Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание

Цель написания курсовой работы – изучить структуру финансовой политики на уровне теории и на примере белорусской финансовой политики. Проанализировать перспективы дальнейшего развития бюджетно-финансовой политики, ее инструменты и приоритеты. В ходе написания работы использовались такие методы как сравнение, детализация и обобщение, что позволяет сделать оценку и рассмотреть основные инструменты финансовой политики, дать оценку финансовой политики проводимой в Республике Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

Макроэкономика-bcgh.doc

— 272.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  УЧЕНИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

на тему: Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2011

 

РЕФЕРАТ

 

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, МОДЕЛЬ IS-LM-BP, ФИКСИРОВАННЫЙ ОБМЕННЫЙ КУРС, ПЛАВАЮЩИЙ ОБМЕННЫЙ КУРС

 

Методологической и  теоретической основой курсовой работы послужили труды ученых-экономистов в области политической экономии, макроэкономического анализа, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.

Цель написания курсовой работы – изучить  структуру финансовой политики на уровне теории и на примере  белорусской финансовой политики. Проанализировать перспективы дальнейшего развития бюджетно-финансовой политики, ее инструменты и приоритеты.

В ходе написания работы использовались такие методы как  сравнение, детализация и обобщение, что позволяет сделать оценку и рассмотреть основные инструменты финансовой политики, дать оценку финансовой политики проводимой в Республике Беларусь.

Объект – фискальная система Республике Беларусь.

Предмет- совокупность налогово-бюджетных отношений, подвергающихся регулированию посредством различных методов и инструментов.

Теоретическая значимость курсовой работы заключается в выявлении места и роли фискальной политики в развитии экономики, а также в обосновании необходимости определенных мер по повышению эффективности налогово-бюджетного регулирования.

Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные положения и выводы могут быть использованы органами государственного управления в процессе выработки налогово-бюджетной стратегии и обосновании политики межбюджетных отношений.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
     Бюджет играет  важную  роль  в  жизни  каждого  государства.  Он является статьей доходов и  расходов  государства,  оказывающей  влияние  на благосостояние каждого.

 Бюджет значим в   продвижении   научно-технического прогресса (бюджетные финансирования  исследований  и  разработок),  развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей  экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.).

 Полнота   бюджета,   как   правило,   прямо    пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно,  бюджетный  дефицит,  государственный долг   побуждает   государство   усилить    налоговое    бремя,    увеличить налогообложение,   уменьшить   финансирование   всех   секторов   экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д.  С  другой  стороны достаток  бюджетных  средств  (бюджетный   профицит)   позволяет   увеличить финансирование как  государственного,  так  и  частного  сектора  экономики, увеличить трансфертные отчисления,  а  так  же  отчисления  во  внебюджетные социальные фонды.

Так  же  достаток  бюджетных  средств   позволяет   государству принимать  активное  участие  в  жизни  страны.  Наличие  бюджетных  средств позволяет государству осуществлять государственное  регулирование экономики не только  в  приказной  форме.  Достаточное  количество  бюджетных  средств позволяет государству  задействовать  непосредственно  экономические  рычаги государственного регулирования.

Таким  образом,  бюджет,  его  формирование  и статьи  расходов является важным разделом в экономической науки, требующим большого  внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но  и рядовых граждан.

Задачами курсовой работы:

-раскрыть сущность  фискальной политики, ее цели, инструменты, виды

-проанализировать  достоинства и недостатки фискальной  политики

-показать модели IS-LM-BP при фиксированном и плавающем обменном курсе

-выявить особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе

Теоретической и методологической основой послужили теоретические положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных ученых по финансовому проблематики в рамках фискальной политики.

Проблемам налогово-бюджетной  политики на современном этапе посвятили свои исследования экономисты: О. Врублевская, Е. Гайдар, Валентей, А. Илларионов, В. Пансков, М. Романовский, А. Улюкаев, Л. Якобсон, Е. Ясин и др.

Однако, недостаточно работ системно и наиболее полно  исследующих проблемы дискреционной  фискальной политики. К тому же по мере развития общества меняются его экономические и социальные условия и соответственно направления и структура фискальных отношений.

Информационно-эмпирической базой исследования стали данные информационной сети Интернет; материалы  научно-практических конференций, информация, опубликованная в отечественной научной литературе и периодической печати, нормативные материалы Белорусского Законадательства.

Автор работы подтверждает, что приведённые в ней аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

1 Понятие фискальной  политики, ее цели, инструменты, виды

 

 

    1. Сущность налогово-бюджетной политики государства

 

 

Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика— правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе [9, c. 65].

Дискреционная фискальная политика

Одним из основных инструментов макроэкономического  регулирования является фискальная политика. Под фискальной политикой  понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.

Фискальная политика в зависимости  от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).

Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым – изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.

6. Автоматическая фискальная политика

На практике уровень государственных  расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными(автоматическими) стабилизаторами. К ним относят:

1. Изменения налоговых поступлений.  Сумма налогов зависит от величины доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налоговые поступления в казну. Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно скажется на развитии экономики.

Такое же воздействие оказывает  и прогрессивность налоговой  системы. При уменьшении объема национального  производства сокращаются доходы, но одновременно понижаются и налоговые ставки, что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходах общества. В результате падение совокупного спроса будет более мягким.

2. Системы пособий по безработице  и социальные выплаты. Они также оказывают автоматическое антициклическое воздействие. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и  тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.

Главное достоинство недискреционной  фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить.

Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика[5,с. 125].

Виды фискальной политики

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Рисунок 1- Виды фискальной политики

Примечание- Источник [5, с. 398].

 
          Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (Рисунок 1.1а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (Рисунок.1.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

Кроме того, различают  фискальную политику: 1) дискреционную  и 2) автоматическую (недискреционную). Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием  встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

 К автоматическим  стабилизаторам относятся: 1) подоходный  налог (включающий в себя и  налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь,  налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Подоходный налог действует  следующим образом: при спаде  уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция  имеет вид: Т = tY (где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: [1/(1- mpc)] > [1/(1- mpc(1- t)]), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога [5, сю 140].

Информация о работе Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь