Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:34, курсовая работа

Описание

Цель работы – выработать рекомендации в области финансового планирования и прогнозирования в ООО «Аурум».
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Определить теоретические основы финансового планирования на предприятии;
2. Рассмотреть необходимость, содержание финансового планирования и виды финансовых планов;
3. Дать оценку общей экономической характеристике деятельности ООО «Аурум» и провести анализ плановой работы на предприятии;
4. Выработать рекомендации в области финансового планирования и прогнозирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 3
1. Теоретические основы финансового планирования и прогнозирования.. 5
1.1 Финансовое планирование: понятие, принципы и методы………………. 5
1.2 Основы финансового прогнозирования…………………………………… 11
2. Анализ финансового планирования и прогнозирования на примере
ООО «Аурум»……………………………………………………………………. 14
2.1 Организационная характеристика и основные показатели
хозяйственной деятельности ООО «Аурум»………………………………….. 14
2.2 Анализ динамики оборота розничной торговли ООО «Аурум»……….. 22
2.3 Анализ финансового планирования и прогнозирования
ООО «Аурум»…………………………………………………………………… 25
3. Разработка мероприятий по финансовому планированию и
прогнозированию ООО «Аурум»…………………………………………….. 31
Заключение………………………………………………………………………... 34
Список использованной литературы………………………………………….. 36

Работа состоит из  1 файл

3455 Финансовое планирование и прогнозирование.doc

— 297.50 Кб (Скачать документ)

2. Составление долгосрочных финансовых планов. Долгосрочные планы описывают не только то, что корпорация ставит целью достичь, но и каким образом. Финансовый прогноз (как правило, на срок от 2 до 10 лет) на этом этапе является необходимым элементом финансового плана. Основное внимание в долгосрочных финансовых планах уделяется обоснованию выбора инвестиционных проектов, планированию инвестиционных затрат по годам, выбору источников привлечения дополнительного внешнего капитала и программ обеспечения этого источника.

3. Составление краткосрочных финансовых планов включает формирование краткосрочных программ финансирования (на 1-2 года), принятие решений по оборотному капиталу и планирование объемов текущих активов. Основой краткосрочного финансового планирования является прогноз денежных потоков.

4. Обоснование отдельных статей расходов (или так называемый процесс индивидуального бюджетирования). Любой план действий (любое решение) должно сопровождаться сметой расходов (составлением бюджета). Бюджет определяет потребность в ресурсах для достижения конкретного результата и служит в качестве ориентира для сравнения и оценки реальных затрат.

5. Разработка консолидированного бюджета. Индивидуальные бюджеты объединяются в единый консолидированный бюджет, на основе которого могут быть оценены денежные потоки (поступления и расходы (оттоки) денежных средств) и разработаны планы финансовых показателей.

Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования заключается в том, что при прогнозировании оцениваются возможные будущие финансовые последствия принимаемых решений и внешних факторов, а при планировании фиксируются финансовые показатели, которые корпорация стремится получить в будущем.

 

1.2 Основы  финансового прогнозирования

 

Под финансовым прогнозированием понимается процесс  оценки некоторых будущих финансовых событий или условий функционирования. В большинстве случаев финансовое прогнозирование начинается с прогноза реализационного дохода (объема продаж). Это не простой процесс, так как зависит от многих внешних и внутренних факторов. Внутренними факторами, влияющими на прогнозные оценки являются ценовая политика, наличие производственных мощностей и возможности их расширения, возможности продвижения и рекламы продукции, гарантийное обслуживание и обеспечение качества. Внешними факторами являются конкуренция, положение отрасли, общеэкономические факторы (инфляция, процентная ставка и т.п.).

Прогнозирование включает три основных этапа [5, c. 287].

1. Выявление  специфических финансовых показателей,  определяющих наиболее вероятностный  прогноз. Обычно объем продаж  и величина реализационного дохода являются первыми показателями, так как реализационный доход - один из важнейших элементов финансового планирования.

2. Выбор приемлемого  метода прогнозирования. Методы финансового прогнозирования широко варьируются используемыми допущениями и используемыми данными. Не всегда сильно формализованные методы обеспечивают наилучший результат. Выбор осуществляется не по степени учета всех факторов, а по приемлемости применительно к конкретной ситуации, потребностям и возможностям финансового менеджера. Методы прогнозирования могут быть разбиты на два принципиальных класса: субъективные и объективные. Субъективные методы базируются на интуиции и мнениях. Например, объем продаж и реализационный доход могут быть оценены на основе мнения одного высококвалифицированного эксперта или на основе оценок множества менеджеров по продажам. Объективные методы базируются на конкретных показателях и проведении анализа. Среди объективных методов: трендовое прогнозирование, метод доли реализационного дохода (percent of sales method), статистические методы (регрессионные модели, модели средних показателей, метод «затраты - выпуск»).

3. Проверка предположений,  используемых при прогнозировании.  Все прогнозы базируются на  тех или иных предположениях. Например, наиболее часто используется предположение, что финансовые показатели по прошлым годам являются верными индикаторами будущих показателей. Финансовый менеджер должен оценить корректность выбранных предположений и провести анализ чувствительности финансовых результатов к изменению предположений. Необходимо также включить в рассмотрение внешние и внутренние факторы, выпавшие из поля зрения в используемых методах прогнозирования.

Прогноз перспектив финансового состояния предприятия  имеет значение и для внешних  пользователей экономической информации. В их число входят банки, которые в процессе кредитования обеспечивают финансовыми ресурсами предприятие - заемщика, заинтересованы в своевременном погашении кредита, имеют доступ к текущей финансовой отчетности клиентов и возможности для анализа и прогнозирования. По опыту западных стран можно сказать, что в банках проводится значительная работа по прогнозированию банкротства предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ  финансового планирования и прогнозирования  на примере ООО «Аурум»

 

2.1 Организационная  характеристика и основные показатели  хозяйственной деятельности ООО «Аурум»

 

Общество с  ограниченной ответственностью «Аурум» было создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» без ограничения сроков деятельности. Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании устава и действующего законодательства РФ.

Месторасположение ООО «Аурум» - г. Челябинск. Общество является юридическим лицом. Как и любое юридическое лицо имеет самостоятельный баланс.

Целью деятельности предприятия  является удовлетворение общественных потребностей в товарах в целях получения прибыли. Предмет деятельности предприятия: организация розничной торговли ювелирными изделиями.

Общество является юридическим  лицом и имеет в собственности  обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Имущество ООО «Аурум» учитывается на его самостоятельном балансе. Компания имеет право пользоваться кредитом в рублях и в иной иностранной валюте.

Общество отвечает по своим  обязательствам всеми своими активами и не отвечает по обязательствам государства и его участников. Государство не отвечает по обязательствам Общества. Участники Общества не отвечают по  обязательствам Общества и несут риск убытков, связанных с его дельностью в пределах своих вкладов.

Система управления торговой организацией - организационная структура - это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работники могли наиболее эффективно добиваться поставленных перед ними целей. Разработка конкретной организационной структуры предполагает создание сети, по которой проходят управленческие решения, осуществляется информационная связь различных уровней управления и контроль за выполнением решений.

Схема организационной  структуры торгового предприятия ООО «Аурум» представлена на рис 2.1.


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 -  Организационная структура ООО  «Аурум»

 

Высшим органом управления в обществе является собрание участников. Руководство текущей деятельностью  Общества осуществляется единоличным  органом - Генеральным директором.

Генеральный директор обязан в своей деятельности соблюдать требования действующего законодательства, руководствоваться требованиям устава, решением органа управления Общества, принятыми в рамках их компетенции, а также заключенными Обществом договорами и соглашениями.

Генеральный директор общества:

- без доверенности действует  от имени общества, в том числе  представляет его интересы и совершает сделки;

- выдает доверенности  на право представительства от  имени общества, в том числе  доверенности с правом передоверия;

- издает приказы о назначении на должность работников, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

- осуществляет иные полномочия, не отнесенные к компетенции  общего собрания участников общества, и коллегиального исполнительного органа общества и другие полномочия.

Директор торгового предприятия  самостоятельно принимает решения, осуществляет и контролирует всю  коммерческую деятельность предприятия, принимает на работу персонал и заключает  с ними трудовые договора, директор обязан обеспечить выполнение всех обязательств перед государственным бюджетом, поставщиками, заказчиками, банкам, заключает договора на поставку товара, контролирует выполнение поставок и т.д. В его подчинении находятся: главный бухгалтер, бухгалтер, экономист, продавцы-консультанты и вспомогательный персонал.

