Финансовая политика госувдарства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 13:16, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является оценка финансовой политики России.
Исходя из цели работы, поставим и решим ряд следующих задач:
- изучим финансовую политику как инструмент регулирования экономики;
- проанализируем современную финансовую политику России;
- рассмотрим основные направления развития финансовой политики в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики 5
1.1 Финансовая политика государства 5
1.2 Типы финансовой политики 8
Глава 2. Оценка современной финансовой политики России 12
2.1 Анализ состава и структуры доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации 12
2.2 Анализ налоговой политики государства 17
Глава 3. Основные направления развития финансовой политики в России 26
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

мое.doc

— 247.00 Кб (Скачать документ)

    Большое внимание в финансовом механизме  уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах.5 

    3. Неконсервативная стратегия

    В 70-х годах XX века в основу финансовой политики была положена неконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

    Финансовый  механизм в этих условиях исходит  из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

    4. Планово - директивная финансовая политика

    Планово - директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему  управления экономикой. Основанная на государственной собственности  на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.6

 

     Глава 2. Оценка современной финансовой политики России

    2.1 Анализ состава и структуры доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации

 

    Центральное место в системе государственных  финансов занимает государственный  бюджет или ещё его называют федеральный  бюджет –  это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий  финансовый год. В соответствии со статьёй 6 БК РФ «Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

    Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих  друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны,  рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

    Федеральный бюджет на 2008-2010 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2008 год составил 6 644,45 млрд. рублей, на 2009 и 2010 год в сумме 7 465,45 и 8 089,97 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на 2008 год прогнозируются в размере 6 570,30 млрд. руб., на 2009 год 7 451,15 млрд. руб., а в 2010 году 8 089,97 млрд. руб. Прогнозируется профицит федерального бюджета в сумме 74, 15 млрд. рублей (2008 году) и 14,29 млрд. рублей в 2009 году. В 2010 году доходы равны расходам - около 8,10 млрд.  руб. Профицит вообще не планируется.7

    Проведем  сравнительный анализ доходной части  федерального бюджета на 2008 год и  на плановый период 2009 и 2010 годов. Рассмотрим таблицу №1.

    В связи с произошедшими изменениями в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. При формировании доходов было учтено изменение налогового законодательства, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах и сборах, вступающие в действие с 01.01.2008 года. 

 

    

    Таблица 1.

    Доходы  федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов

Доходы  федерального бюджета 2008г 2009г Отклонение 2010г
Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% По сумме, млрд. руб. По удельному  весу,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,%
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ 2 383,11 35,87% 2 351,91 31,50% -31,20 -4,36% 2 348,32 29,03%
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ  ДОХОДЫ, в том числе: 4 261,34   5 113,54   767,34   5 741,35  
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ 533,38 8,03% 583,76 7,82% 50,38 -0,21% 636,28 7,87%
НАЛОГИ  И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 435,79 6,56% 496,36 6,65% 60,57 0,09% 562,8 6,96%
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ  НА ТЕРРИТОРИИ РФ 1 404,05 21,13% 1 914,47 25,64% 510,42 4,51% 2 206,46 27,28%
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ 888,97 13,38% 1 029,76 13,79% 140,79 0,41% 1 182,54 14,62%
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 36,57 0,55% 39,50 0,53% 2,93 -0,02% 37,31 0,46%
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА 32,24 0,49% 34,49 0,46% 2,25 -0,02% 36,56 0,45%
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 291,61 4,39% 297,00 3,98%      5,39 -0,41% 301,73 3,73%
ПРОЧИЕ  ДОХОДЫ 638,73 9,61% 718,20 9,62%    79,47 0,01% 777,67 9,61%
ВСЕГО ДОХОДОВ 6 644,45 100,00% 7 465,45 100,00% 821,00 0,00% 8 089,67 100,00%
 

 

    

    Анализ  расходов

    В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса РФ классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Они являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов, рассмотрим их подробнее в таблице №2.

    Наибольший  удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2008 году доля расходования этих средств составляет 34,73%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2009) он снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2010 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2008 году.8

 

    

    Таблица 2.

