Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:34, курсовая работа

Описание

Цель работы – выработать рекомендации в области финансового планирования и прогнозирования в ООО «Аурум».
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Определить теоретические основы финансового планирования на предприятии;
2. Рассмотреть необходимость, содержание финансового планирования и виды финансовых планов;
3. Дать оценку общей экономической характеристике деятельности ООО «Аурум» и провести анализ плановой работы на предприятии;
4. Выработать рекомендации в области финансового планирования и прогнозирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 3
1. Теоретические основы финансового планирования и прогнозирования.. 5
1.1 Финансовое планирование: понятие, принципы и методы………………. 5
1.2 Основы финансового прогнозирования…………………………………… 11
2. Анализ финансового планирования и прогнозирования на примере
ООО «Аурум»……………………………………………………………………. 14
2.1 Организационная характеристика и основные показатели
хозяйственной деятельности ООО «Аурум»………………………………….. 14
2.2 Анализ динамики оборота розничной торговли ООО «Аурум»……….. 22
2.3 Анализ финансового планирования и прогнозирования
ООО «Аурум»…………………………………………………………………… 25
3. Разработка мероприятий по финансовому планированию и
прогнозированию ООО «Аурум»…………………………………………….. 31
Заключение………………………………………………………………………... 34
Список использованной литературы………………………………………….. 36

Работа состоит из  1 файл

3455 Финансовое планирование и прогнозирование.doc

— 297.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………... 3

1. Теоретические основы  финансового планирования и прогнозирования.. 5

1.1 Финансовое планирование: понятие, принципы и методы………………. 5

1.2 Основы финансового  прогнозирования…………………………………… 11

2. Анализ финансового планирования и прогнозирования на примере

ООО «Аурум»……………………………………………………………………. 14

2.1 Организационная характеристика  и основные показатели 

хозяйственной деятельности ООО «Аурум»………………………………….. 14

2.2 Анализ динамики оборота  розничной торговли ООО «Аурум»……….. 22

2.3 Анализ финансового  планирования и прогнозирования

ООО «Аурум»…………………………………………………………………… 25

3.  Разработка мероприятий  по финансовому планированию  и 

прогнозированию ООО «Аурум»…………………………………………….. 31

Заключение………………………………………………………………………... 34

Список использованной литературы………………………………………….. 36

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основу перспективного финансового планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии предприятия на рынке. Финансовое прогнозирование заключается в изучении возможного финансового состояния предприятия на перспективу. В отличие от планирования, прогнозирование предусматривает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых в соответствии с тенденциями изменения ситуации на рынке дает возможность определить один из вариантов развития финансового состояния предприятия.

Основой финансового прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации со следующим моделированием и учетом факторов возможных вариантов развития ситуации и финансовых показателей. Методы и способы прогнозирования должны быть достаточно динамическими для того, чтобы своевременно учесть эти изменения.

Таким образом, финансовое планирование определяет важнейшие  показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является основной формой реализации главных целей предприятия. Цель работы – выработать рекомендации в области финансового планирования и прогнозирования в ООО «Аурум».

В соответствии с целью работы были поставлены следующие  задачи:

1. Определить  теоретические основы финансового  планирования на предприятии;

2. Рассмотреть  необходимость, содержание финансового планирования и виды финансовых планов;

3. Дать оценку общей экономической характеристике деятельности ООО «Аурум» и провести анализ плановой работы на предприятии;

4. Выработать  рекомендации в области финансового  планирования и прогнозирования.

Объектом исследования являются ООО «Аурум». Предметом исследования являются процессы финансового планирования и прогнозирования деятельности ООО «Аурум».

 

1. Теоретические  основы финансового планирования  и прогнозирования

 

1.1 Финансовое планирование: понятие, принципы и методы

 

Возможность и  необходимость планирования как  определенного вида деятельности управленческого персонала обусловлена общими условиями хозяйствования. С помощью планирования сводится к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для хозяйствующего субъекта. Кроме того, устраняются излишние трансакционные издержки фирмы по торговым сделкам (контрактам). Например, на поиск покупателей и поставщиков, проведение переговоров о предмете сделки, оплату услуг консультантов и др.

Планирование  помогает управленческому персоналу  ответить на следующие вопросы [12, c. 23]:

1) на каком  уровне развития находится предприятие  (его экономический потенциал)  и каковы будут результаты  его финансово-хозяйственной деятельности;

2) при помощи  каких ресурсов (включая и финансовые) они могут быть достигнуты.

Финансовый  план - обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущей (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Включает в себя составление операционных и капитальных бюджетов, а также прогнозы финансовых ресурсов на два-три года. В России составляется в форме баланса доходов и расходов (на квартал, год).

В современных  условиях роль финансового планирования принципиально изменяется по сравнению с тем, чем оно было в централизованно управляемой экономике. Теперь предприятия сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение сегодня и на ближайшую перспективу. Во-первых, для того чтобы преуспеть в своей хозяйственной деятельности. Во-вторых, чтобы своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, социальными фондами, банками и другими кредиторами и тем самым защитить себя от штрафных санкций. В этих целях целесообразно заранее рассчитывать доходы и расходы, прибыль, учитывать последствия инфляции, изменения рыночной конъюнктуры, нарушения договорных обязательств партнерами.

Принципы финансового  планирования определяют характер и содержание этого вида управленческой деятельности в экономической организации.

1.  Принцип  финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») - получение и использование средств должно происходить в установленные сроки, т. е. капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств.

2.  Принцип  платежеспособности - планирование  денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года. В данном случае у предприятия должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечивать погашение краткосрочных обязательств.

3. Принцип рентабельности капиталовложений - для капиталовложений необходимо выбрать самые дешевые способы финансирования (финансовый лизинг, инвестиционный селенг и др.). Заемный капитал выгодно привлекать лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала. В данном случае обеспечивается действие эффекта финансового рычага.

4.  Принцип  сбалансированности рисков - особенно  рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств.

5.  Принцип  приспособления к потребностям  рынка - для предприятия важно  учитывать конъюнктуру рынка  и свою зависимость от предоставления  кредитов.

6.  Принцип  предельной рентабельности - целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность [7, c. 181].

Методы финансового планирования - это конкретные способы и приемы плановых расчетов. Планирование финансовых показателей осуществляется с помощью нескольких методов. К ним относятся:

1) расчетно-аналитический;

2) нормативный;

3) балансовый;

4) оптимизация  плановых решений;

5) экономико-математическое  моделирование [6, c. 134].

Содержание  расчетно-аналитического метода планирования заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансовых показателей прогнозируется их величина на будущий период. Данный метод планирования применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет). Путем использования этого метода может быть установлена плановая потребность в оборотных активах, величина амортизационных отчислений и другие показатели. При использовании данного метода часто прибегают к экспертным оценкам.

Содержание нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования.

Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, тарифы отчислений в государственные социальные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента и др.

В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов: федеральные; региональные; местные; отраслевые; нормативы самого предприятия. Федеральные нормативы являются обязательными для всей территории России. К ним относятся:

а) ставки федеральных налогов;

б) нормы амортизации по отдельным группам основных средств;

в) ставки рефинансирования коммерческих банков, утверждаемые Банком России и нормы обязательных резервов банков, депонируемых в Центральном банке России;

г) тарифные ставки на государственное пенсионное обеспечение и социальное страхование;

д) минимальная месячная оплата труда;

е) нормативы отчислений от чистой прибыли в резервные  фонды акционерных обществ;

ж) минимальный размер уставного  капитала для акционерных обществ открытого и закрытого типов и т. д.

Региональные  и местные нормативы действуют  в отдельных субъектах Российской Федерации и утверждаются и представительными, и исполнительными органами власти. Они охватывают, как правило, ставки региональных налогов и сборов. Отраслевые нормативы применяются в рамках отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм предприятий (малые предприятия, акционерные общества, предприятия с иностранными инвестициями). Нормативы предприятия разрабатывают сами хозяйствующие субъекты и используют их для регулирования производственно-торгового процесса, а также для контроля за эффективным использованием ресурсов. К этим нормативам относятся:    

а) нормативы  плановой потребности в оборотных  активах;

б) нормы кредиторской задолженности, постоянно находящейся в обороте предприятия;

в) нормы запасов  материалов, заделов незавершенного производства, запасов готовой продукции на складе и товаров в днях;

г) нормативы  распределения чистой прибыли на потребление, накопление и в резервные фонды;

д) норматив отчислений в ремонтный фонд (в процентах  от среднегодовой стоимости основных фондов) и ряд других [10, c. 39].

Нормативный метод  планирования является самым простым и доступным. Поэтому актуальной проблемой управления финансами предприятий является разработка экономически обоснованных норм и нормативов для формирования и использования денежных ресурсов и организации контроля за их соблюдением каждым структурным подразделением предприятия.

Содержание  балансового метода планирования финансовых показателей состоит в том, что благодаря балансу достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется при прогнозе поступлений и выплат их денежных фондов (потребления и накопления), квартального плана доходов и расходов, платежного календаря и др.

Содержание  метода оптимизации плановых решений  сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться различные критерии выбора.

Содержание  экономико-математического моделирования  в финансовом планировании заключается  в том, что оно позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Данная взаимосвязь выражается через экономико - математическую модель, которая представляет собой точное математическое описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц и др.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы. Модель может базироваться на функциональной или корреляционной связи.

Функциональная  связь выражается уравнением вида:

y = f(x),

где: у - соответствующий  показатель; f(x) - функциональная связь исходя из показателя х.

Корреляционная  связь - это вероятностная зависимость, которая проявляется только в общем виде и при большом количестве наблюдений. Данная связь выражается уравнениями регрессии различного вида.

Небольшой период исследования (квартал) не позволяет выявить общие закономерности. При этом нельзя брать и слишком большой период, так как любые экономические закономерности нестабильны и могут изменяться в течение длительного времени. На практике целесообразно использовать для перспективного планирования годовые финансовые показатели за прошедшие 3-5 лет, а для текущего (годового) планирования - квартальные данные за 1-2 года. При значительных изменениях условий работы предприятия в плановом периоде в определенные на базе экономико-математических моделей показатели вносятся необходимые коррективы. Экономико-математическое моделирование позволяет перейти от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей (включая прибыль).

Последовательность  финансового планирования включает следующие пять основных стадий [6, c. 97].

1. Долгосрочное  целеполагание. С учетом конкретного этапа развития хозяйствующего субъекта и степени развитости экономической системы (переходные системы накладывают отпечаток на целеполагание) основная цель - максимизация благосостояния владельцев капитала - достигается с помощью обширного набора долгосрочных и краткосрочных целевых установок: формирования структуры владельцев капитала (возможный передел собственности); формирования целевой структуры капитала; обеспечения ликвидности ценных бумаг предприятия; оптимизации размера капитала; выбора между внешним (слияние и поглощение) и внутренним ростом капитала.

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии