Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:04, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой политики и ее особенностей в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия бюджетно-налоговая политика.
2. Охарактеризовать дискреционную и недискреционную фискальную политику.
3. Описать эффективность фискальной политики, и особенности ее проведения в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………...4
1 Сущность фискальной политики, её цели, инструменты, виды. Механизмы фискальной политики …………………………………..…………………...……6
Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно- налоговой политики и её инструменты…………………………………………………………………...…..6
Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика ……….....…….8
Дискреционная фискальная политика. Налогообложение. Налоговый мультипликатор…………………...……………………………………………....10
Социальные выплаты (трансферты), их влияние на совокупный выпуск. Недескреционная фискальная политика: «встроенные стабилизаторы»……..16
2 Эффективность фискальной политики. Анализ в модели IS-LM……….......23
3. Особенности реализации фискальной политики в РБ……………………….27
Заключение………………………………………………………………………..39
Список использованных источников……………………………………
В таблице 2.1 приведены показатели функционирования системы социальной защиты в Республике Беларусь за 2008-2010 год.
Таблица 1. Показатели функционирования системы социальной защиты за 2008 – 2010 годы
Показатель | 2008 | 2009 | Темп роста, % | 2010 | Темп роста, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Численность населения (на конец года), тыс. человек | 9714 | 9690 | 99,75% | 9672 | 99,81% |
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек | 4402 | 4477 | 101,70% | 4594 | 102,61% |
Продолжение таблицы 2.1 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защиты (на конец года), тыс. человек | 52 | 44,1 | 84,81% | 37,3 | 84,58% |
в процентах к экономически активному населению | 1,2 | 1 | 83,33% | 0,8 | 80,00% |
Денежные доходы населения, млрд. руб. | 48685 | 58670 | 120,51% | 75707 | 129,04% |
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году | 117,8 | 113,2 | 96,10% | 112,7 | 99,56% |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб. | 582,2 | 694 | 119,20% | 868,2 | 125,10% |
Реальная начисленная заработная плата, в процентах к предыдущему году | 117,3 | 110 | 93,78% | 109 | 99,09% |
Средний размер назначенной пенсии (на конец года), тыс. руб. | 277,6 | 328,2 | 118,23% | 389,4 | 118,65% |
Реальный размер назначенной пенсии (на конец года), в процентах к соответствующему периоду предыдущего года | 123,4 | 105,4 | 85,41% | 104,7 | 99,34% |
Как видно из данных таблицы 2.1 за анализируемый период произошли следующие изменения: за 2009 год денежные доходы населения возросли по сравнению с 2008 годом на 20,51%, а в 2010 году – на 29,04% больше, чем в 2009 году. При этом реальные денежные доходы населения за 2009 год сократились на 3,9%, а в 2010 году – на 0,46% по сравнению с 2009 году. Реальный размер назначенной пенсии за 2009 год снизился на 14,59%, а в 2010 году по сравнению с 2009 году – на 0,66%. Из проведенного выше анализа можно сделать вывод о замедлении темпов снижения реальных доходов населения. В связи со сложной экономической ситуацией в 2011 году ожидается, что за 2011 год динамика останется отрицательной.
Следует
отметить, что в последнее время
усиливающиеся кризисные
Важнейшим элементом бюджетной политики в таких условиях становится определение приоритетных направлений использования бюджетных средств и повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе социального характера.
Иными словами, и в условиях воздействия на национальную экономику мирового финансового кризиса бюджетная политика Беларуси должна и далее сохранить свою социальную направленность и способствовать социально-экономическому развитию страны.
С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года №70-З «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год». В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН.
В
январе-сентябре 2010 года доходы консолидированного
бюджета составили 34,6 трлн.
рублей, что на 5,1% больше, чем
в январе-сентябре 2009 года (в реальном
выражении, скорректированные на индекс
потребительских цен, меньше на 1,8%), рис.
1. Удельный вес доходов консолидированного
бюджета в ВВП сократился с 32,9% в январе-сентябре
2009 года до 29,7% в январе-сентябре 2010 года.
Рисунок 7. Динамика поступления доходов консолидированного бюджета
Основными
доходными источниками остаются
налог на добавленную стоимость,
доходы от внешнеэкономической
Доля
НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых
доходов от внешнеэкономической
деятельности в доходах консолидированного
бюджета составила 64,8%. При этом 32,4% всех
поступлений в бюджет обеспечено за счет
налога на добавленную стоимость, 11,3% -
налоговых доходов от внешнеэкономической
деятельности, табл. 2.
