно ведет к конфликту интересов государственных органов власти, органов местного самоуправления с другими субъектами финансовой системы, а именно с хозяйствующими субъектами и населением страны. Например, область взаимоотношений государства и наемных работников в части оплаты труда. Если в развитых странах минимальный размер оплаты труда наемного работника привязан к величине прожиточного минимума, то в России минимальный размер оплаты труда используется преимущественно как некий норматив при установлении государством различных платежей, в том числе, штрафов, и никоим образом не увязан собственно с прожиточным минимумом граждан России. Самоустранение государства от регулирования доходов населения способствовало огромной дифференциации в уровнях оплаты труда между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми категориями наемных работников, стало причиной того, что значительная часть населения страны оказалась за чертой бедности.

    Из  изложенного выше можно сделать  по крайней мере два вывода. Во-первых, государственная финансовая политика должна выступать средством решения социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения целей тех или иных органов власти, преследующих собственные интересы. Во-вторых, финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти.

    Другие  авторы рассматривают финансовую политику как часть экономической политики государства, представляющую собой  совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики». Данное определений не раскрывает сущности финансовой политики, а описывает механизм, инструменты ее реализации. Дело в том, что финансовый механизм является лишь частью финансовой политики, с помощью которого осуществляется непосредственное управление финансами.

    По  мнению С. Ю. Витте, ключевая особенность  финансовой политики состоит в том, что она «...должна быть направлена на всемерное содействие экономическим  успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов».

    Существуют  и другие определения финансовой политики:

    Финансовая  политика - это составляющая часть  экономической политики государства, в которой конкретизируются главные  направления развития хозяйства  страны, т.е. финансовая политика определяет источники и направления использования  финансовых ресурсов и разрабатывает финансовые методы, стимулирования и регулирования социальных, экономических, политических процессов.

    Финансовая  политика - это совокупность государственных  мероприятий, направленных на мобилизацию  финансовых ресурсов с последующим  распределением и использованием их для выполнения функции государства.

    Действительно, такие определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями:

    - повышение эффективности использования  финансовых ресурсов;

    - оздоровление структурной перестройки  экономики: повышение в общем объеме доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочение денежного обращения и в перспективе восстановление конвертируемого рубля;

    - достижение более высокого уровня  населения на основе развития  отраслей промышленности и сельского хозяйства;

    - наибольшая мобильность финансовых  ресурсов для удовлетворения  потребностей общества.3

    Наряду  с государственной финансовой политикой  существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса.

    1.2 Типы финансовой политики

 

    Развитие  государства связано с изменением финансовой политики. Использование  того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

    Анализ  применявшейся различными государствами  финансовой политики позволяет выделить ее 4 основных типа:

    1. Классическая финансовая политика

    До  конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723 – 1790 гг.) и Д. Рикардо (1772 – 1823 гг.) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

    Финансовый  механизм строился исходя из этих целей  финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся, в основном, к расходам на военные  цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась, в основном, на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно простыми и эффективны с точки зрения механизма их взимания. 4

    2. Регулирующая финансовая политика

    Бурное  развитие производительных сил поставило  перед государствами еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского ученого экономиста Дж. Кейнса (1883 – 1946 гг.) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

    Основными инструментами вмешательства в  экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов.

Информация о работе Финансовая политика госувдарства