Фирма как экономический субъект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 10:53, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть понятие фирмы, ее место в рыночной экономике и показатели эффективности работы фирмы.

Содержание

Введение
1 Сущность фирмы и ее типы
1.1 Понятие и природа фирмы
1.2 Виды фирм
1.3 Цели деятельности фирмы
1.4 Основные показатели эффективности работы фирмы
2 Промышленный потенциал России
2.1 Характерные черты развития промышленности
России в период с 2005 по 2009 год
2.2 Перспективы развития промышленности России
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

     Не  вдаваясь в более детальное рассмотрение структуры корпорации, отметим, что, в отличие от индивидуального владения и партнерства, она сталкивается с нарастающей величиной трансакционных издержек внутри фирмы. К числу преимуществ корпорации как формы организации бизнеса относятся:

  • возможности привлечения значительных финансовых ресурсов для целей своего развития (выпуск акций и облигаций);
  • ограниченная ответствен пo обязательствам фирмы, т. е. только в пределах внесенного пая;
  • диверсифицированная по разным рынкам и, возможно, странам деятельность;
  • возможности   лоббирования своих интересов   через   механизмы государственной власти.
  • максимальная стабильность фирмы при смене ее владельцев
  • возможность найма профессиональных менеджеров.

     Недостатками корпорации являются:

сложная процедура регистрации и отчетности перед государственными органами;

  • можно потерять контроль над фирмой, если кто-то скупит большое количество акций;
  • работа с акционерами требует больших усилий (надо вести реестр акционеров, организовывать выплату дивидендов и т.д.);
  • проблема «принципал-агент»;
  • владельцы фирмы подлежат двойному обложению налогом (на прибыль фирмы и на личные доходы, сформированные из прибыли, оставшейся после уплаты налога на прибыль)
  • налогообложение прибыли.[20]

     Специфика различных организационных форм бизнеса предполагает различия в их структуре и размерах. 
 

     1.3 Цели деятельности фирмы

     Всякая  предпринимательская деятельность имеет своей целью получение  прибыли. Поэтому поведение фирмы можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли. Поведение фирмы, не ориентированное на получение максимальной прибыли, не могло бы обеспечить выживания этой фирме в ситуации, когда фирмы выбирают самые различные правила, согласно которым принимаются решения. Те фирмы, которые случайно или в силу каких-то причин выберут правила, требующие максимизации прибыли, будут контролировать все большую долю ресурсов и укреплять свои позиции по сравнению с другими фирмами. Тем же, кто не будет следовать этому принципу, придется к нему приспособиться, в противном случае они окажутся перед угрозой вытеснения с рынка.[19]

       Существуют два подхода к внутрифирменной  эффективности: 

     1) деятельность фирмы описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства (главным образом, труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции;

     2) фирма выбирает комбинацию факторов  с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска продукции. Это дает возможность вывести кривые средних и предельных издержек.[19]

     Однако  представление о том, что единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным.

     Многообразием возможных положений отдельных фирм в конкретной экономической ситуации на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.

     Существуют  подходы, при которых используется тезис максимизации тех или иных параметров (бихевиористские модели).

     Предполагается, что фирма стремится функционировать  на каком-то удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает возможностями максимизации. При характеристике целевой нормы эффективности предусматривается механизм, обеспечивающий достижение желательного уровня. В этом случае осуществляется поиск решения проблем в трех формах: локальной, исследовательской и стратегической.

     Локальный поиск — реакция на невыполнение тех или иных целевых установок  для внутрифирменных подразделений; исследовательский поиск ведется, когда обнаруживаются новые возможности в сфере взаимодействия фирмы с «окружающей средой»; стратегический — связан с прилагаемыми фирмой усилиями наилучшим образом подготовиться к использованию новых стратегических возможностей.[18]

     Целей у фирмы может быть много, поэтому  необходимо их ранжировать, т.е. выделять главную цель и цели, которые определяются ею. Для достижения главной цели ставятся цели второго уровня, для их достижения - цели третьего уровня, могут быть промежуточные цели, подцели. В конечном счете получается дерево целей фирмы. При построении дерева целей руководствуются тремя принципами.

  • Построение по временным интервалам, когда главной является глобальная долгосрочная цель, определяющая другие долгосрочные цели, а они в свою очередь определяют среднесрочные цели, которые затем определяют краткосрочные цели.
  • Построение по функциональному признаку. В данном случае главной выступает цель всей фирмы, определяющая цели отдельных функциональных подразделений фирмы, которые определяют цели подразделений фирмы.
  • Построение по функционально-временному принципу, объединяющее оба изложенных выше принципа.[22]

     Стратегия ростa фирмы заключается в определении основных направлений расширения деловой активности. Выделяют следующие основные направления.

  • Расширение активности фирмы «вглубь» — сегментация существующих рынков с целью охвата своей продукцией новых групп потребителей.
  • Расширение активности фирмы «вширь» — диверсификация производства, т. е. пополнение производственной программы новыми видами изделий, как связанными с основным профилем предприятия, так и не связанными с ним.
  • Расширение активности «через границы» — интернационализация производства через освоение новых зарубежных рынков.
  • Количественный рост — наращивание объема производства неизменной номенклатуры товаров для старого рынка.[21]

     И те фирмы, которые ориентируются  на рост, и те, которые ориентируются  на прибыль, реагируют качественно  одинаковым образом на изменение  таких параметров, как цена факторов производства или изменения в  уровне косвенных налогов (либо налога на прибыль).[19]

     Создание  фирмы тесно связано с предпринимательской  деятельностью, которая предполагает готовность владельца капитала или  менеджера взять на себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена. Желательного максимального  уменьшения риска можно добиться такими приемами: диверсификацией (производство различных видов продукции и распределение капиталовложений по разнообразным видам деятельности); страхованием собственности; максимизацией информации о выбранной сфере деятельности, финансовой и экономической привлекательностью предполагаемых объектов капиталовложений; использованием новейших технологий, товаров и услуг, обладающих научно-технической новизной, правильным выбором организационной формы бизнеса, которая обеспечит эффективность использования факторов производства в конкретном виде деятельности.[3] 
 

     1.4 Основные показатели эффективности работы фирмы

     Выбор показателей эффективности работы фирмы зависит от целей анализа. Таковыми могут быть.

     1. Стратегические цели. Необходимо  сравнить результаты деятельности  данной фирмы с результатами  деятельности ее конкурентов  или связанных с нею фирм. Для этого выбираются обобщающие показатели и показатели каких-либо элементов деятельности.

     2.Тактические  цели. Руководство контролирует  деятельность фирмы. Рассчитываются  показатели эффективности функционирования  отдельных подразделений или  производства какой-либо определенной продукции.

     3. Задачи планирования. Необходимо  сопоставить выгодность использования  различных ресурсов или различных  сочетаний данных ресурсов за  какой-либо период для определения  возможных изменений в будущем.

     4.Прочие  цели руководства. Переговоры с профсоюзами о заключении коллективного договора, оценка влияния ожидаемых государственных ограничений и т.д.[20]

     Деятельность  фирмы (предпринимательская деятельность) может быть представлена в виде потока финансовых ресурсов кредиторов и инвесторов, превращающихся в физические факторы производства, которые трансформируются в готовую физическую продукцию, а товары и услуги — через готовые сделки — превращаются в выходящие потоки финансовых ресурсов, распределяемых среди кредиторов и инвесторов и затем вновь вводимых в производство.

     На  этапах инвестирования производства и  реализации продукции участников предпринимательской  деятельности интересуют различные  аспекты использования факторов производства, и поэтому система  показателей эффективности их использования достаточно сложна и многообразна.[21]

     Обобщающие  показатели эффективности деятельности фирмы в целом определяются сопоставлением объема всех средств фирмы и совокупного  результата ее деятельности.

     К этим показателям относятся:

     1. Рентабельность всего капитала (активов) фирмы

     PA=

     где П — прибыль; А — капитал (активы) фирмы — совокупность всех средств.

     Коэффициент рентабельности собственного капитала характеризует эффективность использования капитала и показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с рубля авансированного в капитал.;

     2. Оборачиваемость всего капитала (активов) фирмы

     RO=

     где Q— объем реализованной продукции; А — капитал (активы) фирмы — совокупность всех средств.

     Коэффициент общей оборачиваемости капитала - коэффициент, отражающий скорость оборачиваемости активов, показывает число оборотов за период;

     3. Капиталоемкость - показывает отношение величины капитальных вложений к определяемому ими приросту объема выпускаемой продукции

     КQ =

     где K – общий объем капитальных  вложений; DQ – прирост объема выпускаемой  продукции;

     4. Капиталоотдача - показатель эффективности использования капитала, обратный капиталоемкости.

     К =

     5. Фондоемкость - это сумма основных производственных фондов, приходящаяся на 1 руб. получаемой валовой продукции

     f =

     где F – средняя стоимость основных производственных фондов предприятия; Q – общий объем произведенной продукции (как правило, валовой продукции);

     6. Фондоотдача - показатель, обратный  показателю фондоемкости

     f отд =

     где Q – общий объем произведенной продукции (как правило, валовой продукции); F – средняя стоимость основных производственных фондов предприятия;

     Наиболее  обобщающим показателем в этой группе является рентабельность всего капитала, которая отражает прибыль фирмы  на один рубль средств (всех видов ресурсов предприятия в денежном выражении, независимо от источника привлечения этих средств). Этот показатель называют также нормой прибыли или показателем окупаемости средств. Уровень и динамика рассматриваемого показателя являются главным объектом внимания администрации предприятия.

     Конкретно интересы каждого представлены другими, частными по отношению к рассматриваемому показателями. Так, для собственников  предприятий важен необходимый  уровень рентабельности собственного капитала как отношение чистой прибыли (после уплаты налогов и процентов) к величине собственного капитала.[20]

     Для более полного анализа деятельности фирмы по использованию факторов производства требуются дальнейшая дифференциация показателей и установление взаимосвязей между обобщающими и частными показателями.     

Информация о работе Фирма как экономический субъект