Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание

Цель написания курсовой работы – изучить структуру финансовой политики на уровне теории и на примере белорусской финансовой политики. Проанализировать перспективы дальнейшего развития бюджетно-финансовой политики, ее инструменты и приоритеты. В ходе написания работы использовались такие методы как сравнение, детализация и обобщение, что позволяет сделать оценку и рассмотреть основные инструменты финансовой политики, дать оценку финансовой политики проводимой в Республике Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

Макроэкономика-bcgh.doc

— 272.50 Кб (Скачать документ)

- расширение спектра  инструментов фондового рынка;

- совершенствование финансовых  услуг, оказываемых небанковскими  институциональными инвесторами  (инвестиционные фонды, финансовые, лизинговые, трастовые, страховые  компании);

- развитие специализированных  небанковских кредитно-финансовых  институтов, способствующих накоплению  и перераспределению капиталов  (институт кредитной кооперации);

- активизация развития  системы финансовых рынков и  институтов, включая банковский  сектор и сеть небанковских финансовых организаций (портфельные фонды, фонды венчурного (рискового) капитала, лизинговые и факторинговые компании, страховые компании);

- формирование эффективной  системы финансового посредничества  в экономике, что потребует  развития доверия к институтам финансового посредничества.

Что касается государственной  политики поддержки малого и среднего предпринимательства, то она направлена на создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию данного сектора экономики, формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, стимулированию развития предпринимательства в малых городских поселениях и сельской местности.

Для этого предусматриваются:

- комплексное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства;

- обеспечение координации  деятельности государственных органов  и общественных организаций по  оказанию поддержки малому и  среднему предпринимательству;

- создание благоприятных  условий для доступа субъектов  малого предпринимательства к  кредитно-финансовым ресурсам, включая  дальнейшее развитие механизмов  микрофинансирования, упрощение  процедуры получения микрокредитов,  внедрение механизмов гарантирования возврата микрокредитов, а также к материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям;

- дальнейшее расширение  и совершенствование системы  подготовки и переподготовки  кадров для предпринимательства;

-активизация производственной, инновационной, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности и наращивание экспортного потенциала субъектов малого предпринимательства на основе повышения уровня конкурентоспособности производимой ими продукции;

- организация взаимодействия малых производственных предприятий с крупными путем развития кооперативных связей.

Таким образом, финансовая политика Республики Беларусь на современном  этапе развивается, принимаются  некоторые программы, которое должны в перспективе улучшить макроэкономическую обстановку. Это должно достигать улучшением банковской сферы, появлением и развитием небанковских финансовых учреждений, что повлечет за собой приток иностранных инвестиций. Все это станет возможным благодаря стабильности макроэкономической обстановки, т.е. снижение инфляции и ставки процента, стабильность валютных курсов.

 

 

3.2 Бюджетно-налоговая  политика Республики Беларусь  на 2006-2015 г

 

 

Налоговая политика в 2006 - 2015 годах будет формироваться, исходя из необходимости существенного упрощения налоговой системы, поэтапного снижения налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования, повышения рациональности, прозрачности, справедливости и стабильности налоговой системы.

Справедливость  и нейтральность налоговой системы обеспечивается в основном за счет прекращения практики налогового льготирования и предоставления преференциальных режимов налогообложения, отмены имеющих негативное влияние на экономический рост и неэффективных налоговых платежей [1].

Формирование прозрачного и стабильного механизма налогообложения будет обеспечено за счет законодательного закрепления по каждому налоговому платежу всех обязательных элементов налогообложения: состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, а также порядка исчисления налогов, сборов (пошлин) и сроков их уплаты.

Реализация  бюджетной политики в 2006 - 2015 годах  будет осуществляться путем оптимизации  государственных обязательств, повышения  эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования, снижения рисков, связанных с условными обязательствами бюджетов [1].

Предусматривается обеспечить устойчивость бюджетной  системы, а также прозрачность процедур планирования, исполнения и оценки результатов бюджетных расходов.

