Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание

Цель написания курсовой работы – изучить структуру финансовой политики на уровне теории и на примере белорусской финансовой политики. Проанализировать перспективы дальнейшего развития бюджетно-финансовой политики, ее инструменты и приоритеты. В ходе написания работы использовались такие методы как сравнение, детализация и обобщение, что позволяет сделать оценку и рассмотреть основные инструменты финансовой политики, дать оценку финансовой политики проводимой в Республике Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

Макроэкономика-bcgh.doc

— 272.50 Кб (Скачать документ)

 

 

2.2 Экономическая политика в условиях плавающего обменного курса

 

При использовании режима плавающего обменного курса валютные резервы Национального банка страны остаются неизменными, так как курс валюты в этих условиях устанавливается в результате свободного взаимодействия спроса на национальную валюту и ее предложение, т. е. автоматически. Теряя непосредственный контроль над обменным  курсом, Национальный банк получает в то же время реальную возможность контролировать денежное предложение (положение кривой LM), влияя таким образом на объем национального производства.

Необходимо отметить, что в условиях плавающего обменного курса сальдо платежного баланса всегда будет равно нулю, поскольку стоимость национальной валюты будет повышаться или понижаться в той степени, которая необходима для обеспечения равновесия платежного баланса.

Плавающий валютный курс и бюджетно-налоговая политика

Предположим, например, что правительство конкретной страны осуществляет расширительную бюджетно-налоговую политику, связанную с ростом объемов государственных закупок и снижением налогов. Целью ее, предположим, является рост уровня национального дохода в стране.

Рисунок 2.5 - Стимулирующая бюджетно-налоговая политика при плавающем обменном курсе

Примечание- Источник: [8, c. 249].

В условиях закрытой экономики  эти действия правительства действительно бы привели к росту ставки процента (i) и уровня национального дохода (Y). В открытой экономической (малой) системе соответствующая государственная политика приведет, как это следует из ее графической модели (Рисунок 2.5) к сдвигу кривой IS*, характеризующей рынок товаров и услуг, вправо. Это, как и в случае закрытой экономики, приведет к росту ставки процента, однако, давление на внутреннюю ставку процента в сторону ее повышения послужит стимулом для притока иностранного капитала в данную экономическую систему с образованием положительного сальдо платежного баланса.

Спрос на национальную валюту в этом случае увеличится, вырастет ее обменный курс, который будет повышаться для выравнивания сальдо платежного баланса. Результатом же повышения валютного курса будет сокращение объема чистого экспорта. Валютный курс будет расти, а чистый экспорт - сокращаться до тех пор, пока будет существовать активное сальдо платежного баланса, т. е. пока внутренняя ставка процента не сравняется с мировой. Сокращение же чистого экспорта сводит, как правило, на нет весь эффект от расширения спроса на товары и услуги на внутреннем рынке, и в итоге равновесный уровень национального дохода в экономической системе не меняется, возрастает лишь обменный курс национальной валюты.

Таким образом, бюджетно-налоговая  политика в рассматриваемых условиях является неэффективной, так как рост государственных расходов полностью компенсируется снижением совокупного спроса и уровня национального производства.

2.3 Экономическая  политика при фиксированном обменном курсе

При установлении фиксированного обменного курса Национальный банк обязуется покупать или продавать национальную валюту по заранее определенной цене, выраженной в иностранной валюте. Для проведения такой политики Центральному банку необходимо располагать определенным запасом национальной валюты (которую можно напечатать) и иностранной валюты (которая должна быть накоплена в результате совершения соответствующих сделок).

При проведении, например, стимулирующей (экспансионистской) бюджетно-налоговой  политики смещение кривой IS* вправо (Рисунок. 2.6), создаст условия для роста обменного курса. В частности, осуществление такой политики приведет к росту внутренней процентной ставки, что стимулирует приток капитала в страну и образование положительного сальдо движения капитала и в целом платежного баланса. Приток капитала в страну порождает тенденцию к росту обменного курса национальной валюты.

В ответ на это для  поддержания зафиксированного уровня обменного курса Национальный банк, покупая иностранную валюту и  продавая национальную, вынужден будет  увеличить предложение национальной валюты, сместив кривую LM при этом также вправо. Процентная ставка понижается, причем этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока уровень внутренней процентной ставки не сравняется с мировым (i = i*). В результате проведение экспансионистской бюджетно-налоговой политики в условиях фиксированного обменного курса приведет (в отличие от условий использования режима гибкого обменного курса) к росту совокупного дохода в национальной экономике [9, с. 213].

Рисунок 2.7- Стимулирующая бюджетно-налоговая политика в условиях фиксированного обменного курса

Примечание- Источник: [9, с. 213].

 

Таким образом, поскольку  фискальная политика в условиях малой  открытой экономики не изменяет процентную ставку, ее можно считать весьма эффективной; рост, например, государственных расходов при неизменной процентной ставке не вытесняет ни инвестиций, ни потребления, способствуя в то же время росту национального производства (Рисунок. 2.7) с Y1 до Y2.

Необходимо при этом отметить, что уровень дохода (Y) в результате стимулирующей фискальной политики увеличивается в большей степени, нежели в закрытой экономической системе. Это объясняется тем, что влияние расширения государственных расходов на уровень национального дохода дополняется эффектом от увеличения денежной массы в стране.

В табл. 2.1 обобщаются результаты воздействия бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и внешнеторговой политики на уровни дохода (У) и обменного курса (г), а также на состояние текущего счета платежного баланса (XN).

Таблица 2.1- Макроэкономическая политика в условиях открытой экономики

Экономическая политика

Вид обменного курса

Плавающий

Фиксированный

Показатели

Y

r

XN

Y

r

XN

Стимулирующая

фискальная

0

0

0

Стимулирующая

монетарная

0

0

0

Протекционистская

внешнеторговая

0

0

0


Примечание. (↑) - рост показателя; (↓) - уменьшение показателя; (0) - неизменность показателя.

Примечание- Источник: [10, с. 244].

 

 

Как следует из представленных в таблице данных, при плавающем  обменном курсе на доход влияет лишь кредитно-денежная политика. Это связано с тем, что, например, расширение денежной массы в стране, обусловливая снижение ставки процента, порождает также дополнительный стимулирующий эффект в виде снижения обменного курса национальной валюты. Стимулирующая же бюджетно-налоговая политика в условиях плавающего обменного курса полностью нейтрализуется ростом курса национальной валюты.

При фиксированном обменном курсе на доход влияет лишь бюджетно-налоговая  политика, которая приводит к изменению  ставки процента и, следовательно, притоку или оттоку иностранного капитала. Возникающее активное сальдо или дефицит платежного баланса приводят через механизм валютных интервенций к изменению денежной массы, что усиливает эффект от бюджетно-налоговой политики.

Таким образом, в условиях фиксированного валютного курса государство для поддержания внешнего равновесия (платежного баланса) должно использовать монетарную политику, а для регулирования внутреннего равновесия - фискальную. В частности, при регулировании внешнего дисбаланса при дефиците или излишке платежного баланса необходимы продажа или покупка иностранных активов. Для регулирования внутреннего равновесия сравнительное преимущество имеет бюджетно-налоговая политика. Несмотря на то, что осуществление фискальной политики, например, за счет увеличения государственных расходов, может привести к дефициту торгового баланса, он, как показывает практика, полностью перекрывается положительным сальдо счета движения капитала, обусловленным притоком капитала в страну.

В условиях плавающего обменного курса бюджетно-налоговая политика приобретает большую значимость для регулирования торгового, а, следовательно, и платежного баланса; внутреннее же равновесие становится объектом регулирования в основном для денежно-кредитной политики [10, c. 250].

Монетарная политика оказывает значительное влияние, как  следует из вышесказанного, на внутренний выпуск (доход), однако необходимо иметь  в виду, что рост спроса на отечественную  продукцию происходит здесь в  основном за счет увеличения спроса на экспорт на фоне оттока капитала. Фискальная политика обусловливает в ее расширительном варианте повышение процентных ставок, что стимулирует приток капитала в страну, в результате чего счет движения капитала улучшается, но при возрастании курса национальной валюты.

Очевидно, что разработка и проведение макроэкономической политики, обеспечивающей общее равновесие в  открытой (в частности, малой) экономической  системе, предполагают необходимость  учета и многих других факторов, например, временнóго лага, фактора неопределенности, ожиданий потребителей и т. п.

 

 

3 Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе

 

 

3.1 Современная  фискальная политика Республики  Беларусь

 

 

Республика Беларусь относится к странам с малой, но открытой экономикой, для которых в условиях трансформационного периода характерно усиление бюджетно-налоговых методов государственного регулирования в сочетании с поддержанием фиксированного обменного курса, политикой стимулирования развития экспортоориентированного производства и импортозамещения.

Для обеспечения устойчивого  роста экономики предусматривается  дальнейшее усовершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с основными  направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. бюджетно-налоговая политика в  эти 5 лет быть направлена прежде всего на стимулирование экономического роста, на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста, снижения налоговой нагрузки, что очень сильно повлияло на развитие бизнеса в стране.

Налоговой политика в Республике Беларусь отличается реформами налогообложения, что подразумевает прежде всего упрощение налогообложение, что является не просто удобно для расчетов налогов, но и станет одним из ключевых факторов в улучшении бизнес-климата.

Одним из важнейших направлений  налоговой реформы это упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.

С 2011 года предусмотрено отменить отдельные местные налоги: налог на услуги и сбор на развитие территорий. Дефицит бюджета будущего года планируется ограничить 1,5%. В целом бюджет 2011 года сохранит социальную направленность. Продолжится реализация мер социальной защиты населения, будет обеспечен рост реальной заработной платы в бюджетной сфере [1].

Основные задачи развития банковской системы страны:

- повышение устойчивости  банков, увеличение их капитала  и ресурсной базы;

- оптимизация структуры  активов и пассивов банков  для увеличения объемов долгосрочного  кредитования реального сектора  экономики и населения;

- расширение состава  и улучшение качества банковских  услуг, развитие информационных  и новых банковских технологий.

Основные задачи в  области ценообразования:

- сокращение ценовых  диспропорций;

-совершенствование механизмов ценового регулирования, направленных на создание барьеров для неоправданного роста издержек и установления завышенных цен, в том числе и для субъектов естественных монополий;

- регулирование внутреннего  уровня цен с учетом цен  в сопредельных странах для  защиты экономических интересов  Республики Беларусь.

Антимонопольная политика направлена на создание условий для  равной, добросовестной конкуренции производителей на национальном рынке посредством:

- предупреждения, ограничения  и пресечения монополистической  деятельности хозяйствующих субъектов  и государственных органов управления;

- пресечения недобросовестной  конкуренции;

- обеспечения правовой  защищенности добросовестной конкуренции;

- содействия развитию  конкуренции на товарных рынках  страны;

- контроля за экономической  концентрацией;

- совершенствования регулирования  деятельности естественных монополий;[13]

Важнейшей задачей в  институциональной области - развитие системы институтов, необходимых для мобилизации финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе внедрения и распространения новых технологий.

Для этого предусматриваются:

- активизация рынка корпоративных бумаг;

Информация о работе Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь