Фирма как экономический субъект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 10:53, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть понятие фирмы, ее место в рыночной экономике и показатели эффективности работы фирмы.

Содержание

Введение
1 Сущность фирмы и ее типы
1.1 Понятие и природа фирмы
1.2 Виды фирм
1.3 Цели деятельности фирмы
1.4 Основные показатели эффективности работы фирмы
2 Промышленный потенциал России
2.1 Характерные черты развития промышленности
России в период с 2005 по 2009 год
2.2 Перспективы развития промышленности России
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

     Заключение

     Первая  часть работы была посвящена сущности фирмы и ее типам.

     Фирма - это структура деятельности, направленная на поиск наиболее выгодного способа производства в условиях неопределенности. Иначе, фирма - система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя.

     Понятия «фирма» и «предприятие» не тождественны, хотя в литературе (зарубежной и отечественной) они отождествляются.. Предприятием уместно называть производственную организацию, осуществляющую с технологической точки зрения достаточно однородную деятельность (выпуск товаров, оказание услуг). Фирма может заниматься различными видами деятельности, совершенно не связанными между собой (производственная, торговая, финансовая), и производить весьма разнородную продукцию. Как правило, подавляющее большинство современных предприятий входит в состав тех или иных фирм. Если фирма имеет только одно предприятие, то понятия фирмы и предприятия совпадают.

     Возникновение фирм обусловлено рыночными отношениями  общества, поэтому, можно сделать следующие выводы:

     во-первых, фирма представляет собой организационно-экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг;

     во-вторых, в социально-экономическом отношении  фирмы — это общность людей, объединенных едиными мотивами действия;

     в-третьих, фирма — совокупность взаимовыгодных контрактов. Последнее определение интересно потому, что фирма представляется не как объединение людей, машин и технологий, а как механизм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат издержки по осуществлению хозяйственных сделок — трансакций

     Фирмы различаются между собой по многим характеристика, по которым и ведется их классификация. Основными признаками классификации фирм по группам являются:

  • отраслевая и предметная специализация;
  • структура производства;
  • мощность производственного потенциала (размер фирмы);
  • форма ведения бизнеса.

     Всякая  предпринимательская деятельность имеет своей целью получение  прибыли. Поэтому поведение фирмы можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли. Поведение фирмы, не ориентированное на получение максимальной прибыли, не могло бы обеспечить выживания этой фирме в ситуации, когда фирмы выбирают самые различные правила, согласно которым принимаются решения. Те фирмы, которые случайно или в силу каких-то причин выберут правила, требующие максимизации прибыли, будут контролировать все большую долю ресурсов и укреплять свои позиции по сравнению с другими фирмами. Тем же, кто не будет следовать этому принципу, придется к нему приспособиться, в противном случае они окажутся перед угрозой вытеснения с рынка.

     Целей у фирмы может быть много, поэтому  необходимо их ранжировать, т.е. выделять главную цель и цели, которые определяются ею. Для достижения главной цели ставятся цели второго уровня, для их достижения - цели третьего уровня, могут быть промежуточные цели, подцели. В конечном счете получается дерево целей фирмы.

     Благополучное финансовое состояние предприятия  – это важное условие его непрерывного и эффективного функционирования в  условиях рынка. Для его достижения необходимо обеспечить постоянную платежеспособность субъекта, высокую ликвидность его баланса, финансовую независимость и высокую результативность хозяйствования.

     Для этого необходимо изучать многочисленные показатели, характеризующие все  стороны деятельности предприятия. К этим показателям относятся:

  1. Рентабельность всего капитала (активов) фирмы;
  2. Оборачиваемость всего капитала (активов) фирмы;
  3. Капиталоемкость;
  4. Капиталоотдача;
  5. Фондоемкость;
  6. Фондоотдача.

     Для более полного анализа деятельности фирмы по использованию факторов производства требуются дальнейшая дифференциация показателей и установление взаимосвязей между обобщающими и частными показателями.   

     Вторая  глава работы посвящена промышленному  потенциалу России. На основе проведенных  мной исследования я могу сделать вывод, что экономический подъем в России продолжается уже почти 11 лет. Но не смотря на это большинство отечественных предприятий продолжают сталкиваться с масштабными проблемами, создающими серьезные трудности как для повседневной экономической деятельности, так и долгосрочного развития. К числу таких проблем предприятия чаще всего относят недостаточный платежеспособный спрос со стороны потребителей, высокий уровень цен на энергоресурсы и транспорт, высокий уровень налогообложения, нехватка рабочей силы, конкуренция со стороны других российских предприятий и зарубежных предприятий, невозможность получить долгосрочный кредит под разумный процент, бюрократизм и коррупция органов власти.

