Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:42, курсовая работа
Цель курсовой работы –
- изучение сущности и структуры финансовых отношений и финансовой системы;
- рассмотрение сущности, видов и функций налогов;
- выявить особенности финансовой политики в РФ.
Введение…………………………………………………………………………………2-3
Глава 1.Финансы и их роль в обеспечении экономического роста…………………4-13
Финансы: сущность, структура, роль в обществе………………………………...4-5
Государственный бюджет России: структура, особенности формирования…....6-7
Особенности управления государственным долгом России……………………...8-9
Мультипликатор государственных расходов и совокупный спрос…………….10-13
Выводы по главе 1 ……………………………………………………………………..13-14
Глава 2.Финансовая политика………………………………………………………...15-24
2.1 Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства.................................................................................................................15-17
2.2 Налоговый мультипликатор……………………………………………………….18
2.3 Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике России…………………………………………………………………………………...19-21
2.4 Особенности современной российской налоговой политики…………………...22-24
Выводы по главе 2………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………………….25
Библиографический список …………………………………………………………….26
Приложения…………………………………………………………………………….27-33
Вывод. Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы рентабельных отраслей перераспределяются в отраслях с низкой рентабельностью. Финансируя за счет бюджетного фонда содержание учреждений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и административными территориями.
1.3. Особенности управления
государственным долгом России.
Государственный долг играет
существенную и многогранную роль в
макроэкономической системе любого
государства. Это объясняется тем,
что отношения по поводу формирования,
обслуживания и погашения государственного
долга оказывают значительное влияние
на состояние государственных
Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства. Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира.
В научной литературе
государственный долг определяется
сложившейся к данной дате суммой
дефицита федерального бюджета за вычетом
положительного сальдо (профицита) этого
бюджета. На практике, госдолгом считаются
долговые обязательства России перед
физическими и юридическими лицами,
иностранными государствами, международными
организациями и иными
Предельный объем
Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:
-рефинансирование
- погашение части
-конверсия - изменение доходности займа;
-консолидация - превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения;
-новация - соглашения
между государством-заемщиком
-отсрочка - консолидация
при одновременном отказе
-дефолт - отказ государства от уплаты государственного долга .
В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:
В понятие управления госдолгом включают три взаимосвязанных направления деятельности. Первое - это бюджетная политика в части планирования объема и структуры госдолга. Второе - это осуществление заимствований, проведение операций с госдолгом, которые направлены на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на его обслуживание. Третье - это организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств . 6
Вывод. Таким образом, под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Основания для образования, формы и виды государственного долга определены в Бюджетном Кодексе Российской Федерации. Управление государственным долгом осуществляется с помощью основных методов управления государственным долгом, и в его основе лежат определенные принципы.
1.4. Мультипликатор государственных расходов и совокупный спрос.
Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг:
Мультипликатор государственных расходов можно также определить, используя предельную склонность к потреблению МРС. В результате мультипликатор государственных расходов будет равен:
Это означает, что если государство повышает на определенную величину объем своих расходов, не увеличивая при этом статей дохода бюджета, то получается именно такой прирост дохода. Следовательно, изменение величины государственных расходов вызывает изменение дохода, пропорциональное изменению величины расходов.
Можно отметить,
что мультипликатор государственных
расходов равен мультипликатору
инвестиций. С экономических позиций
такая идентичность закономерна. В
самом деле, если государство создает
дополнительный спрос на товары путем
увеличения государственных расходов,
то это вызывает первичное возрастание
ВНП, равное росту расходов. Экономические
субъекты, которые пользуются государственными
ассигнованиями, в свою очередь, отметив
повышение дохода, увеличивают свое
потребление на собственной предельной
склонности к потреблению, способствуя
тем самым дальнейшему
Таким образом, изменение объема государственных расходов приводит в процесс мультипликации национального дохода, идентичный тому, который осуществляется при изменении инвестиций. Из этого следует, что доходная и расходная части бюджета могут находиться под непосредственным воздействием и регулированием ресурсов со стороны государства. К сожалению, механизм этого регулирования не достаточно отлажен, а его осуществление на практике наталкивается на многие преграды, связанные с ростом цен, изменением курса валюты, динамикой ссудного процента. И все же подобный механизм влияния государственных закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного спроса и выпуска продукции.
Совокупный спрос
Совокупный спрос — совокупность спросов всех макроэкономических агентов: домохозяйств, фирм, иностранного сектора и государства. Совокупный спрос это также уровень расходов на товары и услуги, планируемых населением для данного уровня совокупного дохода.
Рис. 1.4.1 Взаимосвязь между двумя моделями: «Кейнсианский крест» — один из самых известных способов изображения совокупного спроса и классическая кривая совокупного спроса.
Совокупный спрос как функция: основные параметры
Потребительские расходы (обозн. С) — расходы домохозяйств на товары и услуги.
Потребительские
расходы могут быть как автономными
(то есть не зависящими от уровня дохода),
так и, наоборот, зависящими от заработка
и величины предельной нормы потребления
(mpc) (насколько увеличиваются
(1.4.3)
Сбережения домохозяйств (обозн. S)
Инвестиции (обозн. I) — фирмы закупают капитал с целью увеличения производства товаров и, следовательно, максимизации прибыли.
Государственные закупки товаров и услуг (обозн. G) — инвестиции государства, зарплата государственным служащим и т. п.
Чистый экспорт (обозн. Xn или NX) — разница между экспортом и импортом. Соотношение экспорта и импорта показывает состояние торгового баланса. Если экспорт превышает импорт, то в стране профицит торгового баланса, если импорт — экспорт, то дефицит торгового баланса, соответственно.
Чистые налоги (обозн. T) — разница между налогами и трансфертами.
Соотношение государственных
закупок и чистых налогов показывает
состояние государственного бюджета.
Если государственные закупки
Совокупный выпуск (обозн. Y)
Причины отрицательного наклона кривой совокупного спроса
Рис. 1.4.2 Классическая модель совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS).
Кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон.
Поскольку совокупный спрос является суммой всех спросов и зависит от уровня объемов общего выпуска, отрицательный наклон его функции невозможно объяснить микроэкономическими понятиями, то есть эффектами замещения и дохода. Существуют три основных эффекта, поясняющих отрицательную зависимость между выпуском и уровнем цен в экономике, то есть, отрицательный наклон кривой совокупного спроса:
Эффект реального богатства, предполагающий, что при увеличении уровня цен падают размеры реального богатства населения, что приводит к сокращению потребительских расходов.
Эффект процентной ставки, в которой говорится, что при увеличении уровня цен в экономике растет спрос на деньги. Увеличение спроса на деньги, в свою очередь, провоцирует повышение уровня реальной ставки процента.
Эффект импортных закупок гласит, что при увеличении уровня цен падает экспорт рассматриваемой страны: товары и услуги там становятся дороже, а импортируемые товары — относительно дешевле для населения. Следовательно, увеличивается импорт в страну и падает экспорт из нее.11
Вывод. Макроэкономика акцентирует внимание на особой роли совокупного спроса в достижении полной занятости и максимизации национального объема производства, который является сложной категорией, зависящий от значимых экономических компонентов.
Вывод по главе 1. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.