Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:24, реферат
Целью данной курсовой работы является расширение и систематизирование знаний по макро экономической теории, а рассмотреть фискальную политику со всеми ее особенностями, раскрыть сущность фискальной политики и ее предназначения, ее составных элементов, рассмотреть проблемы и особенности ее осуществления.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................4
1 СУЩНОСТИ ПОЛИТИКИ. АКТИВНАЯ И ПАССИВНАЯ ПОЛИТИКА
1.1 Сущность и виды фискальной политики........................................................5
1.2 Понятие активной и пассивной политики.......................................................7
1.3 Денежно-кредитная политика государство...................................................10
2 РОЛЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
2.1Основные задачи фискальной политики Западно-Казахстанской области.14
2.2 Налоговая политика и оздоровление экономики..........................................19
2.3 Приоритетные направления развития региона на 2009-2011 годы.............23
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РК ..................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................................32
ВВЕДЕНИЕ......................
1 СУЩНОСТИ ПОЛИТИКИ. АКТИВНАЯ И ПАССИВНАЯ ПОЛИТИКА
1.1 Сущность и
виды фискальной политики......................
1.2 Понятие активной
и пассивной политики..........
1.3 Денежно-кредитная
политика государство..........
2 РОЛЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
2.1Основные задачи фискальной политики Западно-Казахстанской области.14
2.2 Налоговая
политика и оздоровление
2.3 Приоритетные
направления развития региона на 2009-2011
годы.............23
3 ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНО-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ....................
ВВЕДЕНИЕ
Добро пожаловать в мир фискальной политики! Так с легкой руки Дж. М. Кейнса принято называть область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.
Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении. Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.
Тема данной курсовой работы «фискальной политики» на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Как скальпель хирурга исцеляет, отсекая ненужное, так и правительству необходимо двигаться в таком направлении, что бы отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
Целью данной курсовой работы является расширение и систематизирование знаний по макро экономической теории, а рассмотреть фискальную политику со всеми ее особенностями, раскрыть сущность фискальной политики и ее предназначения, ее составных элементов, рассмотреть проблемы и особенности ее осуществления.
Для осуществления данной цели необходимо выполнить ряд задач, а именно: Ознакомление с сущностью и видами фискальной политики; Изучить сущность налогов и эффект мультипликатора; Ознакомиться с классической и кейнсианской концепциями фискальной политики; Рассмотреть основных задач фискальной политики Западно-Казахстанской области на 2009-2011 годы.
1
СУЩНОСТИ ПОЛИТИКИ.
АКТИВНАЯ И ПАССИВНАЯ
ПОЛИТИКА
1.1 Сущность и виды фискальной политики
Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика. Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.
Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предприни-маемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.
Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами. Под правительственными расходами понимаются расходы на содержание государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Эти закупки могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета дорог, школ, медицинских структур до покупки сельхозпродукции, военной техники, образцов уникальных изделий и т.д. В данном случае потребителем выступает само государство. Поэтому эти закупки осуществляются либо для собственного потребления, либо для регулирования спроса на рынках благ, услуг, факторов производства и т.д.
Расходы государства на покупку отражаются в расходах бюджета, поэтому они должны быть эффективны и обеспечивать количественно и качественно национальный экономический рост.
Фискальная политика формируется парламентом страны, утверждающим государственный бюджет, а реализуется правительством, в первую очередь министерством финансов.
В зависимости от цели проводится стимулирующая и сдерживающая фискальная политика. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В долгосрочном – снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. Так было в 80-е годы в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики.
В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер. В краткосрочном периоде сдерживающая политика позволяет сократить совокупный спрос и тем самым помогает снижению инфляции спроса. В долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту безработицы.
Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков. Однако судить по этим показателям о действенности проводимой дискреционной политики достаточно сложно. Это объясняется тем, что, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты и излишки могут изменятся вследствие целенаправленного изменения государственных расходов и налогов, а, с другой стороны, на их размеры могут повлиять изменения объема национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной стабильности. Чтобы разделить эти причины и иметь возможность оценить правильность принимаемых мер, используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости.
Предположим, что бюджет может быть сбалансирован в точке Е при объеме выпуска Qe. Фактический объем производства Q1, а потенциальный (при полной занятости) – Q2.
Существующий при фактическом объеме производства Q1 бюджетный дефицит KL может свидетельствовать о том, что проводится стимулирующая фискальная политика, которая сопровождается появлением или ростом бюджетного дефицита. Однако на самом деле никаких стимулирующих мер не предпринимается. Это доказывает то, что при полной занятости и тех же фактических государственных расходах и налогах (линии G и Т остаются на прежних местах) бюджет полной занятости имеет излишек МN. Таким образом, причиной фактического дефицита является спад производства. Фискальная политика, наоборот, была сдерживающей и отчасти поэтому уровень производства в стране был ниже потенциального. Возникает необходимость в принятии надлежащих фискальных мер, т.е. в стимулировании совокупного спроса.
Изменение
бюджета полной занятости показывает,
как влияет проводимая фискальная политика
на изменение совокупного спроса.
Рост дефицита или сокращение излишка
бюджета полной занятости свидетельствуют
о проведении стимулирующей фискальной
политики, направленной на расширение
совокупного спроса. Наоборот, сокращение
дефицита или увеличение излишка бюджета
полной занятости являются результатом
реализации сдерживающей фискальной политики,
цель которой – сокращение совокупного
спроса.
1.2
Понятие активной и
пассивной политики
Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации делится на активную и пассивную политику.
Под
активной фискальной политикой понимают
сознательное манипулирование правительством
государственными расходами и налогами.
Ее еще называют дискреционную и автоматическую
фискальной политикой. Она может осуществляться
с помощью как прямых, так и косвенных
инструментов. К первым относят изменение
государственных закупок товаров и услуг,
трансфертных платежей. Ко вторым – изменения
в налогообложении (ставок налогов, налоговых
льгот, базы налогообложения), политику
ускоренной амортизации.
это это
Общественные
работы |
Изменение трансфертных платежей | Манипулирование налоговыми ставками |
Рассмотрим механизм активной фискальной политики, используя кейнсианскую модель «доходы – расходы» и полагая, что:
1) государственные расходы не влияют ни на потребление, ни на инвестиции;
2) чистый экспорт равен нулю;
3) уровень цен постоянен;
4) первоначально в экономике не существует налогов;
5)
фискальная политика оказывает
воздействие на совокупные
Мультипликатор
государственных расходов равен
мультипликатору инвестиций, так
как они оказывают на экономику
идентичный эффект. Действительно, рост
государственных закупок (как и
инвестиций) создает дополнительный
спрос на товары и услуги, который вызывает
первичное приращение дохода, равное росту
государственных расходов. Часть этого
дохода, определенная предельной склонностью
к потреблению, будет использована на
потребление, что приведет к дальнейшему
возрастанию совокупного спроса и национального
дохода и т.д. Следовательно, изменение
государственных расходов приводит в
движение такой же процесс мультипликации
национального дохода, как и изменение
частных инвестиций. Поэтому мультипликатор
государственных расходов также можно
определить по формуле:
Мg
= 1 / (1 – MPC).
Чтобы
определить изменение реального
национального продукта (дохода), полученное
в результате роста государственных
закупок, надо умножить мультипликатор
Mg на прирост государственных
В периоды подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики, правительство уменьшает закупки товаров и услуг. Сокращение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупных расходов C+I+G вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема национального продукта, доходов.
Информация о работе Фискальная политика Республики Казахстан