Таблица 2.Динамика структуры доходов консолидированного бюджета
за январь-сентябрь 2009-2010 гг., %
Показатели | 2009 год | 2010 год |
1. Налоговые доходы - всего | 89,0 | 91,3 |
в том числе: | ||
|
21,2 | 24,3 |
в т.ч. - подоходный налог | 9,6 | 10,7 |
|
3,6 | 3,8 |
|
43,9 | 46,6 |
в т.ч. - НДС | 26,7 | 32,4 |
- акцизы | 7,9 | 9,2 |
|
15,6 | 11,3 |
2. Неналоговые доходы | 10,8 | 8,5 |
3. Безвозмездные поступления | 0,2 | 0,2 |
Итого доходов | 100,0 | 100,0 |
Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды по состоянию на 1 октября 2010 года составила 44,2 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с началом года на 29,6%, по сравнению с тем же периодом 2009 года – на 40,6% в реальном выражении. Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета сократилось с 0,15% на 1.10.2009 г. до 0,09% на 1.10.2010 г.
Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2010 года профинансированы в сумме 37,2 трлн. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2009 года расходы в реальном выражении увеличились на 0,9%.
Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» – на 18,9%, «Общегосударственные расходы» - на 12,7% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 19,2%), «Здравоохранение» - на 10%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 22,2%.
Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. За девять месяцев текущего года на эти цели направлено в 1,4 раза в реальном выражении средств больше, чем за тот же период 2009 года. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в январе-сентябре 2010 года в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2009 года на 1,5 процентных пункта, рис. 2.
Рисунок
8. Структура расходов консолидированного
бюджета
В расходах консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2010 года в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 74% в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих в бюджетном секторе и начисления на нее – 26,9%, субсидии и текущие трансферты – 27,1%, обслуживание государственного долга – 2,2%. Доля капитальных расходов составила 23,5%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 15,1% всех бюджетных расходов.
Удельный вес средств консолидированного бюджета в финансировании инвестиций в основной капитал в январе-сентябре текущего года составил 18,7%. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за девять месяцев 2010 года возрос на 13,2% по сравнению с тем же периодом 2009 года и составил 196,7 тыс. квадратных метров, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.
В январе-сентябре 2010 года консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 2,5 трлн. рублей, или 2,2% к ВВП (в январе-сентябре 2009 года дефицит составлял 1,5 трлн. рублей, или 1,5% к ВВП).
Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре текущего года сложились на 46,3% из расходов республиканского бюджета и 53,7% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 61,8%.
Доходы республиканского бюджета составили 21,4 трлн. руб., или 93,8% (в реальном выражении) к уровню января-сентября 2009 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 23,5 трлн. руб., что на 1,9% больше, чем в январе-сентябре 2009 года.
Более трети (37,3%) всех поступлений в республиканский бюджет обеспечено за счет поступлений налога на добавленную стоимость. По сравнению с январем-сентябрем 2009 года его объем увеличился на 24,2% в реальном выражении. Налог на прибыль в январе-сентябре 2010 года увеличился на 16,6%, составив 11,3% всех доходов республиканского бюджета. Поступления акцизов возросли на 19%. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 14,9%.
В январе-сентябре 2010 года финансирование расходов из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня января-сентября 2009 года. Наиболее значительно увеличились расходы по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу «Национальная экономика» сократилось на 29,9% по сравнению с январем-сентябрем прошлого года.
В январе-сентябре 2010 года расходы республиканского бюджета превысили доходы на 2,1 трлн. рублей, или 1,8% ВВП.
Таким образом, в успешно работающей экономике основную часть поступлений бюджета обеспечивают прямые налоги с конечных доходов населения, включая взносы на социальное страхование и налоги на так называемое накопительное богатство (имущество). На их долю в общих налоговых поступлениях в среднем приходится более 60%. Значительную роль играют налоги на потребление (НДС и акцизы), которые, в конечном счете, через цены также платит население. В Беларуси картина прямо противоположная. Доля налогов, взимаемых непосредственно с доходов физических лиц (подоходный налог, взносы на социальное страхование, налог на недвижимость), в общих налоговых поступлениях не превышает 10%.
Информация о работе Фискальная политика: цели, инструменты, эффективность