Повышение эффективности  использования бюджетных средств  будет осуществляться за счет перехода к программно-целевому методу бюджетного планирования, обеспечивающему прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов деятельности государственных органов и бюджетных организаций.

Предусматривается обеспечить переход к среднесрочному бюджетному планированию с ежегодным  формированием по скользящему принципу среднесрочной финансовой программы Республики Беларусь, что станет основой для разработки бюджетов республиканскими и местными органами государственного управления, достижения прозрачности и ясности при планировании бюджетных расходов в пределах имеющихся ресурсов.

Будет завершена  работа по приведению бюджетной классификации  Республики Беларусь в соответствие с международными стандартами статистики государственных финансов, что позволит получать необходимые для анализа  бюджетно-налогового сектора данные, сопоставимые со статистикой других секторов экономики, и осуществлять сопоставление итогов социально-экономического развития республики с показателями других стран [1].

Упорядочение  государственной поддержки реального  сектора экономики будет реализовано  за счет оптимизации ее форм и сокращения объема.

Снижение налогового бремени будет осуществляться в  увязке с реформой межбюджетных отношений, на основе упорядочения и закрепления  доходных источников и расходных  полномочий за каждым уровнем бюджетной  системы Республики Беларусь на долгосрочной основе.

Органы местного управления и самоуправления получат  возможность планировать бюджет на перспективу, более рационально  расходовать его средства для  выполнения программ экономического и  социального развития территорий, что  должно обеспечить конституционное право граждан на равный доступ к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, независимо от места их проживания.

Важным направлением бюджетной политики является обеспечение  сбалансированности бюджетов всех уровней  и сокращение их дефицита в долгосрочном периоде до уровня, приемлемого для запланированных темпов инфляции, инвестиций и экономического роста [1].

Уровень внутреннего  и внешнего долга останется в  пределах финансовой безопасности и  законодательных ограничений при повышении эффективности управления им в целях снижения стоимости обслуживания и минимизации рисков. Для обеспечения бюджетной устойчивости необходимо контролировать и эффективно регулировать размер гарантированного долга бюджетов всех уровней.

Совершенствование бюджетного и налогового законодательства должно быть реализовано с учетом норм Всемирной торговой организации.

В результате реализации предложенных направлений будут  обеспечены сбалансированность бюджетов и устойчивость бюджетной системы, безусловное выполнение принятых расходных обязательств, повышение эффективности и результативности расходов бюджетов.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика— правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе.

Основной целью бюджетно-налоговой  политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Бюджетно-налоговая  политика направлена на повышение уровня и качества жизни населения, создание условий для стабильного экономического роста и позитивных структурных изменений в экономике, снижение налоговой нагрузки, повышение эффективности и прозрачности управления государственными финансами.

Основными инструментами  фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные  закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство  государства.

Разработка денежно-кредитной и фискальной политики связана с решением все более возрастающих сложных задач не только экономического, но и социального развития. Одной из причин данного положения является интеграция национальных экономик и глобальная конкуренция за инвестиции, требующие достижения необходимых общемировых стандартов, достигнутых развитыми экономическими системами.

 Государственные расходы  и налоги активно используются  для воздействия на экономическую  ситуацию. Манипулируя ими, государство  может повлиять на совокупный спрос и ВВП. Таким образом, государство увеличивает или сокращает и совокупный спрос на товары и услуги, и предложение на рынке произведенных в течение года конечных товаров и услуг (ВВП). В современной экономике неуклонно повышается удельный вес государственных финансов в общем объеме ВВП (включая госбюджет с его основными компонентами - государственными бюджетными расходами и налогами).

Критериев эффективности проведения денежно-кредитной и фискальной политики можно рассматривать стимулирование инвестиций не только в физический, но и в человеческий и природный капитал, а также накопление всех компонентов национального богатства.

Реализация денежно-кредитной  и фискальной политики в Республике Беларусь осуществляется в целом  успешно; результатом реализации которой является рост ВВП, снижение ставки рефинансирования и налоговой нагрузки на предприятия, а также сдерживание темпов инфляции.

Совершенствование таких  составляющих системы государственного регулирования экономики Республики Беларусь как денежно-кредитная и фискальная политика должно производиться исходя из повышения их роли в регулировании экономики и необходимости обеспечения дальнейшего устойчивого экономического национальной экономики

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

      1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006
      2. Андрианов В.Д.Эволюция основных концепций регулирования экономики от теории меркантилизма до теории саморегуляции / В. Д. Андрианов. - Москва: Экономика, 2008. - 325, [1] с.
      3. Булатова, В.Г.Дискреционная фискальная политика : ее сущность и проблемы развития на современном этапе / Булатова Вера Борисовна: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.01. - Иркутск, 2007. - 21 с.
      4. Весконов Г.Р,Макроэкономика: учебник для студентов, обучающихся по специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Питер Пресс, 2009. - 552 с. – (Учебник для вузов).
      5. Войтов А.Г.,Экономика. Общий курс: учебник фундаментальной теории экономики по дисциплинам: экономика (введение, основы, общая теория), рыночная экономика, экономическая теория, теоретическая экономика, политэкономия, микроэкономика, макроэкономика / А. Г. Войтов. - Москва: Дашков и Кº, 2008. - 609 с.
      6. Демин, С.Ю.Дискреционная фискальная политика: ее сущность и проблемы развития на современном этапе / С. Ю. Демин, В. Б. Булатова. - Иркутск: Издательство БГУЭП, 2007. - 334 с.
      7. Неверов, Д.А. Бюджетно-налоговая политика: пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-25 01 01 "Экономическая теория" / Д. А. Неверов. - Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2009. - 178, [1] c.
      8. Капканщиков С.Г, Макроэкономика: учебное пособие по специальности "Менеджмент организации" / С. Г. Капканщиков. - Москва: КноРус, 2010. - 389.
      9. Кузнецов Б.Т, Макроэкономика: учебное пособие для высших учебных заведений по экономическим специальностям / Б. Т. Кузнецов. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 463 с.
      10. Трунин С.Н.  Макроэкономика: учебное пособие для высших учебных заведений по специальности "Прикладная информатика (в экономике)" / С. Н. Трунин, Г. Г. Вукович. - Москва: Финансы и статистика, 2008. - 310,.
      11. Тарасевич П.И.,Макроэкономика: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям: [для подготовки бакалавров, для подготовки специалистов] / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. - Москва: Высшее образование: Юрайт, 2009. - 654 с. – (Университеты России). – (Министерство образования и науки РФ рекомендует).
      12. Фискальная политика, ее цели и инструмент// Электронный ресурс //Режим доступа//http://www.ereport.ru/articles/macro/macro16.htm // Дата доступа: 02.09.2011
      13. Электронный ресурс //Режим доступа// http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/Дата доступа: 02.09.2011
      14. Экономическая теория: учебно-методическое пособие для студентов дневной и заочной форм обучения / Учреждение образования "БГЭУ", 2009―.
      15. Экономическая теория: макроэкономика-1, 2, метаэкономика, экономика трансформаций: учебник по направлению "Экономика" и экономическим специальностям / [Г. П. Журавлева и др]: Дашков и Кº, 2008. . - Москва - 917, [1] с.
      16. Янова, В.В.Экономическая теория: [микроэкономика, макроэкономика]: учебное пособие по специальностям "Мировая экономика", "Налоги и налогообложение", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Финансы и кредит" / В. В. Янова, Е. А. Янова. - Москва: Эксмо, 2009. - 510, [1] с. – (Высшее экономическое образование).
      17. Янчук В.А.В мире макроэкономики: учебно-методическое пособие / В. А. Янчук. - Витебск: ВГУ, 2008. - 255 с.

 




Информация о работе Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь