Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:04, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой политики и ее особенностей в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия бюджетно-налоговая политика.
2. Охарактеризовать дискреционную и недискреционную фискальную политику.
3. Описать эффективность фискальной политики, и особенности ее проведения в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………...4
1 Сущность фискальной политики, её цели, инструменты, виды. Механизмы фискальной политики …………………………………..…………………...……6
Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно- налоговой политики и её инструменты…………………………………………………………………...…..6
Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика ……….....…….8
Дискреционная фискальная политика. Налогообложение. Налоговый мультипликатор…………………...……………………………………………....10
Социальные выплаты (трансферты), их влияние на совокупный выпуск. Недескреционная фискальная политика: «встроенные стабилизаторы»……..16
2 Эффективность фискальной политики. Анализ в модели IS-LM……….......23
3. Особенности реализации фискальной политики в РБ……………………….27
Заключение………………………………………………………………………..39
Список использованных источников……………………………………
Таким образом, увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает экономические кризисы, добивается более плавного роста объема национального производства.
В
модели «расходы-доходы»
Недостатком
бюджетно-налогового регулирования
является также наличие довольно
значительного временного лага. Он
включает, во-первых, время, которое
проходит от осознания того, что
в стране начинается спад производства
или инфляция, до понимания необходимости
принятия конкретных действий. Во-вторых
– временной промежуток от осознания
этой необходимости до утверждения конкретных
мер экономической политики. В-третьих,
- период времени от утверждения данных
мер до получения эффекта от их реализации.
Налоги выступают одной из экономических предпосылок существования государства. По мере изменения его хозяйственных потребностей и возникновения новых направлений деятельности появлялись новые виды налогов. В настоящее время налоги являются преобладающим источником государственных доходов и инструментом государственного регулирования. Государство, изменяя виды, ставки, механизм изъятия налогов, структуру налогообложения, предоставляя льготы, скидки и пр., воздействует на микро- и макроэкономические процессы.[9]
Налоги можно определить по-разному: как платеж, взнос, сбор, как цену за государственные услуги, которые подлежат обязательной уплате со стороны физических и юридических лиц в пользу государства.
Тяжесть налогового бремени измеряется величиной налоговых изъятий, отнесённых к валовому внутреннему продукту.
На
неё оказывают влияние
Чем выше доходы, тем больше доля налоговых отчислений. Развитие экономики умножает доходы. Это ведет к увеличению доли налоговых изъятий. Причиной указанной зависимости является использование прогрессивной шкалы налогообложения.
В соответствии с действующим Законом «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» к общегосударственным налогам относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль и доходы, платежи за пользование природными ресурсами (экологический налог), налог на недвижимость, таможенные пошлины и сборы, плата за землю, государственная пошлина и сборы, чрезвычайный налог.
Традиции экономической политики оказывают существенное влияние на уровень налогового бремени. В странах социально ориентированной экономики (шведская модель) этот уровень составляет около 50% ВВП. В странах, развивающихся на монетарных принципах, - около 30 % ВВП. Более высокий уровень налогов стал платой за социальную стабильность общества. Поскольку налоги перекладываются на покупателя (включаются в отпускные цены), то в этих странах отмечается и более высокий уровень цен.
Тяжесть налогообложения зависит от циклических колебаний. Она может быть ниже во время кризиса и выше при более благоприятной конъюнктуре. [11]
Налогообложение в вашей стране выполняет главным образом фискальную функцию и направлено на расширение бюджетных поступлений. В связи с этим налоговая система строится на основе высоких налоговых ставок и общего уровня налоговых изъятий с производств различных форм хозяйствования, на преобладании косвенной формы обложения.
Согласно
кейнсианскому подходу, применение
налогов как важного инструмента фискальной
политики может стимулировать деловую
и инвестиционную активность, так как
снижение налогов оставляет в распоряжении
предпринимателей значительно большую
часть денежных средств, чем величина
снижения уровня налога. (рис.3)
Совокупный спрос (AD),E
Y2
Y1
Рисунок
3. Последствия изменения ставки пропорционального
налога на ВВП в кейнсианской модели
Здесь срабатывает эффект мультипликатора.
Налоговый
мультипликатор (MRT)
– это коэффициент, показывающий, на сколько
сократится (увеличится) равновесный ВНП
при увеличении (уменьшении) налоговых
платежей.
Налоги, изменяя величину располагаемого
дохода, влияют как на потребление, так
и на сбережение, поэтому изменение ВНП
в результате введения или изменения величины
налогов зависит от соотношения, в котором
прирост дохода распадается на потребление
и сбережение.
Отсюда: налоговый мультипликатор равен
отношению предельной склонности к потреблению(MPC)
к предельной склонности к сбережениям(MPS)
:
.
В случае, если речь идет о пропорциональных налогах, значение мультипликатора меняется. Поскольку предельная склонность к потреблению корректируется на величину налоговой ставки, постольку и налоговый мультипликатор приобретает вид:
.
Итак, изменение ВНП в результате
изменения налогов равно
.
Подобно
мультипликатору
Следует отметить, что поскольку все государственные
расходы непосредственно входят в совокупный
спрос, и их изменение полностью отражается
на его величине, то мультипликатор государственных
расходов "сильнее", больше налогового
мультипликатора.
Как
видно из предыдущего изложения,
изменения налогов и
Фискальная политика, предусматривающая
равное увеличение налогов и правительственных
налогов, приводит к эффекту
сбалансированного
бюджета, суть которого состоит в том,
что равное изменение государственных
расходов и налогов приводит к изменению
равновесного выпуска на ту же величину.
Предположим, что налоги и государственные
расходы возросли на одну и ту же величину.
К чему это приведет?
Под влиянием роста государственных расходов
совокупный спрос возрастет, а под влиянием
роста налогов сократится. При этом, поскольку
мультипликатор правительственных расходов
"сильнее" налогового мультипликатора,
окончательный, суммарный результат будет
состоять в приросте выпуска продукции,
равном увеличению налогов и правительственных
расходов.
Разберем следующий пример. Предположим,
что налоги и государственные расходы
увеличились на одинаковую величину —
на 100 ден. ед. Бюджет сбалансирован. Предельная
склонность к потреблению – 0,8, соответственно,
предельная склонность к сбережениям
- 0,2.
Тогда, мультипликатор государственных
расходов равен 5 (1:0,2), а налоговый мультипликатор
— 4 (0,8 : 0,2).
В результате увеличения налогов ВНП сократится
на 400 ден. ед. (100 х 4), а следствием увеличения
правительственных расходов станет прирост
ВНП на 500 ден. ед. (100 х 5). В итоге ВНП возрастет
на столько, на сколько увеличились налоги
и государственные расходы — на 100 ден.
ед. (500 – 400).
Следовательно, мультипликатор сбалансированного
бюджета равен 1.
1.4
Социальные выплаты (трансферты), их влияние
на совокупный выпуск.
Недискреционная фискальная политика:
«встроенные стабилизаторы»
"Встроенный"
(автоматический) стабилизатор - экономический
механизм, позволяющий снизить амплитуду
циклических колебаний уровней
занятости и выпуска, не
Так как механизм осуществления социальных трансфертов требует реализации блока законодательных, организационных и экономических мер, государство выполняет свои социальные функции через органы законодательной и исполнительной власти всех уровней управления. Большинство вопросов развития отраслей социальной сферы решается местными властями. Республиканские же органы определяют направление государственной политики, решают крупномасштабные и острые социальные проблемы. Они определяют государственные стандарты в области оказания социальных услуг, создают объекты социальной индустрии, управляют объектами социальной защиты.[1]
Для непосредственного оказания социальных услуг функционируют учреждения социального обслуживания. Государство регулирует деятельность учреждений и предприятий социальной сферы с помощью правовых, финансовых и административных рычагов. Во многих случаях в социальной сфере не допускается приватизация, и государство покрывает необходимые расходы. Частная деятельность по социальному обслуживанию подлежит государственному лицензированию.
Работа предприятий, учреждений и организаций социальной инфраструктуры должна отвечать требованиям и правилам, основанным на следующих принципах:
Социальные статьи занимают львиную долю бюджетных расходов и рассматриваются как источник снижения налогового бремени на предприятия в интересах экономического роста, который предоставляет реальные возможности для решения социальных задач. Поэтому главным в социальном управлении являются не дотации в помощь бедным, а повышение производительности труда и доходов работающей части населения.
Согласно Конституции, Республика Беларусь является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Обязательства
социального государства
Недискреционная фискальная политика - автоматическое увеличение налоговых поступлений, сокращение госрасходов в условиях подъема и, наоборот, автоматическое сокращение налоговых поступлений, увеличение госрасходов во время спада без изменений действующего законодательства - только за счет существования системы встроенных в экономическую систему стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы - механизмы бюджетно-налоговой политики, работающие в режиме саморегулирования и самостоятельно (без вмешательства правительства) реагирующие на изменения экономической конъюнктуры.
"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.
Информация о работе Фискальная политика: цели, инструменты, эффективность