Финансовая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы –
- изучение сущности и структуры финансовых отношений и финансовой системы;
- рассмотрение сущности, видов и функций налогов;
- выявить особенности финансовой политики в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2-3
Глава 1.Финансы и их роль в обеспечении экономического роста…………………4-13
Финансы: сущность, структура, роль в обществе………………………………...4-5
Государственный бюджет России: структура, особенности формирования…....6-7
Особенности управления государственным долгом России……………………...8-9
Мультипликатор государственных расходов и совокупный спрос…………….10-13
Выводы по главе 1 ……………………………………………………………………..13-14
Глава 2.Финансовая политика………………………………………………………...15-24
2.1 Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства.................................................................................................................15-17
2.2 Налоговый мультипликатор……………………………………………………….18
2.3 Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике России…………………………………………………………………………………...19-21
2.4 Особенности современной российской налоговой политики…………………...22-24
Выводы по главе 2………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………………….25
Библиографический список …………………………………………………………….26
Приложения…………………………………………………………………………….27-33

Работа состоит из  1 файл

Документ курсач Microsoft Office Word (Автосохраненный).docx

— 147.21 Кб (Скачать документ)

Таким  образом, в первой главе курсовой работы мною были рассмотрены теоретические основы финансов, т.е. финансам дана характеристика как экономической категории, рассмотрено возникновение, сущность и необходимость финансов. Также в первой главе я

пыталась раскрыть само понятие финансовой системы, дать характеристика её основных звеньев, таких как централизованные и децентрализованные финансы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Финансовая политика

2.1. Налоги как экономическая база и инструмент финансовой        политики государства.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко  использует  налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка.

Налогообложение – это система распределения  доходов между юридическими или  физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и  физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать  в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения  и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных  условиях.5 Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно.

Элементы налога и способы его взимания

Каждый закон  должен конкретизировать следующие  элементы налога:

  • элемент налога – это имущество, товар, доход и тд.;
  • субъект налога – это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
  • источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог( зарплата, доход, прибыль, дивиденды);
  • ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;
  • налоговая льгота – частичное или полное освобождение плательщика от налога.

В практике большинства  государств получили распространение  три способа взимания налогов:

     1) "кадастровый" -  (от слова кадастр - таблица,  справочник), когда объект

налога дифференцирован  на группы по  определенному признаку. Этот способ устанавливает доходность объекта неточно.

     2) на  основе декларации

Декларация - документ,  в котором плательщик налога приводит расчет годового дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то,  что выплата налога производится после получения дохода.

     3) y источника

Этот налог  вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода налооплатильщиком, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сyммy налога.9

Существует два основных типа налогов:  прямые налоги и косвенные налоги.

Прямые налоги - налоги, которые  непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.

Поэтому к прямым налогам  относятся:

  • личный подоходный налог;
  • налог на прибыль;
  • налог на наследство;
  • налог на имущество;
  • налог с владельцев транспортных средств и др.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги; это налоги, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг.

К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость-НДС;
  • налог с оборота,
  • налог с продаж,
  • акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкоголь, автомобили, ювелирные изделия, меха);
  • таможенная пошлина.

В зависимости от того, как  устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения:

  • пропорциональный налог,
  • прогрессивный,
  • регрессивный налог.

Пропорциональный налог  предполагает, что средняя налоговая  ставка остается неизменной, независимо от величины дохода.

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается  по мере роста величины дохода и  уменьшается по мере сокращения величины дохода.

Регрессивный налог –  это налог, налоговая ставка которого увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода. Таким образом, при увеличении дохода доля дохода, выплачиваемого в виде налога, сокращается. Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги.

Виды налогов  и сборов Российской Федерации

В Российской Федерации  устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные  налоги и сборы, налоги и сборы  субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы

Федеральными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  Налоговым Кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. 9

Вывод: Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы и тд.

 

2.2 Налоговый мультипликатор.

Как известно, существуют так  называемые мультипликационные эффекты  в экономике. Суть эффекта мультипликатора - множителя в рыночной экономике  состоит в увеличении инвестиций или расходов и приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций или расходов.

Налоговый мультипликатор (MRT) – это коэффициент, показывающий, на сколько сократится (увеличится) равновесный ВНП при увеличении (уменьшении) налоговых платежей.

Налоги, изменяя  величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение, поэтому изменение ВНП в результате введения или изменения величины налогов зависит от соотношения, в котором прирост дохода распадается  на потребление и сбережение.

