Финансовая система современной рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание

Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных звеньев финансовой системы;
рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного бюджета на примере Российской Федерации;
выявить основной принцип формирования финансовой политики государства;
раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики;

Содержание

Введение
Сущность и структура финансовой системы
Основные составляющие финансовой системы
Бюджетная система как основное звено финансовой системы
Современные тенденции развития финансовой системы в рыночной экономике
Формирование государственной политики в области финансов
Процесс «финансизации» экономики
Производные финансовые инструменты: теоритический подход с учетом реалий рынка
Функции производных финансовых инструментов
Характеристики производных финансовых инструментов и безопасность мировой финансовой системы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономике.docx

— 179.89 Кб (Скачать документ)
stify">     Структура бюджетных расходов и доходов  и доля отдельных статей в государственном  бюджете стран с рыночной экономикой приблизительно следующие, %2:

     
     Расходы       
     Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти  цели      40-50
     Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным  предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственным  программ      10-20
     Расходы на вооружение и материальное обеспечение  внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы  иностранным государствам      10-20
     Административно-управленческие расходы: содержание правительственных  органов, полиции, юстиции и прочих      5-10
     Платежи по государственному долгу      до 7-8
     Доходы       
     Налоги (в том числе акцизные сборы  и таможенные пошлины, гербовый сбор)      85-90
     Налоговые поступления: доходы от государственной  собственности, государственной торговли      5-8
     Взносы  в государственные фонды социального  страхования, пенсионный, страхования  от безработицы      10-12
 
 

     В каждой стране структура бюджета  имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью  государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом  других факторов.

     На  уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют местные органы власти. Их деятельность финансируется  за счет местных денежных фондов –  местных финансов. Как правило, они  не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.

     В современных условиях во всех странах  наблюдается тенденция опережающего роста местных финансов по сравнению  с финансами центральных правительств, что свидетельствует о возрастающей роли местных органов власти, как в экономических, так и политических процессах общества.

     Составными  частями местных финансов являются: местные бюджеты, местные фонды  специального назначения и финансы  муниципальных предприятий.

     Местный бюджет имеет такую же структуру, как и центральный. Он включает доходы и расходы местных органов  власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали.

     Доходная  часть местного бюджета формируется  за счет налоговых поступлений, являющихся собственностью местных органов  власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов.

     Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей  им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет.

     Доходная  часть местных бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных  органов власти. Поскольку их деятельность связана не только с выполнением  местных задач, но и участием в  выполнении общегосударственных программ, правительство из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий и субвенций. И  субсидия, и субвенция – это  государственная дотация местному бюджету.

     Несмотря  на юридическую самостоятельность  бюджета, тем не менее, получая из центрального бюджета 30-40% доходов, местные  органы власти вынуждены в своей  деятельности постоянно принимать  во внимание решения центрального правительства. В противном случае дотации могут  быть сокращены либо совсем прекращены.

     Несмотря  на проводимую во многих странах приватизацию, государственный сектор в экономике  продолжает играть большую роль.

     Основной  источник финансов государственных  предприятий определяется их взаимоотношениями  с центральным правительством. С  одной стороны, они, как и все  фирмы и компании страны, обязаны  платить налоги в государственный  и местный бюджет, с другой –  получают субсидии из центрального бюджета  для финансирования своей деятельности. Во многих странах в целях обеспечения  формирования финансов государственных  предприятий центральные правительства  законодательно уменьшают им налоги (или совсем освобождают от уплаты налогов).

     Главной особенностью государственных предприятий  является их обычно невысокая рентабельность, хотя в отдельных фирмах эффективность  производства не уступает частным предприятиям.

     Разные  уровни рентабельности отражаются на формировании финансов государственных  предприятий. Те государственные предприятия, которые в состоянии действовать  рентабельно, то есть не только возмещает  свои издержки производства, но и получают прибыль, имеют самостоятельный, автономный бюджет; в центральном государственном  или местном бюджетах фиксируются  лишь финансовые результаты их деятельности. Те предприятия, деятельность которых  нельзя определять с точки зрения эффективности (поскольку производят социально значимую продукцию), финансируются  из государственного бюджета, т.е. находятся  на бюджетном финансировании. В государственный  бюджет включаются их доходы и расходы.

     Специальные правительственные фонды – важнейшее  звено финансовой системы современных  государств. По своей сущности они  представляют собой денежные фонды  специального назначения.

     Эти фонды создаются с целью финансирования выполнения возникающих задач. Поскольку  каждая страна имеет свои специфические  задачи, постольку нет единой классификации  правительственных фондов. К тому же их количество и назначение в  каждой стране при переходе от одного этапа развития к другому меняются.

     Правительственные фонды отличаются друг от друга в  зависимости от срока действия, цели использования, правового положения.

     Как правило, действие многих фондов ограничено во времени. После разрешения конкретной задачи необходимость в конкретном фонде отпадает. Такие фонды называются временными. Другие создаются на длительное время. Их называют постоянными.

     В зависимости от цели использования  государственные специальные фонды  подразделяют на следующие:

  • научно-исследовательские;
  • экономические;
  • социальные фонды;
  • фонды личного и имущественного страхования;
  • военные фонды;
  • инвестиционные фонды.

     Основная  часть специальных фондов образуется либо за счет государственного бюджета, либо за счет местных бюджетов (местные  специальные фонды). Их источником являются прямые государственные субсидии или  отчисления от налоговых поступлений. Некоторые фонды (личного и имущественного страхования) образуются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц.

В процессе распределения стоимости совокупного  общественного продукта у субъектов  экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов  и накоплений. Доходы субъектов экономических  отношений подразделяются на первичные  и конечные.

 Источником  первичных доходов и накоплений  является валовой внутренний  продукт, который выступает в  форме: заработной платы наемных  работников; прибыли и амортизационных  отчислений у хозяйствующих субъектов;  налоговых и иных платежей, включаемых  в себестоимость продукции(работ  и услуг), у государства, органов  местного самоуправления.

       Первичные доходы служат источником  для дальнейшего перераспределительго  процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение  прибыли и т. П. Результатом  такого перераспределения являются  конечные доходы, которые выступают  в качестве собственных финансовых  ресурсов экономических субъектов.  Конечные финансовые ресурсы  также являются объектом последующего  распределительного процесса для  использования по их целевому  назначению.

     Процесс распределения и перераспределения  стоимости совокупного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие  формировать собственные финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, наемных работников, государства  и органов местного самоуправления.

     Финансовый  механизм представляет собой систему  организации, регулирования и планирования финансовых отношений, способов формирования и использования финансовых ресурсов.

     В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов  финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и  финансы домохозяйств).

       Финансовая система как форма  организации денежных отношений  может быть подразделена на  три взаимосвязанных подсистемы, обеспечивающие формирование и  использование финансовых ресурсов  соответственно: у хозяйствующих  субъектов, у населения, у государства  и органов местного самоуправления.

       В каждой из выделенных подсистем  используются специфические формы  и методы образования и использования  финансовых ресурсов; каждая из  них имеет собственное функциональное  назначение и соответствующий  финансовый механизм, ориентированный  на достижение собственных целей  каждого из субъектов экономических  отношений.

     Существующие  различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в  методах, способах формирования и использование  обособленных систем финансовых отношений : финансы организаций (хозяйствующих  субъектов); публичные финансы (государственные  и муниципальные финансы); финансы  домашних хозяйств.

     Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов. Состав и классификация финансовой системы России по сферам, подсистемам  и звеньям приведены на рисунке 1.2 (возможны и другие представления  финансовой системы с обособлением тех или иных компонентов).

     Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая  доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового  права в доходы бюджетов всех уровней  и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств  в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций  в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению  в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. П.).

     Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются  услуги, производственного и социального  развития общества, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного  и социального развития общества.

     Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются  услуги, производственного и социального  развития общества, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного  и социального развития общества.

Информация о работе Финансовая система современной рыночной экономики