Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:42, курсовая работа
Цель курсовой работы –
- изучение сущности и структуры финансовых отношений и финансовой системы;
- рассмотрение сущности, видов и функций налогов;
- выявить особенности финансовой политики в РФ.
Введение…………………………………………………………………………………2-3
Глава 1.Финансы и их роль в обеспечении экономического роста…………………4-13
Финансы: сущность, структура, роль в обществе………………………………...4-5
Государственный бюджет России: структура, особенности формирования…....6-7
Особенности управления государственным долгом России……………………...8-9
Мультипликатор государственных расходов и совокупный спрос…………….10-13
Выводы по главе 1 ……………………………………………………………………..13-14
Глава 2.Финансовая политика………………………………………………………...15-24
2.1 Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства.................................................................................................................15-17
2.2 Налоговый мультипликатор……………………………………………………….18
2.3 Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике России…………………………………………………………………………………...19-21
2.4 Особенности современной российской налоговой политики…………………...22-24
Выводы по главе 2………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………………….25
Библиографический список …………………………………………………………….26
Приложения…………………………………………………………………………….27-33
Таким образом, в первой главе курсовой работы мною были рассмотрены теоретические основы финансов, т.е. финансам дана характеристика как экономической категории, рассмотрено возникновение, сущность и необходимость финансов. Также в первой главе я
пыталась раскрыть само понятие финансовой системы, дать характеристика её основных звеньев, таких как централизованные и децентрализованные финансы
Глава 2. Финансовая политика
2.1. Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Налогообложение
– это система распределения
доходов между юридическими или
физическими лицами и государством,
а налоги представляют собой обязательные
платежи в бюджет, взимаемые государством
на основе закона с юридических и
физических лиц для удовлетворения
общественных потребностей. Налоги выражают
обязанности юридических и
Элементы налога и способы его взимания
Каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога:
В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов:
1) "кадастровый" - (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект
налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Этот способ устанавливает доходность объекта неточно.
2) на основе декларации
Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет годового дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода.
3) y источника
Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода налооплатильщиком, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сyммy налога.9
Существует два основных типа налогов: прямые налоги и косвенные налоги.
Прямые налоги - налоги, которые
непосредственно связаны с
Поэтому к прямым налогам относятся:
Косвенный налог – это часть цены товара или услуги; это налоги, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг.
К косвенным налогам относятся:
В зависимости от того, как
устанавливается налоговая
Пропорциональный налог предполагает, что средняя налоговая ставка остается неизменной, независимо от величины дохода.
При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода.
Регрессивный налог – это налог, налоговая ставка которого увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода. Таким образом, при увеличении дохода доля дохода, выплачиваемого в виде налога, сокращается. Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги.
Виды налогов и сборов Российской Федерации
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
Федеральные налоги и сборы
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. 9
Вывод: Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы и тд.
2.2 Налоговый мультипликатор.
Как известно, существуют так называемые мультипликационные эффекты в экономике. Суть эффекта мультипликатора - множителя в рыночной экономике состоит в увеличении инвестиций или расходов и приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций или расходов.
Налоговый мультипликатор (MRT) – это коэффициент, показывающий, на сколько сократится (увеличится) равновесный ВНП при увеличении (уменьшении) налоговых платежей.
Налоги, изменяя
величину располагаемого дохода, влияют
как на потребление, так и на сбережение,
поэтому изменение ВНП в
Отсюда: налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению(MPC) к предельной склонности к сбережениям(MPS) :
В случае, если речь идет о пропорциональных налогах, значение мультипликатора меняется. Поскольку предельная склонность к потреблению корректируется на величину налоговой ставки, постольку и налоговый мультипликатор приобретает вид:
Итак, изменение ВНП в результате изменения налогов равно величине этого изменения, умноженной на налоговый мультипликатор:
Снижение налогов для потребителей означает рост их доходов и соответственно рост их расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. 9
Вывод: Налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Рост налогов ведет к сокращению ВНП, а снижение налогов - к его росту. При этом следует учитывать временные лаги между изменением налогов и изменением национального дохода, которые могут составлять от нескольких месяцев до нескольких лет.
Фискальная (от лат. fiscalis - казенный) политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию, правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.8
Главным инструментом правительственной политики в экономической сфере является государственный бюджет. Сбалансированный бюджет означает, что государственные доходы, состоящие из налогов, сборов и других поступлений, равны государственным расходам. К сожалению, баланс расходов и доходов в большинстве стран мира достигается редко. "Нормальным" и наиболее распространенным явлением можно считать бюджет, где расходы превышают доходы в течение одного года. Более редким является бюджет, имеющий излишек, т.е. превышение доходов над расходами. Управление госбюджетом и есть фискальная политика.
Государственный
бюджет - главный инструмент фискальной
политики. Его влияние на экономику
огромно, потому что госбюджет - политическая
переменная. Это значит, что политики
могут произвольно менять эту
переменную, ставя перед собой
очень крупные
Фундаментальная
цель фискальной политики состоит в
том, чтобы ликвидировать
Реформирование бюджетной
и налоговой систем в России проводиться
в сложных условиях трансформации
собственности и становлении
национального
Переход к рыночной
экономике изменил и структуру
доходной части государственного бюджета,
которая в значительной мере формируется
за счет налоговых поступлений, Поэтому
главная задача в осуществлении
фискальной политики сводится к реформированию
налоговой системы и
Трудности в ее осуществлении состоят в том, что эволюция налоговой системы России развивалась долгое время не в соответствии с теми тенденциями, которые характерны для экономики развитых рыночных стран.
В современных
условиях наметились основные вехи реформирования
российской налоговой системы. Для
переходного периода
Стратегия
усиления стимулирующей