Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 13:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является оценка финансовой политики России.
Исходя из цели работы, поставим и решим ряд следующих задач:
- изучим финансовую политику как инструмент регулирования экономики;
- проанализируем современную финансовую политику России;
- рассмотрим основные направления развития финансовой политики в России.
Введение 3
Глава 1. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики 5
1.1 Финансовая политика государства 5
1.2 Типы финансовой политики 8
Глава 2. Оценка современной финансовой политики России 12
2.1 Анализ состава и структуры доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации 12
2.2 Анализ налоговой политики государства 17
Глава 3. Основные направления развития финансовой политики в России 26
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.
После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. – 16,5% к ВВП и в 2013г.–16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно (рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП11
Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер.
В настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.
В
основу расчетов показателей федерального
бюджета закладываются
Таблица 3
Оценка и прогноз основных социально-экономических показателей
на период до 2013 г.
Показатели | Ед. изм. | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Цена Urals (мировые) | долл./барр. | 61,1 | 75,0 | 75,0 | 78,0 | 79,0 |
Инфляция | дек. / дек. | 8,8 | 6-7 | 5,5-6,5 | 5-6 | 4,5-5,5 |
ВВП | млрд. руб. | 39 064 | 44 957 | 49 659 | 55 223 | 61 873 |
% к пред. г. | -7,9 | 4,0 | 3,4 | 3,5 | 4,2 | |
Промышленное производство | % к пред. г. | -10,8 | 2,7 | 3,2 | 3,1 | 4,2 |
Инвестиции в основной капитал | % к пред. г. | -16,2 | 2,9 | 8,8 | 6,3 | 8,1 |
Оборот розничной торговли | % к пред. г. | -4,9 | 4,4 | 4,5 | 4,8 | 6,3 |
Объем платных услуг населению | % к пред. г. | -4,2 | 3,3 | 3,8 | 4,0 | 4,8 |
Реальная заработная плата | % к пред. г. | -2,8 | 3,6 | 2,4 | 2,4 | 3,1 |
Реальные располагаемые доходы населения | % к пред. г. | 2,3 | 3,9 | 2,7 | 3,0 | 4,2 |
Среднегодовой размер трудовой пенсии, ном. прирост | % к пред. г. | 24,2 | 44,9 | 9,4 | 7,2 | 7,1 |
Экспорт | млрд. долл. США | 303,4 | 373,4 | 383,8 | 402,9 | 416,8 |
Импорт | млрд.долл. США | 191,8 | 237,5 | 273,7 | 304,5 | 338,7 |
Уровень безработицы к экономически активному населению | % | 8,4 | 8,2 | 8,1 | 7,7 | 6,9 |
По последним оценкам, уровень инфляции в России в 2010 году ожидается около прогнозного значения в 6%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 13-15% в 2010 году и более 25% в 2013 году. Вместе с тем, за первое полугодие 2010 года прирост кредитования предприятий составил около 2%.
Прогнозируемое снижение инфляции в 2013 году до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.
На протяжении докризисных (после дефолта 1998 года) годов Россия развивалась с профицитом федерального бюджета. В 2009 году профицит сменился дефицитом: превышение расходов над доходами федерального бюджета в составило 5,9% к ВВП, а в 2010 году, по оценке Минфина России, дефицит удастся снизить примерно до 5,4% - 5,5% к ВВП.
При этом уровень нефтяных цен, который раньше обеспечивал бездефицитный бюджет, теперь не позволяет ликвидировать разрыв между доходами и расходами бюджета из-за выросших социальных обязательств и проведенного в рамках кризисных мер снижения налоговой нагрузки.
В 2007 году при сложившемся уровне мировых цен на нефть в 69,3 доллара США за баррель профицит федерального бюджета составил 5,4% к ВВП. В текущем году при прогнозируемом уровне мировых цен на нефть в 75 долларов США за баррель ожидается дефицит бюджета на уровне 5,4% - 5,5% к ВВП.12
Формирование бюджетных проектировок предполагается осуществить исходя из прогнозируемого Минэкономразвития России повышения цен на нефть с 75 долларов США за баррель в 2010 году до 79 долларов США за баррель в 2013 году. При этом ставится задача обеспечить дефицит федерального бюджета не выше 3,6% ВВП в 2011 году, 3,1% ВВП в 2012 году и 2,9% ВВП в 2013 году.
Правительство Российской Федерации определило ориентиром достижение бездефицитного бюджета в 2015 году при текущей цене на нефть в 76 долларов за баррель. В представленном консервативном сценарии прогноза Минэкономразвития России от 9 июня 2010 г. прогнозируется снижение цены на нефть с 75 долларов США за баррель до 62 долларов США в 2013 году, что сохраняет риски для формирования бюджетных доходов. При неблагоприятном, но, тем не менее, возможном сценарии снижения среднегодовой цены на нефть до уровня 50 долларов США за баррель дефицит федерального бюджета может составить порядка 6,1% к ВВП в 2011 году, в 2012 году – 5,6% к ВВП, в 2013 году – 5,2% к ВВП.
Российская экономика пока менее эффективна по сравнению с другими странами, и требует реализации структурных мер. Модернизация экономики, повышение производительности, в первую очередь, будут опираться на частные инвестиции. Главная задача государства – создавать для этого необходимые условия.
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.
В трехлетней перспективе 2011–2013 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. При этом в отличие от предыдущих лет налоговая политика ближайших лет впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Вместе с тем Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.
Налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны – на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности. Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в Российской Федерации, будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе.
С
учетом отмены с 1 января 2010 года единого
социального налога и введения страховых
взносов на обязательное пенсионное,
медицинское и социальное страхование,
а также принимая во внимание, что
указанные взносы в настоящее
время составляют существенную часть
фискальной нагрузки на фонд оплаты труда
в экономике, основные направления налоговой
политики содержат предложения в области
исчисления и уплаты указанных страховых
взносов.
Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.
Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий.
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности.
Большое внимание уделяется определению национальных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.
Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной её реализации приносит положительные результаты. Её значение заключается в том, что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа.
Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.
В процессе реализации налоговой политики следует также обращать внимание на анализ практики применения и администрирования налоговых льгот, содержащихся в налоговом законодательстве. Принятие решений по вопросам сохранения применения тех или иных льгот необходимо осуществлять по результатам такого анализа, при этом введение новых льгот следует производить на временной основе, с тем чтобы по истечении определенного срока решение о пролонгации действия льготы принималось также по результатам проведенного анализа результативности.