     Так же большое влияние на развитие промышленности оказал мировой финансовый кризис. В следствий данного губительного процесса положения торговли стало сильно ухудшатся, так как торговля находится в сильной зависимости от кредитных средств, а кризис, в первую очередь, ударил жестким дефицитом ликвидности. Предприятия, которые работают для собственной прибыли, пока не чувствуют каких-либо неудобств. Но, таких предприятий не так уж и много. Всю тяжести мирового кризиса почувствовали на себе области промышленности, которые ориентировались на экспорт, даже если у этих предприятий не было каких либо кредитных обязательств.

     Сейчас  Россию справедливо считают одной  из стран с наиболее многообещающей и перспективной экономикой. Национальная экономика растет впечатляющими  темпами, макроэкономическая ситуация благоприятна, рынки развиваются, потребительский спрос растет, и отношение внешних инвесторов к России становится все более позитивным. 

     Список  использованных источников

     1 Безруков, В. Базовые предприятия промышленности / В. Безруков, Ф. Глисин // Экономист. – 2007. - № 9. – С.10-17.

     2 Викерс, Д. Финансовая теория фирмы  / Д. Викерс

     3 Галерея экономистов. - http://gallery.economicus.ru/

     4 Демсец, Г. Фирма в экономической теории: тихая революция / Г. Демсец // American Economic Review. -  1997. -  No 2. -  С. 426-429.

     5 Евтушенков, Е. Перспективы развития  промышленности России / Е. Евтушенков //  Российский союз промышленников  и предпринимателей. - http://www.xn--o1aabe.xn--p1ai/

     6 Зверев, А. Базовые промышленные предприятия: оценка текущей ситуации /

     А. Зверев // Экономист. – 2009. - № 1. – С.19-26.

     7 Коуз, Р. Природа фирмы / Р. Коуз // Economics. – 1937. - № 4.

     8 Коуз, Р. Проблема социальных издержек / Р. Коуз // Economics.

     9 Коуз, Р. Спор о предельных издержках / Р. Коуз // Economics.

     10 Кувалин, Д.Б. Российские предприятия  в середине 2005 г.: проблемы развития  и адаптационная деятельность / Д.Б.  Кувалин, А.К. Моисеев, А. Харченко-Дорбек // Проблемы прогнозирования. –  2006. - № 2. – С. 145-163.

     11 Кувалин, Д.Б. Российские предприятия  в начале 2006 г.: инвестиционная ситуация / Д.Б. Кувалин, А.К. Моисеев // Проблемы прогнозирования. –  2006. - № 5. – С. 111-123.

     12 Кувалин, Д.Б. Российские предприятия  в середине 2006 г.: некоторые последствия национальной макроэкономической политики / Д.Б. Кувалин, А.К. Моисеев // Проблемы прогнозирования. – 2007. - № 2. – С. 156-170.

     13 Кувалин, Д.Б. Российские предприятия  в начале 2007 г.: взгляды на Оль  государства / Д.Б. Кувалин, А.К.  Моисеев // Проблемы прогнозирования. – 2007. - № 5. – С. 126-139.

     14 Кувалин, Д.Б. Российские предприятия  в середине 2007 г.: взгляды на качество  экономической политики и возможности  для развития / Д.Б. Кувалин, А.К.  Моисеев // Проблемы прогнозирования.  – 2008. - № 2. – С. 133-147.

     15 Кувалин, Д.Б. Российские предприятия в начале 2008 г.: конкурентная ситуация и уровень конкурентоспособности / Д.Б. Кувалин, А.К. Моисеев // Проблемы прогнозирования. – 2008. - № 5. – С. 138-155.

     16 Кувалин, Д.Б. Российские предприятия в середине 2009 г.: восстановление после острой фазы кризиса / Д.Б. Кувалин, А.К. Моисеев // Проблемы прогнозирования. – 2010. - № 2. – С. 137-152.

     17 Российская Федерация. Гражданский  кодекс Российской Федерации. [принят  Гос. Думой РФ 21.10.1994] – Ст. 132.

     18 Махлуп, Ф. Теории фирмы: маржиналистские, бихевиористские и управленческие / Ф. Махлуп // American Economic Review. -  1967.

     19 Уильямсон, О.И. Фирмы и рынки/ О.И. Уильямсон // Современная экономическая мысль. Серия: "Экономическая мысль Запада". / Ред.: Афанасьева В.С. и Энтова Р.М./ - М., "Прогресс". -  1981

     20 Экономика предприятия (фирмы) / Под ред. О.И. Волкова, О.В. Девяткина. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007.

     21 Экономика / Под ред. И.В. Липсиц. – М.: Издательство «Омега-Л», 2006. – 656 с.

     22 Экономика. Электронный учебник. - http://www.economy-bases.ru/ 

Информация о работе Фирма как экономический субъект