Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:19, курсовая работа

Описание

Объект исследования – фискальная политика, проводимая правительством РФ и РБ.

Предмет исследования – фискальная политика, ее цели, инструменты и эффективность.

Цель работы - раскрыть содержание фискальной политики как инструмента регулирования государственной экономики.

Методы исследования: общенаучные методы исследования (метод анализа и синтеза, графический метод) и макроэкономические (агрегирование, моделирование).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4

1 Фискальная политика и ее механизмы…………………………………………...6

Понятие фискальной политики, ее цели, виды и инструменты………………6

Эффективность фискальной политики………………………………………..17

Фискальная политика, проводимая правительством РФ в 2009 году………22

Особенности фискальной политики в Республике Беларусь………………..25

Изменения в фискальной политике Беларуси………………………………...26

Перспективы фискальной политики…………………………………………..28

Возможности финансирования дефицита бюджета………………………….31

Заключение………………………………………………………………………….34

Список использованных источников……………………………………………...35

Работа состоит из  1 файл

Главная курсовая Беларусь.docx

— 56.04 Кб (Скачать документ)

    Если  экономические  агенты тратят на увеличение  потребления 80 процентов прироста  своего дохода, а 20 процентов сберегают,  то по формулам предельной  склонности к потреблению (mpc) и предельной склонности к сбережению (mps) видно, что mpc=0,8, а mps=0,2. Формулы выглядят следующим образом:  

    mpc=∆C/∆Y,                                              (1.1)  

      mps=∆S/∆Y                                               (1.2)  

    Когда  государство увеличивает свои  расходы  на 100 долларов, оно создает  какому-то экономическому агенту  дополнительный доход, равный 100 долларам, из них 80 долларов уйдет  на потребление и 20 – на  сбережения. Потратив 80 долларов, он  создаст  дополнительный доход  другому агенту, из этого дохода 64 доллара другой агент потратит  на увеличение потребления   и 16 долларов – на прирост  сбережений. Далее все будет идти  по такой  же схеме. Общий  прирост совокупного  дохода  в результате составит сумму   приростов доходов всех экономических   агентов. А поскольку прирост   дохода каждого экономического  агента равен дополнительному  доходу предыдущего  агента, умноженному  на предельную склонность к  потреблению, то изменение   совокупного дохода равно  

∆Y=∆G x 1/(1-mpc),                                      (1.3) 

    Величина 1/(1- mpc) называется мультипликатором автономных расходов multA. Этот коэффициент показывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход (Y) при росте (уменьшении) автономных расходов (A) на единицу [6; с.451]. 

    Так же, как изменения государственных   закупок, на объем выпуска,  доходов, действуют изменения  трансфертных платежей, которые  являются элементом  государственных  расходов.  

    Влияние  трансфертов. Трансферты представляют  собой как бы «антиналоги». Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение – к уменьшению располагаемого дохода. Если трансферты увеличиваются на 100 долларов, то располагаемый доход также увеличивается на 100 долларов. При предельной склонности к потреблению, равной 0,8, потребление увеличится на 80 долларов. А поскольку мультипликатор в этой ситуации равен 4, то совокупный доход увеличиться на 400 долларов. Величина мультипликатора в данном случае выводится по следующей формуле:  

    multTr = mpc/(1-mpc),                                   (1.4)  

    или  

    multTr = mpc/mps ,                                      (1.5)  

    Мультипликатор  трансфертов – это коэффициент,  который показывает, на сколько увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу [6; с.455].  

    Влияние  налогов. Инструментом дискреционной  фискальной политики являются  изменения в налогообложении.  Налоги являются очень важным  фискальным инструментом. Они используются  наравне с бюджетными мерами. Налоги — обязательные платежи  физических и юридических лиц,  взимаемые государством. Налоги  действуют также с эффектом  мультипликатора. Но мультипликативный  эффект налогов меньше, чем эффект  государственных расходов.  

    Современная  налоговая система включает различные   виды налогов. Основную их группу  составляют прямые и косвенные  налоги. 

    Прямые  налоги устанавливаются непосредственно  на доход или имущество.  

    Косвенные  налоги — это налоги на товары  и услуги, оплачиваемые в цене  товара или включенные в тариф.  Владелец товара или услуг  при их реализации получает  налоговые суммы, которые перечисляет  государству. В данном случае  связь между плательщиком и  государством опосредована через  объект обложения. 

    В современных  условиях в связи  с расширением  социальных функций  государства  широкое распространение  получили  взносы в фонд социального  страхования. Они по своей сущности  являются целевыми налогами, поскольку  имеют определенное назначение.  

    В зависимости  от характера взимания налоговых  ставок налоги подразделяются  на:

пропорциональные;

прогрессивные;

регрессивные.  

    Пропорциональный  налог это налог, ставка которого  одинакова для всех облагаемых  сумм. Налог, средняя ставка которого  повышается по мере роста суммы,  называется прогрессивным. Регрессивный  налог предполагает уменьшение  процента изъятия из суммы  по мере ее роста. К последнему  виду налогов относятся, как  правило, косвенные налоги. 

      Рассмотрим  воздействие на совокупный  спрос  автономных налогов (Tx), которые не зависят от уровня дохода. Если, например, автономные налоги сокращаются на 100 долларов, то располагаемый доход увеличивается на 100 долларов. Налоги действуют на совокупный спрос через изменение, прежде всего, потребительских расходов. Если  

    ∆Y=∆C*1/(1-mpc),                                         (1.6)  

    при этом    

    ∆C=mpc*∆Yd,                                             (1.7)  

    ∆Yd= -∆Tx,                                              (1.8)  

    то  

    ∆C=mpc*(-∆Tx),                                       (1.9)  

    В итоге  получаем  

    ∆Y=-mpc/(1-mpc) *∆Tx                            (1.10)  

    Величина [-mpc/(1-mpc)] и есть мультипликатор автономных налогов. Мультипликатор налогов – это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход при уменьшении (увеличении) налогов на единицу [6; с.453].  