    Расходы федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов

Расходы федерального бюджета 2008г 2009г Отклонение 2010г
Сумма, млрд. руб. Удельный  вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный  вес,% По  сумме, млрд. руб. По  удельному вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,%
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ  828,78 12,61% 899,84 12,08% 71,06 -0,54% 963,10 11,90%
НАЦИОНАЛЬНАЯ  ОБОРОНА  509,10 7,75% 566,74 7,61% 57,64 -0,14% 596,19 7,37%
НАЦИОНАЛЬНАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 521,84 7,94% 642,61 8,62% 120,77 0,68% 693,51 8,57%
НАЦИОНАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИКА  702,32 10,69% 789,62 10,60% 87,30 -0,09% 528,55 6,53%
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО  54,56 0,83% 56,29 0,76% 1,73 -0,07% 51,86 0,64%
ОХРАНА  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ  9,33 0,14% 10,21 0,14% 0,88 0,00% 10,96 0,14%
ОБРАЗОВАНИЕ  307,20 4,68% 313,64 4,21% 6,44 -0,47% 339,85 4,20%
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 83,81 1,28% 73,01 0,98% -10,80 -0,30% 67,58 0,84%
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ 211,69 3,22% 245,22 3,29% 33,53 0,07% 295,36 3,65%
СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА 270,86 4,12% 342,67 4,60% 71,81 0,48% 396,54 4,90%
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ  ТРАНСФЕРТЫ 2281,56 34,73% 2423,12 32,52% 141,56 -2,21% 2720,97 33,63%
УСЛОВНО УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ 0,00 0,00% 186,30 2,50% 186,30 2,50% 404,50 5,00%
СЕКРЕТНЫЕ СТАТЬИ 789,25 12,01% 901,88 12,10% 112,63 0,09% 1021,00 12,62%
ВСЕГО 6570,30 100,00% 7451,15 100,00% 880,85   8089,97 100,00%

 

    

    Проанализировав данные таблицы №1 и №2. Можно  сделать вывод, что бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

    2.2 Анализ налоговой политики государства

 

     В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством  финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные подходы  формирования налоговой политики в стране на трехгодичный плановый период 2008 – 2010 годов. Предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие изменение в 2008 – 2010 годах налогового законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, отражены в Основных направлениях налоговой политики, одобренных Правительством Российской Федерации в марте 2007 года.

     Правительство Российской Федерации поручило федеральным  органам исполнительной власти учитывать  Основные направления налоговой политики в Российской Федерации в процессе бюджетного проектирования на 2008 год и на период до 2010 года. Указанным документом следует руководствоваться при планировании как федерального бюджета, так и при подготовке проектов ежегодных бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Основные  направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов составлены с учетом преемственности  базовых целей и задач, поставленных в документе, определяющем стратегию  налоговой реформы на 2008 – 2010 годы.

     I. Основные итоги реализации "Основных  направлений налоговой политики  на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" в 2007 году.9

     «Основные направления налоговой политики на 2008 – 2010 годы», одобренные Правительством Российской Федерации, предусматривают внесение изменений в налоговое законодательство по следующим направлениям:

     1. Контроль за трансфертным ценообразованием  в целях налогообложения.

     2. Налогообложение дивидендов, выплачиваемых  российским лицам.

     3. Регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний.

     4. Проблемы определения налогового  резидентства юридических лиц.

     5. Введение института консолидированной  налоговой отчетности при исчислении  налога на прибыль организаций.

     6. Совершенствование налога на добавленную стоимость.

     7. Индексация ставок акцизов.

     8. Налогообложение организаций при  совершении операций с ценными  бумагами.

     9. Налогообложение налогом на доходы  физических лиц при совершении  операций с ценными бумагами.

     10. Совершенствование налога на имущество физических лиц (введение налога на недвижимость).

     11. Совершенствование системы вычетов,  предоставляемых по налогу на  доходы физических лиц.

     12. Совершенствование налога на  добычу полезных ископаемых.

     13. Создание особых экономических  зон портового типа.

     14. Внесение изменений в налоговое  законодательство в связи с  созданием целевого капитала  некоммерческих организаций и  создания благоприятных условий  для функционирования некоммерческих  организаций в социально значимых  областях.

     15. Совершенствование налогового законодательства  в части регулирования учетной  политики налогоплательщиков.

     16. Международное сотрудничество, интеграция  в международные организации  и соглашения, информационный обмен.

     17. Введение в налоговое законодательство понятия индексируемой налоговой единицы.

     18. Создание налоговых стимулов  для осуществления инновационной  деятельности.

     19. Реформирование налога на игорный  бизнес.

     20. Совершенствование порядка налогообложения  при реализации концессионных  соглашений.

     По указанным направлениям в 2007 году были приняты следующие решения.

     1. Контроль за трансфертным ценообразованием  в целях налогообложения

Информация о работе Финансовая политика госувдарства