Фискальная политика: цели, инструменты, эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:04, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой политики и ее особенностей в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия бюджетно-налоговая политика.
2. Охарактеризовать дискреционную и недискреционную фискальную политику.
3. Описать эффективность фискальной политики, и особенности ее проведения в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Сущность фискальной политики, её цели, инструменты, виды. Механизмы фискальной политики …………………………………..…………………...……6
Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно- налоговой политики и её инструменты…………………………………………………………………...…..6
Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика ……….....…….8
Дискреционная фискальная политика. Налогообложение. Налоговый мультипликатор…………………...……………………………………………....10
Социальные выплаты (трансферты), их влияние на совокупный выпуск. Недескреционная фискальная политика: «встроенные стабилизаторы»……..16
2 Эффективность фискальной политики. Анализ в модели IS-LM……….......23
3. Особенности реализации фискальной политики в РБ……………………….27
Заключение………………………………………………………………………..39
Список использованных источников……………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсач по маре!!!.doc

— 326.50 Кб (Скачать документ)

     В таблице 2.1 приведены показатели функционирования системы социальной защиты в Республике Беларусь за 2008-2010 год.

     Таблица 1. Показатели функционирования системы социальной защиты за 2008 – 2010 годы

Показатель 2008 2009 Темп роста, % 2010 Темп роста, %
1 2 3 4 5 6
Численность населения (на конец года), тыс. человек 9714 9690 99,75% 9672 99,81%
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек 4402 4477 101,70% 4594 102,61%
Продолжение таблицы 2.1
1 2 3 4 5 6
Численность безработных, зарегистрированных в  органах по труду, занятости и  социальной защиты (на конец года), тыс. человек 52 44,1 84,81%  37,3 84,58%
в процентах к экономически активному  населению 1,2 1 83,33% 0,8 80,00%
Денежные  доходы населения, млрд. руб. 48685 58670 120,51% 75707 129,04%
Реальные  денежные доходы населения, в процентах  к предыдущему году 117,8 113,2 96,10% 112,7 99,56%
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб. 582,2 694 119,20% 868,2 125,10%
Реальная  начисленная заработная плата, в  процентах к предыдущему году 117,3 110 93,78% 109 99,09%
Средний размер назначенной пенсии (на конец года), тыс. руб. 277,6 328,2 118,23% 389,4 118,65%
Реальный  размер назначенной пенсии (на конец  года), в процентах к соответствующему периоду предыдущего года 123,4 105,4 85,41% 104,7 99,34%
 

     Как видно из данных таблицы 2.1 за анализируемый  период произошли следующие изменения: за 2009 год денежные доходы населения возросли по сравнению с 2008 годом на 20,51%, а в 2010 году – на 29,04% больше, чем в 2009 году. При этом реальные денежные доходы населения за 2009 год сократились на 3,9%, а в 2010 году – на 0,46% по сравнению с 2009 году. Реальный размер назначенной пенсии за 2009 год снизился на 14,59%, а в 2010 году по сравнению с 2009 году – на 0,66%. Из проведенного выше анализа можно сделать вывод о замедлении темпов снижения реальных доходов населения. В связи со сложной экономической ситуацией в 2011 году ожидается, что за 2011 год динамика останется отрицательной.

     Следует отметить, что в последнее время  усиливающиеся кризисные явления  в мировой экономике, безусловно, оказывают определенное отрицательное влияние на результаты внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий. Тем самым возникает угроза и для бюджета. В этой связи первостепенной задачей правительства становится выработка мер, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета и ограничение бюджетных расходов, создание защитных механизмов для противодействия кризисным явлениям в экономике.

     Важнейшим элементом бюджетной политики в  таких условиях становится определение  приоритетных направлений использования  бюджетных средств и повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе социального характера.

     Иными словами, и в условиях воздействия  на национальную экономику мирового финансового кризиса бюджетная  политика Беларуси должна и далее  сохранить свою социальную направленность и способствовать социально-экономическому развитию страны.

      С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и  социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год  утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года №70-З «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год». В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН.

      В январе-сентябре 2010 года доходы консолидированного  бюджета  составили  34,6  трлн.  рублей,  что на 5,1% больше, чем  в январе-сентябре 2009 года (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 1,8%), рис. 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 32,9% в январе-сентябре 2009 года до 29,7% в январе-сентябре 2010 года.  

      

Рисунок 7. Динамика поступления доходов консолидированного бюджета

      Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления  по которым возросли по сравнению  с январем-сентябрем 2009 года. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 19,5%, налога на прибыль – на 15,8%, акцизов – на 13,8% в реальном выражении, приложение 1.

