Финансовая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы –
- изучение сущности и структуры финансовых отношений и финансовой системы;
- рассмотрение сущности, видов и функций налогов;
- выявить особенности финансовой политики в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2-3
Глава 1.Финансы и их роль в обеспечении экономического роста…………………4-13
Финансы: сущность, структура, роль в обществе………………………………...4-5
Государственный бюджет России: структура, особенности формирования…....6-7
Особенности управления государственным долгом России……………………...8-9
Мультипликатор государственных расходов и совокупный спрос…………….10-13
Выводы по главе 1 ……………………………………………………………………..13-14
Глава 2.Финансовая политика………………………………………………………...15-24
2.1 Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства.................................................................................................................15-17
2.2 Налоговый мультипликатор……………………………………………………….18
2.3 Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике России…………………………………………………………………………………...19-21
2.4 Особенности современной российской налоговой политики…………………...22-24
Выводы по главе 2………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………………….25
Библиографический список …………………………………………………………….26
Приложения…………………………………………………………………………….27-33

Работа состоит из  1 файл

Документ курсач Microsoft Office Word (Автосохраненный).docx

— 147.21 Кб (Скачать документ)

 Как показывает  мировой опыт развитых стран,  современная налоговая система  должна стимулировать научно-технический  прогресс, структурную передислокацию  ресурсов и рабочей силы, выпуск  дефицитной продукции, развитие  предпринимательства. В то же  время она должна подавлять  такие негативные тенденции, как  монополизм, рост издержек, спекулятивную  активность, инфляцию.

Такова общая  концепция перестройки налоговой  системы переходной экономики в  направлении безусловного экономического роста при одновременной максимизации индивидуального богатства налогоплательщиков и налоговых поступлений в  бюджет.

В итоге экономическая  динамика общества будет обеспечиваться через концентрацию налоговых поступлений  в бюджет и направлений бюджетных  ассигнований на инвестирование средств  в различные структуры и программы, е также социально-культурную сферу. Именно через бюджет реализуются  прямые и обратные связи по регулированию  и поддержанию макроэкономического  равновесия совокупного спроса и  совокупного предложения. 9

Вывод: Для регулирования рыночной экономики государство активно использует инструменты фискальной политики, которая наряду с его кредитно-денежной политикой обладает огромными возможностями.

С самого начала экономических  реформ в России правительство взяло  ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм. Ответной реакцией явилось огромное развитие теневой экономики. В итоге Правительство  Российской Федерации было не в состоянии  собрать в доходную часть бюджета  до половины предусмотренных налоговых поступлений. Стало быть, теневая экономика наносит серьезный ущерб формированию доходной части государственного бюджета.

    1. Особенности современной российской налоговой политики.

Налоги возникли еще на заре человеческой цивилизации вместе с товарным производством, разделением  общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов и др. С момента  возникновения государства налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе и представляет собой важный элемент бюджетно-финансовой системы.

С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения  деятельности государства. 4

Общие принципы построения налоговой системы в России определяет часть первая Налогового кодекса  Российской Федерации, принятая Федеральным  законом от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Налоговый  кодекс устанавливает систему налогов  и сборов, взимаемых в федеральный  бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. 9

Объектами налогообложения  могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных  товаров (выполненных работ, оказанных  услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика  законодательство о налогах и  сборах связывает возникновение  обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный  объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса и с учетом положений  части первой Налогового кодекса.

Более ста лет известно разграничение налогов на две  подсистемы: прямые и косвенные.

Современные принципы налогообложения таковы:

1.     Уровень  налоговой ставки должен устанавливаться  с учетом возможностей налогоплательщика,  т.е. уровня доходов. 

2.     Налогообложение  должно носить однократный характер.

3.     Обязательность  уплаты налогов. 

4.     Система  и процедура выплаты налогов  должны быть простыми, понятными  и удобными для налогоплательщиков  и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5.     Налоговая  система должна быть гибкой  и легко адаптируемой к меняющимся  общественно-политическим потребностям.

