Фирма как экономический субъект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 10:53, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть понятие фирмы, ее место в рыночной экономике и показатели эффективности работы фирмы.

Содержание

Введение
1 Сущность фирмы и ее типы
1.1 Понятие и природа фирмы
1.2 Виды фирм
1.3 Цели деятельности фирмы
1.4 Основные показатели эффективности работы фирмы
2 Промышленный потенциал России
2.1 Характерные черты развития промышленности
России в период с 2005 по 2009 год
2.2 Перспективы развития промышленности России
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Факультет экономики и управления

Кафедра экономической теории 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по экономике

Фирма как экономический  субъект

ГОУ ОГУ 080401.5001.10 ОО 
 
 
 

                                           Руководитель работы

                                           __________________Н.П. Щепачева

                                           «_______»_________________ 2010г.

                                           Исполнитель

                                           __________________Е.В. Барышева

                                           «_______»_________________ 2010 г. 
 
 
 
 
 
 

Оренбург 2010 

 

Содержание

Введение   3

1 Сущность  фирмы и ее типы 4

1.1 Понятие  и природа фирмы  4

1.2 Виды  фирм 10

1.3 Цели  деятельности фирмы  17

1.4 Основные  показатели эффективности работы фирмы  20

2 Промышленный  потенциал России  23

2.1 Характерные  черты развития промышленности 23

 России в период с 2005 по 2009 год

2.2 Перспективы  развития промышленности России 29

Заключение 31

Список  использованных источников 35 
 

 

     

     Введение

     Первоначально слово «фирма» (от wifirma— подпись) означало «торговое имя» коммерсанта. В настоящее время фирма — элемент любой рыночной экономики, организационно-экономическая структура предпринимательской деятельности, обладающая экономической и юридической самостоятельностью. 

     Фирма в течение более чем 100 лет была основным инструментом социального прогресса и является, в свою очередь, продуктом эволюционного развития. Развитие происходило в благоприятной социальной обстановке, когда основными ценностями были неприкосновенность частной собственности и свобода личности, а основной целью — экономический прогресс. Фирма получила свой правовой статус на основе теории А. Смита о том, что свобода каждого человека действовать в своих экономических интересах обеспечивает благодаря «невидимой силе» максимальный экономический выигрыш для всего общества.

     В настоящее время несмотря на то, что понятие «фирма» широко используется в странах с разным уровнем  экономического развития, в лучших современных западных учебниках  не отведено достойного места экономической теории фирмы.

     Данная  работа посвящена понятию фирмы (предприятию), как основному субъекту рыночной экономики.

     Цель  работы – рассмотреть понятие  фирмы, ее место в рыночной экономике  и показатели эффективности работы фирмы.

     В данной работе использованы труды таких известных авторов, как Рональд Коуз, Оливер Итон Уильямсон и Гарольд Демсец.

     Работа  состоит из двух глав. Первая глава  рассматривает понятие и природу фирмы, ее сущность, виды, а так же основные показатели эффективности работы предприятия. Вторая описывает характерные черты развития промышленности в период с 2005 до 2009 года и возможные перспективы развития.  
 

     1 Сущность фирмы  и ее типы

     1.1 Понятие и природа фирмы

     Предполагается, что слово "фирма" может в  экономической теории использоваться совсем не так, как его употребляют "обычные люди". Поскольку в экономической теории заметна явная тенденция начинать анализ с отдельной фирмы, а не с отрасли, тем больше необходимость не только в ясном определении слова "фирма", но и в установлении отличия, если оно существует, от того, как употребляется это слово в "реальном мире".[7]

     Вначале определим причины происхождения  фирмы. Представим себе экономику, в  которой каждый отдельный индивид  самостоятельно, вне какой-либо формальной структуры занимается производством благ. В отличие от неоклассической концепции, перед нами мир с ненулевыми трансакционными издержками, минимизировать которые можно только при условии четкого распределения прав собственности каждого экономического субъекта. Следовательно, вступая в отношения с другими лицами в процессе осуществления обмена, нам, как экономическим агентам, просто нужно предусмотреть защиту всех наших интересов путем заключения соответствующего контракта (договора).

     Каждая  обменная сделка заключается в такой  модели экономики только после проведения переговоров о порядке передачи блага, его цене и так далее, то есть все хозяйственные субъекты, производя блага, договариваются в индивидуальном порядке о поставке сырья, оборудования и продаже конечной продукции. Но при таких условиях большая часть времени будет потрачена именно на переговоры.[4]

     Попробуем представить, сколько времени займет производство автомобиля при смоделированном нами устройстве хозяйственной жизни. Каждый отдельный производитель шин договаривается с отдельным контрагентом по производству стекол, электротехнического оборудования, изготовления корпуса, двигателя и т. д. Величина трансакционных издержек при таком способе производства благ была бы огромной. Таким образом, рыночный механизм оказывается весьма дорогостоящим способом координации хозяйственной деятельности.