      Доля  НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых  доходов от внешнеэкономической  деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 64,8%. При этом 32,4% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,3% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, табл. 2. 

Таблица 2.Динамика структуры доходов консолидированного бюджета

    за  январь-сентябрь 2009-2010 гг., %

Показатели 2009 год 2010 год
     1. Налоговые доходы - всего 89,0 91,3
в том числе:    
  • Налоги  на доходы и прибыль
21,2 24,3
             в т.ч.  -  подоходный налог 9,6 10,7
  • Налоги на собственность
3,6 3,8
  • Налоги на товары и услуги
43,9 46,6
             в т.ч.  - НДС 26,7 32,4
                       - акцизы 7,9 9,2
  • Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности
15,6 11,3
      2. Неналоговые доходы 10,8 8,5
      3. Безвозмездные поступления 0,2 0,2
               Итого доходов    100,0 100,0
 

    Задолженность по платежам в бюджет и государственные  целевые бюджетные фонды по состоянию  на 1 октября 2010 года составила 44,2 млрд. рублей  и уменьшилась по сравнению  с началом года на 29,6%, по сравнению с тем же периодом 2009 года – на 40,6% в реальном выражении. Отношение недоимки к скользящим  годовым доходам консолидированного бюджета сократилось с  0,15%  на 1.10.2009 г.  до  0,09%  на 1.10.2010 г.

    Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2010 года профинансированы  в сумме 37,2 трлн. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2009 года расходы в реальном выражении увеличились на 0,9%.

    Расходы консолидированного бюджета в разрезе  функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» – на 18,9%, «Общегосударственные расходы» - на 12,7% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 19,2%), «Здравоохранение» - на 10%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 22,2%. 

    Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. За девять месяцев текущего года на эти цели направлено в 1,4 раза в реальном выражении средств больше, чем за тот же период 2009 года.  Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в январе-сентябре 2010 года в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2009 года на 1,5 процентных пункта, рис. 2.

Рисунок 8. Структура расходов консолидированного бюджета 

    В расходах консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2010 года в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 74% в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих в бюджетном секторе и начисления на нее – 26,9%, субсидии и текущие трансферты – 27,1%, обслуживание государственного долга – 2,2%. Доля капитальных расходов составила 23,5%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 15,1% всех бюджетных расходов.

Удельный  вес средств консолидированного бюджета в финансировании инвестиций в основной капитал в январе-сентябре текущего года составил 18,7%. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за девять месяцев 2010 года возрос на 13,2% по сравнению с тем же периодом 2009 года и составил 196,7 тыс. квадратных метров, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.

     В январе-сентябре 2010 года консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 2,5 трлн. рублей, или 2,2% к ВВП  (в  январе-сентябре 2009 года  дефицит  составлял 1,5 трлн. рублей, или 1,5%  к  ВВП).

Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре текущего года сложились на 46,3% из  расходов республиканского бюджета  и 53,7% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета  в доходах консолидированного бюджета  составил 61,8%.

    Доходы республиканского бюджета составили 21,4 трлн. руб., или 93,8% (в реальном выражении) к уровню января-сентября 2009 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 23,5 трлн. руб., что на 1,9% больше, чем в январе-сентябре 2009 года.

    Более трети (37,3%) всех поступлений в республиканский  бюджет обеспечено за счет поступлений  налога на добавленную стоимость. По сравнению с январем-сентябрем 2009 года его объем увеличился на 24,2% в реальном выражении. Налог на прибыль в январе-сентябре 2010 года увеличился на 16,6%, составив 11,3% всех доходов республиканского бюджета. Поступления акцизов возросли на 19%. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 14,9%.

    В январе-сентябре 2010 года финансирование расходов из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня января-сентября 2009 года. Наиболее значительно увеличились расходы по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу «Национальная экономика» сократилось на 29,9% по сравнению с январем-сентябрем прошлого года.

     В январе-сентябре 2010 года расходы республиканского бюджета превысили доходы на 2,1 трлн. рублей, или 1,8% ВВП.

     Таким образом, в успешно работающей экономике  основную часть поступлений бюджета  обеспечивают прямые налоги с конечных доходов населения, включая взносы на социальное страхование и налоги на так называемое накопительное  богатство (имущество). На их долю в общих налоговых поступлениях в среднем приходится более 60%. Значительную роль играют налоги на потребление (НДС и акцизы), которые, в конечном счете, через цены также платит население. В Беларуси картина прямо противоположная. Доля налогов, взимаемых непосредственно с доходов физических лиц (подоходный налог, взносы на социальное страхование, налог на недвижимость), в общих налоговых поступлениях не превышает 10%.

Информация о работе Фискальная политика: цели, инструменты, эффективность