Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание

Цель написания курсовой работы – изучить структуру финансовой политики на уровне теории и на примере белорусской финансовой политики. Проанализировать перспективы дальнейшего развития бюджетно-финансовой политики, ее инструменты и приоритеты. В ходе написания работы использовались такие методы как сравнение, детализация и обобщение, что позволяет сделать оценку и рассмотреть основные инструменты финансовой политики, дать оценку финансовой политики проводимой в Республике Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

Макроэкономика-bcgh.doc

— 272.50 Кб (Скачать документ)

Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие  на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог. Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Инструменты бюджетно-налоговой  политики:

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи  и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты  по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов-трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Фискальная политика как способ  финансового регулирования экономики  осуществляется с помощью мощных рычагов  - налогообложения и государственных  расходов. В связи с этим проводятся  два вида фискальной политики: дискреционная  и встроенных стабилизаторов.   

Налоги и государственные  расходы являются основными инструментами  фискальной политики, поэтому далее  мы рассмотрим их более детально[6. стр. 58]. 

В развитых странах экономика  на 2/3 регулируется с помощью дискреционной  фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

1.2 Достоинства  и недостатки фискальной политики

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

  1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.
  3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

2. Наличие внутреннего  лага. Внутренний лаг – это  период времени между возникновением  необходимости изменения политики  и принятием решения о ее  изменении. Решения об изменении  инструментов фискальной политики  принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться.

Так, если первоначально  в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

3. Неопределенность. Этот  недостаток характерен не только  для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

  • проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;
  • проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.
  1. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики – монетаРисунокты (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) – т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики [7,c.87].

            Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета.

            Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».

Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после П мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.

 

2 Фискальная политика  в модели IS-LM-BP при фиксированном  и плавающем обменном курсе

 

 

2.1 Модификация модели IS-LM-BP для малой открытой экономики

 

В качестве основного инструмента  исследования проблем макроэкономического  регулирования открытых экономических  систем чаще всего используется модель IS-LM-BP, основными эндогенными переменными  которой являются:

-национальный доход (Y);

-ставка процента (i);

-реальный обменный курс (r).

Для случая малой открытой экономики, необходимо рассмотрение проблем макроэкономической политики, указанная выше модель имеет вид:

IS: Y = C(Y- Т) + I(i) + G + XN(Y, r);       (1)

LM: M/P = LD(Y, i);

BP: i = I* [9, c. 302].

Все параметры представленной модели были рассмотрены выше, за исключением  величины Т, представляющей собой объем государственных налогов.

Поскольку наглядное  графическое представление такой  трехмерной модели весьма затруднительно, можно использовать (по мере необходимости) два варианта двумерных моделей, в каждой из которых одна из трех переменных принимается за константу и анализируется взаимосвязь (<-") между двумя другими:

1) r = const, Y ↔ i;

2) i = i* = const, Y ↔ r. [9, c. 302].

Первый вариант графического представления модели IS-LM-BP приводится на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1- Модель малой открытой экономики (Y ↔ i)

Примечание –Источник [9, c. 302].

В условиях внутреннего  и внешнего равновесия все три представленные на графике кривые пересекаются в одной точке Е, что обеспечивается (в случае необходимости) соответствующей корректировкой обменного курса. В частности, если i > i* (Рисунок. 2.2), иностранные инвесторы начинают вкладывать свои средства в экономику данной страны, конвертируя при этом их в соответствующие национальные денежные единицы.

В результате растет обменный курс данной национальной валюты, вызывая  соответствующий рост относительных  цен на отечественные товары по сравнению с ценами на иностранную продукцию; чистый экспорт уменьшается, и кривая IS сдвигается влево до тех пор, пока внутренняя ставка процента не сравняется с мировой.

Если внутренняя ставка процента окажется ниже мировой (i < i*), отечественные инвесторы в этом случае будут вывозить свои капиталы за границу, переводя их в соответствующую иностранную валюту. В результате обменный курс национальной валюты снизится, кривая IS переместится вверх до положения, соответствующего равенству i = i*.[9, c. 303].

Из вышеизложенного следует, что в условиях плавающего курса валюты общее равновесие малой экономической системы устанавливается в точке пересечения кривых LM и ВР (на уровне мировой ставки процента). Затем происходит адаптация обменного курса и соответствующее смещение кривой IS до этой же точки.

Рисунок 2.2 - Обеспечение внутреннего и внешнего равновесия за счет корректировки обменного курса

Примечание –Источник [3, c. 303].

Если экономическая  система поддерживает фиксированный  курс национальной валюты, то, например, при превышении внутренней ставкой процента соответствующего мирового уровня, Национальныйбанк, препятствуя ее росту, вынужден будет проводить валютные интервенции, покупая иностранную валюту в обмен на национальную. В результате предложение денег в экономической системе будет увеличиваться, кривая LM начнет сдвигаться вправо до тех пор, пока внутренняя ставка процента не упадет до мировой и приток капитала из-за рубежа прекратится.

Таким образом, в малой  открытой экономике внутренняя процентная ставка при любом режиме валютного курса всегда равна мировой (i = i*), что обусловливает пересечение всех трех кривых (IS, LM, BP) в одной точке, определяющей общее макроэкономическое равновесие экономической системы.

Второй вариант графической  иллюстрации модели малой открытой экономики предполагает анализ зависимости между уровнем национального дохода (Y) и реальным обменным курсом (r).

Так как мы исходим  из того, что ставка процента постоянна  и равна мировой (i = i·}, на графике (Рисунок. 2.3) будут представлены только два уравнения:

IS: Y = C(Y - Т) + I(i*) + G + XN(Y, r);      (2)

LM: M/P = LD(Y, i*) [9, c. 304].

Кривые LM* и IS* на Рисунок. 2.3 специально помечены звездочкой, так как описывают те состояния денежного и товарного рынков, при которых постоянно выполняется равенство внутренней ставки процента мировой (i = i*).

Рисунок 2.3 - Модель малой открытой экономики (Y ↔ r)

Примечание –Источник [9, c. 304].

 

Кривая IS* на рисунке 2.3 имеет нисходящий характер, поскольку с ростом обменного курса национальной валюты снижаются чистый экспорт (XN), а следовательно, и совокупный национальный доход.

Линия LM* проходит параллельно оси обменного курса, поскольку он не входит в уравнение LM*. Действительно, если мировая ставка процента задана, то положение LM* определяется объемом совокупного национального дохода (Y) независимо от уровня обменного курса валюты. Рисунок 2.4 наглядно иллюстрирует, как на основании мировой ставки процента и кривой LM, связывающей значение ставки процента и национального дохода (2.4, а), получается функция LM·, индифферентная относительно обменного курса валюты r (Рисунок. 2.4, б).

Рисунок 2.4 - Формирование кривой LM*

Примечание –Источник [9, c. 305].

Таким образом, макроэкономическая политика в условиях открытой экономики во многом определяется характером (типом) обменного курса национальной валюты: плавающим или фиксированным.

Информация о работе Фискальная политика в малой открытой экономике Республики Беларусь