Фискальная политика Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:24, реферат

Описание

Целью данной курсовой работы является расширение и систематизирование знаний по макро экономической теории, а рассмотреть фискальную политику со всеми ее особенностями, раскрыть сущность фискальной политики и ее предназначения, ее составных элементов, рассмотреть проблемы и особенности ее осуществления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................4
1 СУЩНОСТИ ПОЛИТИКИ. АКТИВНАЯ И ПАССИВНАЯ ПОЛИТИКА
1.1 Сущность и виды фискальной политики........................................................5
1.2 Понятие активной и пассивной политики.......................................................7
1.3 Денежно-кредитная политика государство...................................................10
2 РОЛЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
2.1Основные задачи фискальной политики Западно-Казахстанской области.14
2.2 Налоговая политика и оздоровление экономики..........................................19
2.3 Приоритетные направления развития региона на 2009-2011 годы.............23
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РК ..................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................................32

Работа состоит из  1 файл

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.doc

— 282.50 Кб (Скачать документ)

    Необходимо  отметить сильные и слабые стороны  использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия  на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный  банк  и  другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

    Но  существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить  достаточно энергично, действительно  способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки  вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения. 
 
 

    2 РОЛЬ   ФИСКАЛЬНОЙ   ПОЛИТИКИ В   ГОСУДАРСТВЕННОМ    РЕГУЛИРОВАНИИ 

    2.1 Основные задачи  фискальной политики  Западно-Казахстанской области 

    Фискальная  политика является частью финансовой политики государства, это - политика манипулирования бюджетом, расходами и налогами в целях изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. В данной статье рассматриваются основные рычаги воздействия фискальной политики на экономику как основного механизма макроэкономического регулирования.

    Государственное регулирование экономики осуществляется экономичес-кими и административными методами или их сочетанием. При этом административные методы, как правило, используются в случае, если экономические методы недостаточно эффективны, а также в условиях кризиса. Методы экономического регулирования в отличие от административных не нарушают условий функционирования рыночного механизма. Они оказывают влияние на экономику через издержки производства, прибыль, заработную плату, развитие инвестиционной деятельности, увеличение объемов производства и реализации продукции, стимулирование потребления и другие методы экономического регулирования, в конечном счете, направлены на факторы, влияющие на соотношение спроса и предложения. Органы » государственного управления имеют возможность регулировать размер эмиссии денег, изменять учетные ставки, налоги, пошлины.

    Среди большого количества ресурсов, используемых в механизме государственного, регулирований ЭКОНОМИКИ, особое значение имеет обеспечение эффективного развития фискальной политики.  В сегодняшних условиях вопросы перехода к антицикличнои - фискальной политике, нацеленной на создание благоприятных условий для среднесрочного и долгосрочного регулирования экономики Казахстана, как никогда становятся весьма -актуальными. Бюджетно-налоговая политика является одним из основных механизмов макроэкономического регулирования экономики и превращается в важный рычаг Реализации реформ в социально-экономической политике государства.

    Структурное реформирование экономики предусматривает - в условиях преодоления финансового   кризиса   позитивные   преобразования,  которые   позволят   создать   новый     возможности для эффективного управления всей экономической системой. Это обусловливав необходимость формирования целостной системы мер по реализации макроэкономической политики, включающей сглаживание циклических колебаний, предотвращение особы глубоких циклических кризисов и массовой безработицы, создание благоприятных условий для среднесрочного и долгосрочного роста экономики, а также сбалансированное использование инструментов денежно-кредитной и фискальной политики.

    В рамках реализации задач фискальной политики в условиях влияния глобального  кризиса на социально-экономическое  развитие республики, финансовые ресурсы  страны необходимо распределить таким  образом, чтобы обеспечить максимально  эффективное и полное выполнение функций государственного управления. Дня этого необходимо использование целостной системы экономического и бюджетного планирования, адаптированной к сложившимся условиям функционирования экономики.

    Основные  задачи фискальной политики Западно-Казахстанской области отражены в Среднесрочной фискальной политики акимата Западно-Казахстанской области. Среднесрочная фискальная политика акимата Западно-Казахстанской области разработана в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 июня 2004 года № 677 «Об утверждении Правил разработки среднесрочной фискальной политики», с учетом Посланий Главы государства народу Казахстана, на основе:

    - бюджетного кодекса Республики Казахстан;

    -Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»;

    - среднесрочной фискальной политики акимата Западно-Казахстанской области на 2008-2010 годы;

    -среднесрочного плана социально-экономического развития Западно-Казахстанской области на 2008-2010 годы;

    - региональных и отраслевых программ (рисунок 1). 

 

    Среднесрочная фискальная политика содержит механизмы  реализации основных направлений социально-экономического развития, является основой формирования проекта областного бюджета па соответствующий  период и координирующим документом при реализации налоговой и бюджетной политики на областном и районном (городском) уровнях государственного управления и межбюджетных отношений.

