Фискальная политика: цели, инструменты, эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:04, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой политики и ее особенностей в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия бюджетно-налоговая политика.
2. Охарактеризовать дискреционную и недискреционную фискальную политику.
3. Описать эффективность фискальной политики, и особенности ее проведения в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Сущность фискальной политики, её цели, инструменты, виды. Механизмы фискальной политики …………………………………..…………………...……6
Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно- налоговой политики и её инструменты…………………………………………………………………...…..6
Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика ……….....…….8
Дискреционная фискальная политика. Налогообложение. Налоговый мультипликатор…………………...……………………………………………....10
Социальные выплаты (трансферты), их влияние на совокупный выпуск. Недескреционная фискальная политика: «встроенные стабилизаторы»……..16
2 Эффективность фискальной политики. Анализ в модели IS-LM……….......23
3. Особенности реализации фискальной политики в РБ……………………….27
Заключение………………………………………………………………………..39
Список использованных источников……………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсач по маре!!!.doc

— 326.50 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает экономические кризисы, добивается более плавного роста объема национального производства.

     В модели «расходы-доходы» дискреционная  политика рассматривается при неизменном уровне цен. В реальной жизни увеличение государственных расходов, снижение налогов ведут к росту совокупных расходов и спроса, что приводит к повышению уровня цен и росту ставки ссудного процента, которые обуславливают в свою очередь сокращение частных инвестиций. Этот эффект, называемый эффектом вытеснения, снижает действенность фискальной политики.

     Недостатком бюджетно-налогового регулирования  является также наличие довольно значительного временного лага. Он включает, во-первых, время, которое  проходит от осознания того, что  в стране начинается спад производства или инфляция, до понимания необходимости принятия конкретных действий. Во-вторых – временной промежуток от осознания этой необходимости до утверждения конкретных мер экономической политики. В-третьих, - период времени от утверждения данных мер до получения эффекта от их реализации. 

Налоги выступают  одной из экономических предпосылок  существования государства. По мере изменения его хозяйственных потребностей и возникновения новых направлений деятельности появлялись новые виды налогов. В настоящее время налоги являются преобладающим источником государственных доходов и инструментом государственного регулирования. Государство, изменяя виды, ставки, механизм изъятия налогов, структуру налогообложения, предоставляя льготы, скидки и пр., воздействует на микро- и макроэкономические процессы.[9]

     Налоги  можно определить по-разному: как  платеж, взнос, сбор, как цену за государственные  услуги, которые подлежат обязательной уплате со стороны физических и юридических  лиц в пользу государства.

     Тяжесть налогового бремени измеряется величиной налоговых изъятий, отнесённых к валовому внутреннему продукту.

     На  неё оказывают влияние следующие  условия:

  • величина полученных доходов;
  • традиции, сложившиеся в стране;
  • фазы промышленного цикла.

     Чем выше доходы, тем больше доля налоговых  отчислений. Развитие экономики умножает доходы. Это ведет к увеличению доли налоговых изъятий. Причиной указанной зависимости является использование прогрессивной шкалы налогообложения.

     В соответствии с действующим Законом  «О налогах и сборах, взимаемых  в бюджет Республики Беларусь» к общегосударственным налогам относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль и доходы, платежи за пользование природными ресурсами (экологический налог), налог на недвижимость, таможенные пошлины и сборы, плата за землю, государственная пошлина и сборы, чрезвычайный налог.

     Традиции  экономической политики оказывают  существенное влияние на уровень  налогового бремени. В странах социально  ориентированной экономики (шведская модель) этот уровень составляет около 50% ВВП. В странах, развивающихся на монетарных принципах, - около 30 % ВВП.  Более высокий уровень налогов стал платой за социальную стабильность общества. Поскольку налоги перекладываются на покупателя (включаются в отпускные цены), то в этих странах отмечается и более высокий уровень цен.

     Тяжесть налогообложения зависит от циклических  колебаний. Она может быть ниже во время кризиса и выше при более благоприятной конъюнктуре. [11]

     Налогообложение в вашей стране выполняет главным  образом фискальную функцию и  направлено на расширение бюджетных поступлений. В связи с этим налоговая система строится на основе высоких налоговых ставок и общего уровня налоговых изъятий с производств различных форм хозяйствования, на преобладании косвенной формы обложения.

     Согласно  кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога. (рис.3) 
 
 

Совокупный спрос (AD),E 
 

                                                              Y=E

                                                      A2                                      AD1+[C0+MCP (Y)]+I 

                                                                          

                                                                                                  AD2=[C0+MCP (Y-T)]+I

                                        A1 
 
 
 
 

                                                      Y2              Y1                              ВНП(Y) 
 

Рисунок 3. Последствия изменения ставки  пропорционального налога на ВВП в кейнсианской модели 

     Здесь срабатывает эффект мультипликатора.

    Налоговый мультипликатор (MRT) – это коэффициент, показывающий, на сколько сократится (увеличится) равновесный ВНП при увеличении (уменьшении) налоговых платежей.  
Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение, поэтому изменение ВНП в результате введения или изменения величины налогов зависит от соотношения, в котором прирост дохода распадается на потребление и сбережение.  
Отсюда: налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению(MPC) к предельной склонности к сбережениям(MPS) :

     

    В случае, если речь идет о пропорциональных налогах, значение мультипликатора  меняется. Поскольку предельная склонность к потреблению корректируется на величину налоговой ставки, постольку и налоговый мультипликатор приобретает вид:

     
.

     
Итак, изменение ВНП в результате изменения налогов равно величине этого изменения, умноженной на налоговый мультипликатор:

     
.

    Подобно мультипликатору государственных  расходов, налоговый мультипликатор действует в обоих направлениях.  
Следует отметить, что поскольку все государственные расходы непосредственно входят в совокупный спрос, и их изменение полностью отражается на его величине, то мультипликатор государственных расходов "сильнее", больше налогового мультипликатора. 

    Как видно из предыдущего изложения, изменения налогов и государственных  расходов действуют на экономику  разнонаправленно. Тогда что же происходит при одновременном изменении  налогов и государственных расходов?  
     Фискальная политика, предусматривающая равное увеличение налогов и правительственных налогов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета, суть которого состоит в том, что равное изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению равновесного выпуска на ту же величину.  
     Предположим, что налоги и государственные расходы возросли на одну и ту же величину. К чему это приведет?  
     Под влиянием роста государственных расходов совокупный спрос возрастет, а под влиянием роста налогов сократится. При этом, поскольку мультипликатор правительственных расходов "сильнее" налогового мультипликатора, окончательный, суммарный результат будет состоять в приросте выпуска продукции, равном увеличению налогов и правительственных расходов.  
     Разберем следующий пример. Предположим, что налоги и государственные расходы увеличились на одинаковую величину — на 100 ден. ед. Бюджет сбалансирован. Предельная склонность к потреблению – 0,8, соответственно, предельная склонность к сбережениям - 0,2. 
     Тогда, мультипликатор государственных расходов равен 5 (1:0,2), а налоговый мультипликатор — 4 (0,8 : 0,2).  
     В результате увеличения налогов ВНП сократится на 400 ден. ед. (100 х 4), а следствием увеличения правительственных расходов станет прирост ВНП на 500 ден. ед. (100 х 5). В итоге ВНП возрастет на столько, на сколько увеличились налоги и государственные расходы — на 100 ден. ед. (500 – 400).  
     Следовательно, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.  
 

1.4 Социальные выплаты (трансферты), их влияние на совокупный выпуск. Недискреционная фискальная политика: «встроенные стабилизаторы» 
 
 
 

     "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический  механизм, позволяющий снизить амплитуду  циклических колебаний уровней  занятости и выпуска, не прибегая  к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких  стабилизаторов в индустриальных  странах обычно выступают прогрессивная  система налогообложения,  система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти  механизмы  "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.[8]

     Так как механизм осуществления социальных трансфертов требует реализации блока законодательных, организационных и экономических мер, государство выполняет свои социальные функции через органы законодательной и исполнительной власти всех уровней управления. Большинство вопросов развития отраслей социальной сферы решается местными властями. Республиканские же органы определяют направление государственной политики, решают крупномасштабные и острые социальные проблемы. Они определяют государственные стандарты в области оказания социальных услуг, создают объекты социальной индустрии, управляют объектами социальной защиты.[1]

     Для непосредственного оказания социальных услуг функционируют учреждения социального обслуживания. Государство  регулирует деятельность учреждений и  предприятий социальной сферы с помощью правовых, финансовых и административных рычагов. Во многих случаях в социальной сфере не допускается приватизация, и государство покрывает необходимые расходы. Частная деятельность по социальному обслуживанию подлежит государственному лицензированию.

     Работа  предприятий, учреждений и организаций  социальной инфраструктуры должна отвечать требованиям и правилам, основанным на следующих принципах:

  • обеспечение доступности услуг всем потребителям;
  • учет особенностей спроса населения на отдельные виды услуг;
  • разумное сочетание платных и бесплатных услуг, дифференцированный подход к потребителям при оказании платных услуг;
  • обеспечение комплексного обслуживания населения (один вид услуг не может быть заменен другим);
  • эффективное использование всех видов ресурсов, предоставленных в распоряжение социальной сферы;
  • обеспечение комплексного характера развития ее отраслей в пределах территории.

     Социальные  статьи занимают львиную долю бюджетных  расходов и рассматриваются как  источник снижения налогового бремени на предприятия в интересах экономического роста, который предоставляет реальные возможности для решения социальных задач. Поэтому главным в социальном управлении являются не дотации в помощь бедным, а повышение производительности труда и доходов работающей части населения.

     Согласно  Конституции, Республика Беларусь является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека.

     Обязательства социального государства базируются на положениях Всеобщей декларации прав человека и других документов ООН, признающих человека основным субъектом развития, главным участником и бенефициаром. Концепция устойчивого развития к важнейшим составным частям национального капитала относит образование, науку, культуру. Приоритетное их развитие считается определяющим для экономического роста. Республика Беларусь пока не подписала Европейскую социальную хартию, которая гарантирует гражданам государств, входящих в Совет Европы, социальную стабильность, защиту прав, касающихся трудоустройства, здравоохранения, условий труда.

     Недискреционная фискальная политика - автоматическое увеличение налоговых поступлений, сокращение госрасходов в условиях подъема и, наоборот, автоматическое сокращение налоговых поступлений, увеличение госрасходов во время спада без изменений действующего законодательства - только за счет существования системы встроенных в экономическую систему стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы - механизмы бюджетно-налоговой политики, работающие в режиме саморегулирования и самостоятельно (без вмешательства правительства) реагирующие на изменения экономической конъюнктуры.

     "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.

Информация о работе Фискальная политика: цели, инструменты, эффективность