    Фискальная  политика, как правило, оперирует   одновременно как расходами государства,  так и его налогами. Особый  интерес  представляет случай, когда государство  увеличивает  свои закупки G и налоги Т на одинаковую величину (сальдо государственного бюджета при этом не изменяется). Проанализируем последствия этих действий. Допустим, что первоначально равновесие достигалось в точке Е1 (рисунок 1.2).

                      Совокупные расходы

   

 

  
 

                                                                                  C+I+G1 

                                                            E2 
 

                                                                                                                          C1+I+G1  

                                                           E3                                                           C+I+G  

                                  E1 

                                                       

                                                        Q1    Q3              Q2 

                                                                                                                                              Доход, выпуск 

  

Рисунок 1.2 - Государственные  закупки, налоги и равновесный национальный продукт  

    Предположим,  государство увеличило закупки   товаров и услуг на 20 млн рублей, что привело к росту совокупных  расходов тоже на 20 млн рублей  и к сдвигу кривой С=I+G вверх, в положение C+I+G1. Точка равновесия переместилась из Е1 в Е2. Объем национального продукта возрос с Q1 до Q2. Введение налога величиной в 20 млн рублей сдвинет кривую C+I+G1 вниз, в положение C1+I+G1. Сдвиг произойдет на величину 15 млн рублей, так как мультипликатор налогов меньше мультипликатора расходов. Точка равновесия переместится из Е2  в Е3, а объем производства уменьшится с Q2 до Q3. 

    Исследования  известного экономиста А. Лаффера по влиянию налоговой ставки на величину ВНП (ВВП) и доходы государственного бюджета показали, что при росте налоговой ставки (t) до 30-40 процентов достаточно высокими темпами растут и ВВП, и доходы государственной казны. Затем темпы прироста доходов бюджета затормаживаются, а при переходе 50-ти процентного барьера налоговой ставки деловая активность затухает, увеличиваются масштабы теневой экономики, снижаются доходы бюджета. Такая зависимость носит методологический характер и называется кривой Лаффера (рисунок 1.3).  

                    Поступления в  

                    госбюджет от налогов (Т) 

 

  

                                        

                                             Т max

 

 

 

  

                                                                                             50%                          100% 
 

                                                                                                    Налоговая ставка (t),%  

    Рисунок  1.3 - Кривая Лаффера  

    На  практике  уровень государственных  расходов, налоговых поступлений  может  измениться даже в случае, если  правительство не принимает   соответствующих решений. Это  объясняется  существованием  встроенной стабильности, которая  определяет автоматическую (пассивную,  недискреционную) фискальную политику.  

      Размер  государственных налоговых  поступлений  в какой-то мере  изменяется  автоматически, с помощью  так называемого встроенного стабилизатора. Встроенный стабилизатор (достигнутая экономическая стабильность) – механизм, способствующий увеличению  дефицита государственного бюджета (или сокращению его чистых  налоговых поступлений) в период  спада и увеличению его чистых  налоговых поступлений (или сокращению  его дефицита) в период инфляции  без того, чтобы в это вмешивались регулирующие экономическую политику  механизмы [4; с.936]. К встроенным стабилизаторам относятся:

подоходные налоги;

косвенные налоги (в  первую очередь налог на добавленную  стоимость);

пособия по безработице;

пособия по бедности.  

    Практически  все налоги приносят больше  налоговых  поступлений по  мере роста ВВП. Напротив, когда  ВВП сокращается в периоды   спада, налоговые поступления  автоматически  уменьшаются, что  приводит к росту  расходов. 

      Можно  предположить, что удалось  достигнуть  автоматической встроенной  стабильности  экономики. Однако  автоматически  достигнутый избыток  или дефицит  фактического бюджета  в любом  конкретном году не  свидетельствует  о характере  фискальной политики. Фактический  бюджет – сумма  расходов правительства  (на закупку  товаров и услуг)  за вычетом  суммы поступивших  налогов  за любой (бюджетный)  год [4; с.934]. Дефицит при этом является  циклическим, так как он связан  с экономическим циклом и не  является итогом антициклических фискальных мер, а – побочным продуктом фискального бездействия в период спада. Экономисты решают эту проблему путем стандартизации бюджетных дефицитов и профицитов в разные годы, вводя понятие «бюджет при полной занятости» - соотношение государственных расходов и налоговых поступлений, которые сложились бы, если бы экономика в течение года функционировала в условиях полной занятости [4; с.930]. Дефицит при полной занятости называется структурным, поскольку он отражает взаиморасположение государственных расходов и налогов вне зависимости от каких-либо изменений в размерах ВВП.  

    Хотя  встроенные  стабилизаторы и позволяют   уменьшить последствия циклических   колебаний, смягчая потрясения  в  экономике, они совершенно  не способны их полностью устранить.  Поэтому  в дополнение к  ним всегда остается крайне  необходимой дискреционная  фискальная  политика государства. 

    Изначально  экономисты рассматривают дискреционную   фискальную политику в двух  ситуациях: в период спада и  при инфляции спроса. Для периода  спада характерна стимулирующая  фискальная политика, сущность которой:

увеличение государственных  расходов;

сокращение налогов;

увеличение государственных  расходов и сокращение налогов одновременно. 

    В краткосрочном  периоде она смягчает экономический  цикл. В долгосрочном – снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. Так было в 80-е годы в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики.  

Информация о работе Фискальная политика