    Фискальная  политика осуществляется с помощью  мощных рычагов -налогообложения и  государственных расходов.

    Налоговая система является одним из самых эффективных востребованных инструментов воздействия на экономические процессы. В периоды экономического роста государства дают налоговые льготы для отраслей, которые они считают, приоритетными для национальной экономики. Во время производственных спадов вводят льготы для инвесторов и снижают налоговую нагрузку на население, чтобы поддержать потребительский спрос.

    Кризис  заставил страну разработать новый  налоговый кодекс, который вступил  в силу с 1 января 2009 г. Он устанавливает дополнительную нагрузку на сырьевые отрасли, снижая налоги для всех остальных. В частности, НДС снижен с 14% до 12%, а налог на прибыль - с 30% до 20% в этом году и до 15% к 2011 г. Общее снижение налогового бремени составляет 3% ВВП.

    Новый налоговый кодекс призван способствовать модернизации и диверсификации экономики, а также выходу бизнеса из тени. Принятие нового налогового кодекса это одновременно стратегическая и стабилизирующая мера.

    Новый кодекс должен приобрести характер закона прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков.

    Новый налоговый кодекс предусматривает:

    -реализацию принципа закона прямого действия;

    -снижение общей нагрузки на несырьевые секторы экономики;

    -создание условий, способствующих модернизации и диверсификации экономики;

    - создание   предпосылок   для   ведения   бизнеса   за   счет   совершенствования налогового администрирования и упрощение налоговых процедур.

    В новом налоговом кодексе также  нашел отражение ряд вопросов, касающихся налогообложения финансового сектора в условиях мирового кризиса ликвидности. В частности, на период с 2009 по 2011 год увеличен размер вычета вознаграждения за счет увеличения предельного коэффициента левереджа (правило достаточной капитализации), для финансовых организаций.

    В новый налоговый кодекс были внесены  поправки, обеспечивающие увеличение поступления доходов в бюджет и ведется постоянная работа над  оптимизацией расходной части бюджета (рисунок 2). 

 

Рисунок 2 -Доходы бюджета Западно-Казахстанской

области на 2007-2009 года 

    За  отчетный период доходы бюджета области в 2009 году составили 88 365,4 млн. тенге, что по сравнению с 2007 годом возросло на 28 601,7 млн. тенге, или на 47,8 %, из них налоговые поступления в 2009 году составили 48 449,7 млн, тенге по сравнению 3 с 38 957,8 млн. тенге в 2008 году и 29 577,7 млн. тенге в 2007 году. Таким образом, можно сказать, что поправки, внесенные в Налоговый Кодекс способствовали увеличению бюджет области.

    Также налоговый кодекс содержит комплекс норм,  направленных на четкое определение    порядка   исполнения    налоговых    обязательств    при    осуществлении совместной деятельности, слияния и поглощения. Это позволит в полной мере отразить я в налогообложении современные бизнес явления.

    В целом, принятие нового налогового кодекса  способствует стимулированию экономической  активности и является важным инструментом Программы стабилизации экономии Казахстана в условиях мирового экономического и финансового кризиса.

    Все средства, которые собираются путем налогообложения, идут в бюджет государства. При помощи бюджета, государство решает проблемы общества.

    Бюджет  дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать  ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Иными словами, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведения научно-разработанной бюджетной политики.

    Одной из мер антицикличной фискальной политики можно назвать построение эффективной системы государственного планирования, ориентированной на достижение стратегических целей и реализацию приоритетных задач социально-экономического развития страны.

    Формирование  новых подходов государственного планирования в настоящее время является одним  из приоритетных участков работы правительства  и государственных органов РК.

    Как показывает мировая практика, в последние десятилетия одним из основных элементов в процессе бюджетного реформирования, в большинстве промышленно развитых стран, стал переход к использованию модели, бюджетирования, ориентированного на результаты в системе среднесрочного финансового планирования, обусловленной концепцией нового государственного управления.

    В рамках реализации в Казахстане административной реформы, в бюджетную практику внедряется новая модель государственного планирования, основой которой является 3-х летний бюджет. Утвержденная в декабре 2007 года, Концепция по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты, предусматривает внедрение новых подходов к разработке и содержанию программных документов, направленных на повышение самостоятельности государственных органов, принятие решений, усиление их ответственности за предоставляемые услуги и достижение целевых результатов, а также качественный пересмотр процедуры формирования бюджетных программ. Ее суть состоит в распределении бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных программ с учетом или в зависимости от достижения результатов (предоставляемых услуг), в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах долгосрочных объемов бюджетных ресурсов («потолков» расходов).

Информация о работе Фискальная политика Республики Казахстан