6.     Разумное  сочетание прямых и косвенных  налогов. 

7.     Использование  систему налоговых льгот. 

8.   Четкое разделение налогов по уровням государственного правления:  федеральные, региональные и местные

Налоговая система  базируется на соответствующих законодательных  актах государства, которые устанавливают  конкретные методы построения и взимания налогов. Анализ понятия, регулятивных и функциональных характеристик  налога, видов общественных отношений, составляющих систему налогообложения  и сборов, а также общественных отношений в сфере налогообложения  и сборов как системы налогообложения  и сборов позволяет сделать следующие  выводы: - система налогообложения  и сборов необходима для нормального  функционирования как государства, так и гражданского общества; - система  налогообложения и сборов, находящаяся  на стыке между государством и  гражданским обществом, подвергает определенным ограничениям одну из основ  гражданского общества - принцип неприкосновенности частной собственности; - общественные отношения в системе налогообложения  и сборов изначально конфликтны и  в процессе регулирования требуют  учета интересов как государства, так и гражданского общества.

Цель налоговой  системы: создание условий для эффективных  воспроизводственных процессов  в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем как в стране в целом, так и в отдельных регионах, создание условий для осуществления  внешнеэкономической деятельности и т д. Налоговая система должна чутко реагировать на любые изменения  в экономической, социальной и политической обстановке в стране. 9

Вывод: Пожалуй, и сегодня нельзя ещё утверждать, что российская налоговая система миновала стадию становления. Идут разговоры о «корректировке» курса реформ, о приоритете социальных аспектов в их проведении. В этих условиях оценка системы налогообложения на макроуровне, как справедливо отмечают многие экономисты, может быть дана лишь при наличии чётко сформулированных целей социально-экономической политики, проводимой государством на определённом этапе развития общества. Только при «совместимости» налоговой системы с общеэкономическими целями и задачами, которые ставят перед собой и пытаются решить общество и государство, возможна её относительная стабилизация, что в свою очередь является важнейшей предпосылкой для того, чтобы не повторить ошибок в конструировании правовой формы налогообложения, допущенных на ранних стадиях становления налоговой системы.

Вывод по главе 2. В этой главе курсовой работы я рассматривала финансовую политику государства в целом, раскрывая основные ее элементы. Таким образом, я пришла к выводу, что финансовая политика – составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.

Несомненно, одним из важнейших  элементов финансовой политики являются налоги и налоговая система. Раскрывая  сущность этих определений , можно сказать, что налоговая система выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Налоговые льготы, объекты и ставки налогов служат проявлением налоговой политики. Налоговая политика является частью финансовой политики. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Важным элементом и составляющим компонентом налоговой системы являются налоги. Платить налоги обязан каждый гражданин, тем самым он вносит посильный вклад в обеспечение цивилизованного образа жизни всей нации.

Вследствие всего этого  автоматически складываются  задачи налоговой политики России :

- обеспечение достаточных  поступлений в бюджет для финансирования  неотложных социальных программ;

- резкий структурный сдвиг  экономических пропорций в пользу  тех производств, которые работают  непосредственно на удовлетворение  потребностей населения;

- создание наиболее благоприятных  условий для стимулирования деловой  активности.

 

 

 

 

 

Заключение

Финансы выражают экономические  общественные отношения. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства  на всех уровнях хозяйствования. Финансовая система есть совокупность финансовых отношений, связанных с распределением и перераспределением общественного  продукта. Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления  использования финансов. С помощью  финансовой политики реализуются повышение  эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.

Как показал проведенный  в работе анализ основных параметров действующей в настоящее время  в Российской Федерации финансовой системы, по своим основным характеристикам  она вполне соответствует общепринятым в экономической науке и мировой  практике представлениям: финансовая система Российской Федерации - это  совокупность органов и институтов, которые связаны с аккумуляцией, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Что касается налоговой сферы  то определенно налоговая политика направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налога. Ее цель - обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами.

В моей курсовой работе была определена сущность финансовых отношений как экономических денежных отношений, а так же их значимость в финансовой системе государства. Определены составляющие финансовой системы, их структура и значимость. Рассмотрены сущность и виды финансовой политики. Изложены сущность, виды и функции налогов, достаточно полно рассмотрено функционирование одного из звеньев финансовой системы РФ - внебюджетных федеральных фондов, - а также одной из ветвей финансовой политики государства - налоговой политики

Все задачи, которые были поставлены перед данной курсовой работой, выполнены.

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

  1. Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – М.: Инфра-М, 2004г. – 416 с.
  2. Бюджетная система Российской Федерации. / Под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской. - М.: Наука, 2007. - 420 с.
  3. Вечканов, Г.С. Экономическая теория . - СПб.: Питер, 2007. – 256 с.
  4. Деева А.И. Финансы. – М.: Экзамен, 2002. – 320 с.
  5. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. – 2-е изд., доп. – М.: Дело, 2002. – 472 с.
  6. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 360 с.
  7. Нешитой А.С. Финансы. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – 512 с.
  8. Океанова З.К. Экономическая теория. - изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и Кº», 2005. – 634 с.
  9. Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение. - СПб.: Питер, 2007. – 576 с.
  10. Терехова Н.Р. Макроэкономика. – Ив.: ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина», 2009. – 192 с.
  11. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Коллектив авторов. Под общей ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 269 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

СТРУКТУРА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в процентах от общей  суммы доходов и расходов)

 

Таблица 1.2.1

 

2006

2007

2008

2009

Доходы – всего

100

100

100

100

из них:

       

налог на прибыль организаций

15,7

16,2

15,7

9,3

налог на доходы физических лиц

8,8

9,5

10,4

12,2

налоги и взносы на социальные нужды

13,6

14,8

13,2

16,9

  из них единый социальный  налог

5,8

5,9

5,1

7,2

налог на добавленную стоимость:

       

на товары (работы, услуги),

    реализуемые

   на территории  Российской Федерации

8,7

10,4

6,2

8,7

  на товары, ввозимые  на территорию

    Российской Федерации

5,5

6,5

7,1

6,4

акцизы по подакцизным  товарам (продукции):

       

  производимым на территории 

    Российской Федерации

2,4

2,2

2,0

2,4

ввозимым на территорию

    Российской Федерации

0,2

0,2

0,2

0,1

налоги на совокупный доход

1,0

1,1

1,2

1,3

налоги на имущество

2,9

3,1

3,1

4,2

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

11,2

9,2

10,9

7,9

задолженность и перерасчеты  по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

0,3

0,2

0,0

0,0

доходы от внешнеэкономической  деятельности

21,7

18,0

22,4

19,7

доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

3,3

3,9

2,7

4,8

платежи при пользовании  природными ресурсами

0,9

0,6

0,9

0,6

доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности

0,7

0,7

0,5

0,5

Расходы – всего

100

100

100

100

из них на:

       

общегосударственные вопросы

9,9

10,3

9,2

8,2

   из них на обслуживание

       государственного  и 

       муниципального  долга

2,4

1,5

1,3

1,5

национальную оборону

8,2

7,3

7,5

7,4

национальную безопасность и правоохранительную деятельность

8,5

7,6

7,8

7,8

национальную экономику

11,3

13,7

16,1

17,3

топливно-энергетический комплекс

0,2

0,3

0,3

0,5

сельское хозяйство и  рыболовство

1,3

1,3

1,7

1,7

транспорт

4,9

5,1

2,1

2,3

дорожное хозяйство

4,6

3,8

связь и информатику

0,2

0,3

0,4

0,3

прикладные научные

    исследования  в области

    национальной  экономики

0,6

0,6

0,5

0,7

другие вопросы в области  национальной

    экономики

3,2

5,2

5,6

7,0

жилищно-коммунальное хозяйство

7,5

9,7

8,2

6,3

социально-культурные мероприятия

54,3

51,2

50,9

52,

   

Информация о работе Финансовая система государства