Отдельным звеном выделяется бухгалтерия в лице главного бухгалтера. В его обязанности входит учет и контроль  документации, организации  учета товаров, подготовка документов для органов налоговой  инспекции, сверка с организацией-поставщиком, оплата услуг, начисление и выплата заработной платы и т.д.

Торгово-оперативный  персонал представлен в виде  продавцов-консультантов, которые осуществляют непосредственное консультирование покупателей  и расчет.

Для эффективного управления любой организацией необходимо получить достаточно полную и достоверную  информацию о деятельности компании в предшествующие периоды, сложившихся  тенденциях её функционирования и развития, на их основе можно выработать правильные управленческие решения, планы и программы развития на будущие периоды.

 Под экономической  эффективностью понимается соизмерение  полученных результатов на предприятии торговли с имеющимися на этом предприятии ресурсами и произведенными затратами. На основании имеющейся отчетности предприятия за 2009-2010 гг., в таблице 2.1 проведем комплексный экономический анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия ООО «Аурум».

Таблица 2.1

Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности  торгового предприятия ООО «Аурум» за 2009 - 2010 гг.

Показатели 

Ед. изм.

2009 г.

2010 г.

Отклоне-ние (+;-)

Отчетный год  в % к прошлому году

1.Оборот розничной  торговли

тыс. руб.

71957

94996

23039,00

132,02

2. Торговая площадь

м2

183

226

43,00

123,50

3. Оборот  на 1 м2 торговой* площади

тыс. руб./м2

393,21

420,34

27,13

106,90

4. Среднесписочная  численность работников, всего

чел.

22

26

4,00

118,18

- в т.ч. работников  торгово-оперативного персонала

чел.

15

18

3,00

120,00

5. Производительность труда одного среднесписочного работника, всего

тыс. руб./чел.

3270,77

3653,69

382,92

111,71

- производительность  труда одного работника торгово-оперативного персонала

тыс. руб./чел.

4797,13

5277,56

480,42

110,01

6. Фонд заработной  платы

         

– сумма

тыс. руб.

2803

3728

925,00

133,00

– уровень

%

3,90

3,92

0,03

х

7. Среднегодовая  заработная плата одного работника

тыс. руб.

127,41

143,38

15,98

112,54

8.Среднегодовая  стоимость основных средств

тыс.руб.

761,5

739,5

-22,00

97,11

9.Фондоотдача

 

94,49

128,46

33,97

135,95

10.Фондоемкость

 

0,011

0,008

-0,003

73,56

11.Фондовооруженность

тыс.руб./чел

34,61

28,44

-6,17

82,17

12.Коэффициент  эффективности использования основных фондов

 

23,70

30,88

7,18

130,29

13.Среднегодовая  стоимость оборотных средств

тыс.руб.

17064

18207

1143,00

106,70

14.Время обращения  оборотных средств

дни

85,37

69,00

-16,37

80,82

 

15.Скорость обращения  оборотных средств

обороты

4,22

5,22

1,00

123,73

16.Коэффициент  участия оборотных средств в обороте

 

0,24

0,19

-0,045

80,82

17.Коэффициент  рентабельности оборотных средств

 

1,06

1,25

0,20

118,58

18. Себестоимость  проданных товаров, работ, услуг

тыс. руб.

46822

62308

15486,00

133,07

19. Валовая прибыль

         

– сумма

тыс. руб.

25135

32688

7553,00

130,05

– уровень

%

34,93

34,41

-0,521

х

20. Издержки  обращения

   

–сумма

тыс. руб.

6250

8834

2584,00

141,34

– уровень

%

8,69

9,30

0,61

х

21. Прибыль (убыток) от продаж

         

– сумма

тыс. руб.

18885,00

23854,00

4969,00

126,31

– рентабельность продаж

%

26,24

25,11

-1,13

х

22. Проценты  к получению

тыс. руб.

-

-

-

-

23. Проценты  к уплате

тыс. руб.