     Следовательно, можно сделать вывод о том  что, создавая фирмы, индивиды стремятся найти альтернативные способы координации своей деятельности, сокращающие величину издержек. Деятельность рынка предполагает затраты и, формируя организации и предоставляя некоему авторитету ("предпринимателю") право направлять ресурсы, можно сократить некоторые рыночные затраты. Предприниматель, поскольку он может получать факторы производства по меньшей цене, чем предоставил бы вытесненный им рынок, должен выполнять свои функции с меньшими затратами. [7]

     На  основе рассмотренных проблем можно  дать следующее определение фирмы: фирма - это структура деятельности, направленная на поиск наиболее выгодного способа производства в условиях неопределенности. Или, фирма - система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя.

     Таким образом, возникновение фирм обусловлено  рыночными отношениями общества, поэтому, можно сделать следующие выводы:

     во-первых, фирма представляет собой организационно-экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг;

     во-вторых, в социально-экономическом отношении фирмы — это общность людей, объединенных едиными мотивами действия;

     в-третьих, фирма — совокупность взаимовыгодных контрактов. Последнее определение интересно потому, что фирма представляется не как объединение людей, машин и технологий, а как механизм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат издержки по осуществлению хозяйственных сделок — трансакций.[2]

     Именно фирмы дополняют рынок, если рассматривать фирму и рынок как альтернативные способы экономической организации. Следовательно, выбор при принятии предпринимателем административного решения состоит в том, чтобы определить, каким образом дешевле осуществлять трансакции (сделки), путем создания фирмы или посредством рыночного механизма.

     Очевидно, что его выбор будет зависеть от величины трансакционных издержек в каждом из названных случаев, а также от того, насколько вероятным предприниматель считает возникновение подобных неприятных проблем в будущем. Результат выбора при этом должен определяться сопоставлением величин предельных трансакционных издержек для каждого из вариантов. Иначе говоря, сравниваются предельные трансакционные издержки рыночной организации производства благ и предельные трансакционные издержки функционирования фирмы.[8] На последнем следует остановиться подробнее.

     Фирма не уничтожает трансакционные издержки вообще, иначе все  
общественное производство было бы организовано как огромная фирма в масштабе национального хозяйства. Внутри фирмы существуют трансакционные издержки административного (бюрократического)  управления,   издержки измерения выполняемых работником функций, издержки на защиту от оппортунистического поведения работников фирмы после заключения с ними трудового соглашения и так далее. Внутрифирменные экономические связи (внутрифирменные трансакции) охватывают многогранную деятельность фирмы по организации производства, рациональному использованию факторов производства. Рыночные (внешние) и внутрифирменные трансакции тесным образом связаны между собой, и соотношение между ними влияет на оптимальный размер фирмы, иначе можно было бы рассматривать всю экономику как одну гигантскую фирму.[9]

     В этом аспекте можно выделить следующие существенные моменты:

     1. По мере того как фирма становится крупнее, доходы от предпринимательской деятельности могут снижаться, т.е. издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы могут возрастать. Действительно, должна быть достигнута некая точка, в которой издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы равняются издержкам, связанным с осуществлением трансакций на открытом рынке, или издержкам организации их другим предпринимателем.

     2. Может случиться так, что в  результате роста числа организуемых трансакций предпринимателю не удастся разместить факторы производства так, чтобы они создавали наибольшую стоимость, иначе говоря, ему не удастся извлечь максимальную пользу из факторов производства. То есть должна быть достигнута такая точка, в которой потери от неэффективного использования ресурсов равняются издержкам трансакций обмена на открытом рынке или потерям, имеющим место в случае организации этой трансакции другим предпринимателем.

     3. Цена реализации одного или  более фактора производства может  расти, так как «другие преимущества»  мелкой фирмы выше, чем преимущества  крупной фирмы.[7]

     Значит, фирма будет расширяться до тех пор, пока затраты на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не сравняются с затратами на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или затратами на организацию ее через другую фирму.[2]

     Следовательно, абстрагируясь от других обстоятельств, можно заключить, что стремление фирм к увеличению размеров будет тем сильнее, чем:

     а) ниже издержки организации и медленнее  рост этих издержек по мере увеличения числа организуемых трансакций;

     б) менее склонен предприниматель  делать ошибки и рост числа ошибок уменьшается по мере увеличения числа организуемых трансакций;

     в) больше снижение (или чем меньше рост) цены поставок факторов производства более крупным фирмам.[19]

     Объяснение  необходимости существования фирмы  как общественного института только в связи с тем, что снижаются издержки трансакций, недостаточно. Следует иметь в виду, что производство характеризуется свойствами «организованного процесса». Оно носит коллективный характер при все усложняющейся организации. В производство вовлечено множество самых разнообразных факторов, деятельность которых должна координироваться.[4] На фирме осуществляется непрерывный процесс управления, складывающийся в разветвленную систему принятия и исполнения решений, связи между которыми не описываются как взаимодействие спроса и предложения, то есть их нельзя описать на основе представлений о трансакциях.

Информация о работе Фирма как экономический субъект