Финансовая система современной рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание

Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие основных звеньев финансовой системы;
рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного бюджета на примере Российской Федерации;
выявить основной принцип формирования финансовой политики государства;
раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики;

Содержание

Введение
Сущность и структура финансовой системы
Основные составляющие финансовой системы
Бюджетная система как основное звено финансовой системы
Современные тенденции развития финансовой системы в рыночной экономике
Формирование государственной политики в области финансов
Процесс «финансизации» экономики
Производные финансовые инструменты: теоритический подход с учетом реалий рынка
Функции производных финансовых инструментов
Характеристики производных финансовых инструментов и безопасность мировой финансовой системы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономике.docx

— 179.89 Кб (Скачать документ)

Финансовая система  РФ

Децентрализованные  финансы

Централизованные  финансы

Финансы организаций

Финансы домохозяйств

Муниципальные финансы

Государственные финансы

 

Финансы коммерческих организаций

Государственный и муниципальный кредиты

Бюджетная система

Финансы некоммерческих организаций

Федеральный бюджет

Внебюджетные финансы

Фонды социального  назначения

Бюджеты субъектов  РФ

Финансы финансовых посредников

Фонды экономического назначения

Муниципальные бюджеты

Отраслевые (межотраслевые)

Территориальные (региональные)

 
 

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются  услуги, производственного и социального  развития общества, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного  и социального развития общества.

Особое  значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе  развитых стран мира имеют финансы  финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в  денежных средствах. В этом звене  финансовой системы в развитых странах  мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые, прежде всего  на инвестиционные цели.

Несмотря  на многообразие типов финансовых посредников, они выполняют общую функцию: приобретают и продают различные  «финансовые продукты», обеспечивая  эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям. 

    1. 2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА, КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
 

     Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов  и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как  «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления». Таким  образом, государственный бюджет, являясь  для государства средством аккумулирования  финансовых ресурсов, дает государственной  власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами  общества определяют и особенности  финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе  и бывшем СССР, в силу монополии  государственной собственности  на средства производства и наличия  мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные  финансы подчиняли себе и финансы  предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались  как доходы государства.

     Кардинальные  изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную  трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов  хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в  системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств  значительно сократило сферу  своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между  законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей регламентации бюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

     БК  РФ дает следующее определение бюджетной  системы: «основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов». Под бюджетным  устройством принято понимать организацию  бюджетной системы и принципы ее построения.

     Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

     первый  уровень – федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

     второй  уровень – бюджеты субъектов  РФ (89 бюджетов – 21 республиканский  бюджет, 55 краевых и областных  бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской  области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

     третий  уровень – местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

     Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством  – в унитарных государствах бюджетная  система имеет два уровня –  государственный бюджет и местные  бюджеты (однако и в унитарных, и  в федеративных государствах бюджеты  нижестоящих уровней (нижестоящих  государственных и административно-территориальных  единиц) не входят в бюджеты вышестоящих  уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему. Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет»  т.е. свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы на соответствующей территории (ст.6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся  на его территории и муниципальных  образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и  консолидированные бюджеты субъектов  РФ. Консолидированные бюджеты позволяют  получить полное представление о  всех доходах и расходах региона  или Федерации в целом, они  не утверждаются и служат для аналитических  и статистических целей.

     Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы  РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный  бюджет является основным орудием перераспределения  национального дохода и ВВП, через  него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования  экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта  бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов  бюджета и необходимых государственных  расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной  экономической политик доходов, можно говорить о финансовой состоятельности  местного самоуправления в России.

     Государственный внебюджетный фонд – форма образования  и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные  внебюджетные фонды предназначены  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение  в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют  строгое целевой назначение. Расходы  и доходы (бюджет) государственных  внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме  закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных  внебюджетных фондов находятся в  государственной собственности.

     Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему  РФ, являясь самостоятельным элементом  российской финансовой системы (общегосударственные  финансы). С принятием БК РФ федеральные  внебюджетные фонды были включены в  первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации –  во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения  бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения  отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным  казначейством Российской Федерации. БК РФ включает в число государственных  внебюджетных фондов РФ:

  • пенсионный фонд Российской Федерации;
  • фонд социального страхования Российской Федерации;
  • федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

     Следовательно, целевые федеральные бюджетные  фонды, средства которых консолидируются  в федеральном бюджете это:

  • федеральный дорожный фонд Российской Федерации;
  • федеральный экологический фонд Российской Федерации;
  • государственный фонд борьбы с преступностью;
  • фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
  • фонд развития Федеральной пограничной службы Российской Федерации;
  • фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
  • фонд развития таможенной системы Российской Федерации;
  • федеральный фонд Государственной налоговой службы и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации;

     новым законодательством не включаются в  состав государственных внебюджетных фондов. Причина состоит в том, что в настоящее время средства большинства целевых фондов консолидируются  в бюджет и сами фонды утрачивают самостоятельность.

     Таким образом, реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: часть внебюджетных фондов утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды  передаются в состав финансовых органов, вторая часть фондов сохраняет юридическую  самостоятельность, но включается в  состав бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, происходит процесс централизации финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой системы.

 

    1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
    1. ФОРМИРОВАНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ  ФИНАНСОВ
 

     В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих  функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения  в жизнь обеспечиваются условия  выполнения задач, стоящих перед  обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические  интересы.

        Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:

  • выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;
  • определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;
  • осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

     Финансовая  политика как специфическая область  человеческой деятельности относится  к категориям надстройки. Между нею  и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной  стороны, финансовая политика порождается  экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики; последняя обусловлена  экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая политика обладает определенной самостоятельностью; у  нее специфические законы и логика развития. В силу этого она оказывает  обратное влияние на экономику, состояние  финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством  проведения политических мероприятий  создаются благоприятные условия  для развития экономики, в других – оно тормозится.

Информация о работе Финансовая система современной рыночной экономики