-

-

-

-

24. Доходы от  участия в других организациях

тыс. руб.

-

-

-

-

25. Прочие расходы

тыс. руб.

185

226

41,00

122,16

26. Прибыль (убыток) до налогообложения

         

– сумма

тыс. руб.

18700,00

23628,00

4928,00

126,35

– рентабельность предприятия

%

25,99

24,87

-1,12

х

27. Отложенные налоговые активы

тыс. руб.

-

-

-

-

28. Отложенные налоговые обязательства

тыс. руб.

-

-

-

-

29. Текущий налог на прибыль

тыс. руб.

650

790

140,00

121,54

30. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

тыс. руб.

18050,00

22838,00

4788,00

126,53

- рентабельность  конечной деятельности

%

25,08

24,04

-1,04

х


 

Исходя из данных таблицы 2.1, дадим общую оценку работы ООО «Аурум» за 2009-2010 годы. В 2010 году предприятием ООО «Аурум» было реализовано покупателями ювелирных изделия на сумму 94996 тыс. руб. По сравнению с 2009 годом наметилась положительная тенденция развития данного показателя, а именно произошло увеличение объема продаж на +132 % или в денежном выражении на +23039 тыс. руб. Увеличение оборота розничной торговли было связано с увеличением спроса населения на ювелирные изделия. Торговая площадь предприятия в 2010 году увеличилась и составила 226 кв. м., по сравнению с прошлым 183 кв. м., это связанно с тем, что в 2010 году открылся ещ один ювелирный салон, площадью 43 кв. м. следовательно, в 2010 году на 1 кв. м. торговой площади приходилось 420,35 тыс. руб., что выше по сравнению с 2009 годом на 27,13 тыс. руб. С экономической точки зрения сложившейся ситуации следует дать позитивную оценку, так как увеличение торговой выручки отвечает экономическим интересам, как предприятия, так и покупателей.

В ООО «Аурум» в 2010 году средняя численность работающих увеличилась на четыре человека, в связи с расширением деятельности предприятия, и составило 26 человек, в том числе 18 работника торгово-оперативного персонала. Одним из показателей эффективности труда является производительность труда 1 работника. Так, 2010 году размер данного показателя составил 3653,69 тыс. руб., то есть на одного работника салона приходилось 3653,69 тыс. руб. оборота розничной торговли. В динамике, то есть по сравнению с 2009 годом, производительность труда одного работника увеличилась на 382,42 тыс. руб. или на 10,01 %, в том числе производительность труда одного работника торгово-оперативного персонала увеличилась и составила в 2010 году 5277,56 тыс. руб., что больше по сравнению с 2009 годом на 480,42 руб. или на 10,01 %, что оценивается положительно. Это связано с тем, что непосредственно торгово-оперативный персонал участвует в процессе обслуживания покупателей. Следует ожидать значительный вклад данной категории работников, а именно продавцов-консультантов, в увеличение оборота розничной торговли. В динамике произошло увеличение фонда заработной платы и среднегодовой заработной платы одного работника предприятия на 925 тыс. руб. и 15,98 тыс. руб. соответственно, данный факт нашел свое отражение в увеличении в динамике уровня фонда заработной платы. Сложившуюся ситуацию следует оценить позитивно.

Проведем анализ эффективности использования основных фондов ООО «Аурум». Средняя стоимость используемых основных фондов в 2010 году достигла величины 739,5 тыс. руб., что по сравнению с 2009 годом меньше на 22 тыс. руб., что явилось следствием амортизационных отчислений. Эффективность использования основных фондов предприятия позволяют оценить следующий показатель. Так, фондоотдача свидетельствует о том, что в динамике производительность единицы стоимости основных фондов увеличилась, а именно в 2010 году 128,46 тыс. рублей выручки от реализации было получено с каждого рубля основных фондов. Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что предприятия использует основные фонды достаточно эффективно. При этом темпы роста объема оборота розничной торговли опережают темпы роста основных фондов, что следует оценить позитивно. Главным показателем является коэффициент эффективности использования основных фондов, который в отчетном году вырос на 7,18 рублей, это означает, что предприятие на каждый рубль вложенных в основные фонды получило на 7,18 рублей больше чистой прибыли, чем в прошлом году.

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии