Фискальная политика: цели, инструменты, эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:04, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой политики и ее особенностей в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия бюджетно-налоговая политика.
2. Охарактеризовать дискреционную и недискреционную фискальную политику.
3. Описать эффективность фискальной политики, и особенности ее проведения в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Сущность фискальной политики, её цели, инструменты, виды. Механизмы фискальной политики …………………………………..…………………...……6
Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно- налоговой политики и её инструменты…………………………………………………………………...…..6
Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика ……….....…….8
Дискреционная фискальная политика. Налогообложение. Налоговый мультипликатор…………………...……………………………………………....10
Социальные выплаты (трансферты), их влияние на совокупный выпуск. Недескреционная фискальная политика: «встроенные стабилизаторы»……..16
2 Эффективность фискальной политики. Анализ в модели IS-LM……….......23
3. Особенности реализации фискальной политики в РБ……………………….27
Заключение………………………………………………………………………..39
Список использованных источников……………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсач по маре!!!.doc

— 326.50 Кб (Скачать документ)

     Сдерживающая  – наоборот, сопровождается ростом доли частных инвестиций в совокупном спросе и уменьшением доли государственных  расходов.

     Выполняя стабилизационную роль, фискальная политика способствует решению ряда других задач. Например, увеличение социальных трансфертов и уменьшение нижней ставки подоходного налога, с одной стороны, приведут к росту совокупного спроса, а с другой – позволят снизить дифференциацию доходов в обществе. Рост государственных расходов не только выполняет стимулирующую функцию, но и может быть использован для увеличения государственной собственности и степени вмешательства государства в экономику.

     Чаще  бюджетно-налоговую политику рассматривают как инструмент регулирования совокупного спроса, однако она влияет и на совокупное предложение.

     В среднесрочном и долгосрочном плане  она должна приобрести три основные черты, а именно: нейтральность (чтобы  свести к минимуму искажения, вызванные ею), справедливость (чтобы обеспечить ее эффективность) и простоту (чтобы облегчить ее функционирование).

     Все это позволит значительно усовершенствовать  фискальную политику Республик Беларусь.

       

     Рассмотрим  особенности фискальной политики в модели 1S—LM.

     Предположим, что первоначально общее равновесие на рынках товаров и денег достигалось  в точке Е при процентной ставке rE и доходе YE (рисунок 9).

         r

     

     

          r1                         Е1

          rE               Е

                             Е2

     

                   Y Y1 Y2                  Y 

     Рисунок 5. Фискальная политика в модели IS-LM 

     Экономическая ситуация в стране потребовала проведения стимулирующей фискальной политики. Правительство приняло решение  увеличить государственные расходы на ΔG, оставив все другие элементы совокупных расходов неизменными. Эти меры обусловят увеличение совоупных расходов, а следовательно и дохода. Кривая IS сдвинется вправо, в положение IS1. Если бы процентная ставка rE осталась прежней, то новое положение равновесия было бы достигнуто в точке Е2. Доход увеличился бы на величину Y2 – YE, которая равна ΔG/1-mpc. Однако ставка процента не остаётся неизменной. Рост дохода приводит к увеличению спроса на реальные денежные остатки. В условиях постоянного предложения денег спрос на них начинает превышать предложение, что ведёт к повышению процентной ставки.

     На  товарном рынке рост совокупных расходов побуждает предпринимателей увеличить  инвестиции. Однако повышение ставки процента сдерживает этот процесс, заставляя их сокращать планируемый при процентной ставке rE прирост инвестиций. Уменьшается и спрос потребителей на товары длительного пользования. Ставка процента продолжает расти до уровня r1, при котором рынки товаров и денег достигают равновесия. Новой точкой равновесия станет Е1, а равновесным уровнем дохода (выпуска) – Y1. Следовательно, фактическое увеличение выпуска составило Y1 - YE. Величина выпуска может быть рассчитана как произведение ΔG и значения нового мультипликатора, который меньше простого мультипликатора Кейнса.

     Таким образом модель IS – LM показывает, что рост государственных расходов вызывает как увеличение дохода с YЕ до Y1, так и повышение процентной ставки с rE до r1. При этом доход увеличивается в меньшей степени, чем ожидалось, так как рост процентной ставки снижает мультипликационный эффект государственных расходов: их прирост (как и увеличение других автономных расходов, снижение налогов) частично вытесняет планируемые частные инвестиции и потребительские расходы, т.е. наблюдается эффект вытеснения. На рисунке 9 он равен Y2 - Y1. Объём частных расходов уменьшается вследствие повышения процентной ставки, вызванного ростом реального дохода, который, в свою очередь, обусловлен проведением стимулирующей фискальной политики.

     Сдерживающая  фискальная политика порождает обратный эффект: вызывает сокращение совокупных расходов и приводит к сдвигу кривой IS влево. Доход (выпуск) уменьшается, а ставка процента снижается.

     Масштабы  эффекта вытеснения определяют относительную  эффективность фискальной политики. Рассмотрим его, используя 2 графика (Рисунок 10). 

          r                                                  r                LM   

                                                                   IS1

                                                             r1            E1

          r1                         Е1                                                                 rE    IS                                    Е2

          rE               Е                                                                                                    E

                             Е2

     

                   Y Y1 Y2                  Y                                     YE Y1         Y   Y

                      а)                                                   б) 
 
 

     Рисунок 6. Относительная эффективность стимулирующей фискальной политики 

     На  рисунке 6а кривая IS является рутой, а LM – пологой. В этом случае в результате стимулирующей фискальной политики доход возрос на величину Y1 - YЕ, которая превышает эффект вытеснения (Y2 - Y1). Следовательно, фискальная политика относительно эффективна. На втором графике (рисунок 6б) кривая IS – пологая, а LM – крутая. Это привело к тому, что эффект вытеснения Y2 - Y1 больше прироста дохода, равного Y1 - YЕ, т.е. стимулирующая фискальная политика относительно неэффективна. Графики показывают, что масштабы эффекта вытеснения, а значит и относительная эффективность стимулирующей фискальной политики, зависят от наклона кривых IS и LM.

     Как известно, наклон IS определяется чувствительностью инвестиций  к изменениям процентной ставки и величиной предельной склонности к потреблению. Наклон же кривой LM зависит от чувствительности спроса на деньги к изменениям ставки процента и дохода.

     Таким образом, можно сделать следующий вывод: эффект вытеснения будет незначительным, а фискальная политика относительно эффективной в том случае, если инвестиции малочувствительны по отношению к ставке процента, значение mpc и мультипликатора невелико, а спрос на деньги чувствителен к изменениям процентной ставки и малочувствителен к динамике дохода.

      

3 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 
 

     Беларусь, как и большинство стран постсоветского пространства, выбрала путь постепенных  реформ. Первоначальная либерализация цен (1992 – 1993гг) в условиях проинфляционной денежной политики, проводимой с целью недопущения падения ВВП, создала условия для быстрого роста цен. Относительная стабилизация (1995-1996г) и ужесточение денежной политики показали всю слабость нереформируемого реального сектора. В качестве приоритетной цели развития с осени 1996 года выбирается рост ВВП, стимулируемый активной кредитной эмиссией в выбранные «точки роста» - АПК и жилищное строительство. Президент перед правительством поставил цель – достигнуть показателей выпуска 1990г. В 1997 – 2000гг. Беларусь демонстрирует высокие темпы роста ВВП, который увеличился за эти годы на 40%. «Белорусское экономическое чудо» стало возможным благодаря финансовой помощи России, списавшей 1 млрд. рублей задолженности за энергоносители, эмиссии, поеданию основных и оборотных средств предприятий. Тем не менее, неэффективность выбранной модели стала очевидной уже в 2000 году, когда рост количественных показателей стал сопровождаться ухудшением качественных. Упали рентабельность и платежеспособность, выросли кредиторская задолженность и количество убыточных предприятий.

     Рост  ВВП проходил на фоне снижения показателей  реальных доходов населения. В 1997 – 1998 годах заработная плата равнялась $40, а в 1999г. количество людей, получающих доходы ниже прожиточного минимума, составляло уже 50%. В 2000 году, в результате акции по росту заработной платы в преддверии президентских выборов, начисленная среднемесячная заработная плата достигла уровня 1995г. Пенсионеры получали $40 пенсии. Семьи с двумя детьми и более автоматически попадали в категорию нуждающихся.

     За  прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной  системы, отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию  от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики. Прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль (следует, однако, учитывать, что в большей мере это пока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества). Развивается система государственных закупок на конкурсной основе. Введена общепринятая классификация доходов и расходов бюджета (включая экономическую), а также источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и видов государственного долга.

     Новая бюджетная классификация легла  в основу новой редакции Закона РБ «О бюджетной системе в РБ», которая  внесла существенные поправки в термины  и определения бюджетного законодательства, конкретизировала принципы построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса.

     Существующие  проблемы в организации бюджетного процесса еще столь велики, что  пока невозможно говорить о завершении формирования основы бюджетной системы, которую можно развивать и  совершенствовать в последующие  годы. Еще только предстоит создать такую основу. Фундаментальные проблемы, характеризующие текущее состояние бюджетной системы (без учета вышеперечисленных налоговых проблем), заключается в следующем:

  1. Несмотря на определенные достижения в направлении создания эффективной системы управления государственными финансами, все ее элементы функционируют с низкой степенью эффективности. Это относится и к межбюджетным отношениям, и ко всему бюджетному процессу, включая стадии формирования бюджетной политики, исполнения бюджета, учета и контроля, прозрачности бюджетов и процедур принятия бюджетных решений, управления долгом и активами.
  2. Качество бюджетного контроля, осуществляемого как контрольно-ревизионными органами Министерства финансов, так и тем более службами ведомственного контроля, остается пока явно недостаточным. Поскольку в соответствии с действующими правовыми актами основное внимание обращается на соответствие исполнения бюджета заложенным в законе показателям, т.е. в первую очередь на целевое использование бюджетных средств, то на оценку действительной эффективности государственных расходов не хватает ни материальных, ни профессиональных ресурсов. В наибольшей мере эти проблемы присущи региональному уровню бюджетной системы.
  3. Управление государственным долгом продолжает осуществляться главным образом исходя из бюджетных потребностей и необходимости финансовой поддержки нерентабельных отраслей без надлежащего учета воздействия рынка государственного долга на сбережения и частные инвестиции, а также без достаточного внимания к эффективности различных долговых инструментов. Управление долгом практически не сопряжено с управлением государственными активами. В управлении государственным имуществом отсутствует комплексность и подходы, опирающиеся на оценку эффективности.

     Кроме того, в нашей стране экономика в основном представлена банковским сектором. Рынок капитала минимален, а страховой сектор почти не растет в реальном выражении. На рынке ценных бумаг отсутствуют хорошие возможности для инвестиций. В целом эта часть экономики развивается крайне медленно из-за частых изменений в законодательстве, практики принятия административных мер, ужесточении правила «золотой акции».

     В соответствии с общепринятой практикой  эффективной организации бюджетного процесса, основными целями бюджетной политики являются:

  • прозрачность бюджетов всех уровней и процедур принятия бюджетных решений, максимальная консолидация внебюджетных и целевых бюджетных фондов;
  • создание эффективной системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса;
  • реформа межбюджетных отношений на основе более четкого разграничения расходных и налоговых полномочий между республиканским и местными бюджетами и формирования новых систем финансовой поддержки регионов.

     Для достижения этих целей Беларуси потребуется поэтапная реализация комплекса мер как в части совершенствования бюджетного законодательства, так и конкретных решений текущей фискальной политики:

  1. Осуществление структурной перестройки экономики, ликвидация бесперспективных убыточных предприятий, масштабное развитие наукоемких отраслей;
  2. Обеспечение роста инвестиций в основной капитал за пятилетие в 2 – 2,2 раза по сравнению с предыдущей пятилеткой. Уже сейчас из-за недостатка инвестиций достиг критического уровня (70-80%) физический и моральный износ активной части основных производственных фондов;
  3. Снижение к 2010 году уровня налоговой нагрузки не менее чем на 8-10 процентных пунктов. Должны быть полностью отменены налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции, работ, услуг, значительно уменьшена налоговая нагрузка на фонд оплаты труда путем отказа от практики взимания чрезвычайного налога, должно быть повышено фискальное значение имущественных налогов, а также налогов, связанных с охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов.

     В целях выполнения поставленных задач  по повышению качества и уровня жизни  населения бюджетная политика государства  сохраняет социальную направленность.

Информация о работе Фискальная политика: цели, инструменты, эффективность