Отсюда: налоговый  мультипликатор равен отношению  предельной склонности к потреблению(MPC) к предельной склонности к сбережениям(MPS) :

                                                                                                                          (2.2.1)

В случае, если речь идет о пропорциональных налогах, значение мультипликатора меняется. Поскольку  предельная склонность к потреблению  корректируется на величину налоговой  ставки, постольку и налоговый  мультипликатор приобретает вид:

                                                                                                         (2.2.2)

Итак, изменение  ВНП в результате изменения налогов  равно величине этого изменения, умноженной на налоговый мультипликатор:

                                                                                                     (2.2.3)

Снижение налогов  для потребителей означает рост их доходов и соответственно рост их расходов, что выражается в росте  спроса на потребительские товары. 9

Вывод: Налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Рост налогов ведет к сокращению ВНП, а снижение налогов - к его росту. При этом следует учитывать временные лаги между изменением налогов и изменением национального дохода, которые могут составлять от нескольких месяцев до нескольких лет.

 

    1. Механизм реализации фискальной политики переходной экономике России.

Фискальная (от лат. fiscalis - казенный) политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию, правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.8

Главным инструментом правительственной  политики в экономической сфере  является государственный бюджет. Сбалансированный бюджет означает, что государственные  доходы, состоящие из налогов, сборов и других поступлений, равны государственным  расходам. К сожалению, баланс расходов и доходов в большинстве стран  мира достигается редко. "Нормальным" и наиболее распространенным явлением можно считать бюджет, где расходы  превышают доходы в течение одного года. Более редким является бюджет, имеющий излишек, т.е. превышение доходов  над расходами. Управление госбюджетом  и есть фискальная политика.

Государственный бюджет - главный инструмент фискальной политики. Его влияние на экономику  огромно, потому что госбюджет - политическая переменная. Это значит, что политики могут произвольно менять эту  переменную, ставя перед собой  очень крупные макроэкономические задачи. При помощи фискальной политики совокупные расходы и совокупный спрос можно стимулировать, а  можно и ограничивать. Бюджетный  дефицит может возникнуть из-за двух главных причин. Во-первых, его могут  вызвать сознательные действия правительства, которое в силу необходимости  решило тратить больше, чем имеется  доход. Возникающий по этой причине  дефицит называют активным бюджетным  дефицитом. Во-вторых, бюджетный дефицит  может образоваться вследствие рецессии, снижения реального национального  дохода, из-за чего сократятся доходы бюджета. Такой дефицит называют пассивным  бюджетным дефицитом.

Фундаментальная цель фискальной политики состоит в  том, чтобы ликвидировать безработицу  и инфляцию.2

Реформирование бюджетной  и налоговой систем в России проводиться  в сложных условиях трансформации  собственности и становлении  национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства, перевода оборонного производства на изготовление конкурентоспособной продукции, проведении крупных мер по социальной защите населения и т.д.

Переход к рыночной экономике изменил и структуру  доходной части государственного бюджета, которая в значительной мере формируется  за счет налоговых поступлений, Поэтому  главная задача в осуществлении  фискальной политики сводится к реформированию налоговой системы и налогообложения.

Трудности в ее осуществлении состоят в том, что эволюция налоговой системы  России развивалась долгое время  не в соответствии с теми тенденциями, которые характерны для экономики  развитых рыночных стран.

В современных  условиях наметились основные вехи реформирования российской налоговой системы. Для  переходного периода становиться  важной разработка концепции повышения  стимулирующей функции налогообложения  в развитии предпринимательства  и формировании инвестиций.

 Стратегия  усиления стимулирующей функции  налогообложения и количественного  увеличения инвестиций предполагает  их программное обеспечение. В  состав этой программы должны  входить определенные меры органов  государственного и территориального  управления, реализуемых в логической  последовательности. В числе этих  мер:

  • обеспечение стабильности налогового законодательства, недопустимость любых изменений в налоговой схеме в течение всего хозяйственного года. Более того, предполагается продолжительный по горизонту мораторий на внесение поправок, усиливающих налоговое бремя;
  • отказ от неоправданной множественности налогов, число которых только в России с учетом местных налогов приблизилось к ста. Устранение имеющейся дискриминации в дифференциации налогоплательщиков в зависимости от форм собственности;
  • установление низких налогов на производителей и "удешевление" кредита;
  • усиление целенаправленности налоговой системы. В условиях спада производства важно поставить в привилегированное положение предприятия (фирмы), реально увеличивающие объемы производства и осуществляющие инвестирование средств в его рост. Сделать это можно разными способами, например, освободив от налогов часть прибыли, полученной от увеличения объема реализации в сопоставимых ценах. Желательно также полностью освободить от налогообложения вклады инвесторов и прибыль предприятий, направляемых на развитие производства, НИОКР, содержание объектов социальной сферы;
  • придание действенного и конкретного характера налоговым льготам, которые в большинстве носят декларативный и показной характер. В результате они теряют стимулирующее значение. Вновь создаваемым или реконструированным предприятиям необходимо предоставлять льготы не с момента их регистрации, а с момента получения первой прибыли.

Информация о работе Финансовая система государства