Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:19, курсовая работа

Описание

Объект исследования – фискальная политика, проводимая правительством РФ и РБ.

Предмет исследования – фискальная политика, ее цели, инструменты и эффективность.

Цель работы - раскрыть содержание фискальной политики как инструмента регулирования государственной экономики.

Методы исследования: общенаучные методы исследования (метод анализа и синтеза, графический метод) и макроэкономические (агрегирование, моделирование).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4

1 Фискальная политика и ее механизмы…………………………………………...6

Понятие фискальной политики, ее цели, виды и инструменты………………6

Эффективность фискальной политики………………………………………..17

Фискальная политика, проводимая правительством РФ в 2009 году………22

Особенности фискальной политики в Республике Беларусь………………..25

Изменения в фискальной политике Беларуси………………………………...26

Перспективы фискальной политики…………………………………………..28

Возможности финансирования дефицита бюджета………………………….31

Заключение………………………………………………………………………….34

Список использованных источников……………………………………………...35

Работа состоит из  1 файл

Главная курсовая Беларусь.docx

— 56.04 Кб (Скачать документ)

    Приватизация  потенциально оказывает двойной   эффект, так как она одновременно  ведет к снижению расходов  на поддержку  реального сектора  и гарантирует  поступление  средств для финансирования дефицита бюджета. Однако текущая неустойчивая общемировая экономическая конъюнктура  предоставляет лишь минимальные  возможности по получению высоких доходов от продажи государственных активов в Беларуси. Привлекательные сделки возможны только в секторах, минимально пострадавших от кризиса - это снова энергетика, телекоммуникации, пищевая промышленность. Несмотря на общемировой кризис, приватизацию не следует откладывать, так как она помимо дополнительных доходов для бюджета приносит в страну новые производственные технологии, современный менеджмент, ускоряет структурные реформы, необходимые, в том числе, для сокращения дефицита текущего счета в средне- и долгосрочном периоде. 

    Еще одним  источником финансирования дефицита  бюджета является заем средств  на внутреннем рынке капитала  посредство выпуска государственных  облигаций. Помимо прочего он  предполагает развитие внутреннего  рынка долговых ценных бумаг,  который остается на достаточно  невысоком уровне развития. Ключевым  фактором тут является привлекательность   гособлигаций для внутренних  и внешних инвесторов. Кризис, растущий  дефицит текущего счета и девальвация  дают инвесторам повод сомневаться  в стабильности национальной  валюты. Для них предпочтительней  размещать свои средства в  облигации, номинированные в USD или EUR, или привязанные к их обменному курсу, страхуясь тем самым от риска инфляции и девальвации. С точки зрения правительства это нежелательный сценарий по нескольким причинам:

множество предыдущих кризисов во вновь развивающихся  странах было вызвано преобладанием  в структуре их государственного долга облигаций для внутреннего  рынка, номинированных в USD. Несмотря на то что, такой долг является внутренним, он обладает всеми свойствами, характерными для внешнего заимствования, включая проблему несоответствия валюты доходов государства и валюты обслуживания долга. Это ведет к высокому валютному риску, так как любое обесценивание национальной валюты приводит к росту расходов по обслуживанию долга;

как следствие, государство  заинтересовано в сильной и крепчающей национальной валюте, ради чего оно  может вмешиваться в монетарную политику и политику обменного курса. Такие институциональные проблемы ведут к неадекватным экономическим  решениям, нарушающим основы долгосрочного  роста, приводящим к нарастанию рисков и подрыву доверия к Центральному Банку как независимому институту. 

    В итоге  единственной благоприятной   формой заимствования в виде  долговых бумаг является выпуск  облигаций, номинированных в BYR, даже если это будет изначально требовать высоких процентных ставок. Более того, эти ставки могут оказаться плавающими, привязанными к ставке рефинансирования, что сокращает возможный доход государства от «инфляционного налога». 

    Кроме  того, развитие рынка суверенных  долговых обязательств имеет  положительные  эффекты в долгосрочном  периоде. Во-первых, в будущем  данный рынок  может стать  полноценной альтернативой заимствованию  за рубежом в иностранной валюте, что может быть очень рискованно, если судить по опыту стран  с переходной экономикой. Во-вторых, он может служить примером  для рынка частного заемного  капитала. Ликвидный рынок суверенных  долговых обязательств может  воодушевить частные компании  начать выпуск долговых бумаг,  которые являются альтернативой  банковским займам - единственному  широко доступному источнику  заемных средств в Беларуси на данный момент. В-третьих, облигации могут привлечь иностранных инвесторов, что усилит приток валюты в страну по счету капитала платежного баланса.

Наращивание долга  в качестве источника финансирования дефицита консолидированного бюджета  имеет и ряд недостатков. В  первую очередь, внутренние финансовые ресурсы остаются достаточно скудными, и выпуск большого объема государственных  облигаций может иметь эффект вытеснения частных инвестиций. Частные  финансовые средства буду переведены под контроль государства - менее  эффективного менеджера, - что негативно  скажется на долгосрочном росте. Альтернативой  может быть наращивание долга  в форме много- и двухсторонних  займов. Однако данные возможности  ограничены по причине большего объема уже выделенных средств со стороны  России и МВФ на цели финансирования дефицита текущего счета. Во-вторых, растущий государственный долг может создать  дополнительное давление на финансовую систему, так как расходы на его  обслуживание, очевидно, превысят текущий  один процент от ВВП и потребуют  дальнейшего сокращения государственных  расходов на другие статьи. 

    Таким  образом, перед Беларусью стоят  новые вызовы в области фискальной  политики. Если не будет принято  ответных мер, существует риск, что Беларусь столкнется с  высоким уровнем дефицита консолидированного  бюджета и растущим государственным  долгом, вызывающим сомнения относительно  его устойчивости. Изменения в  фискальной политике должны быть  направлены на сокращение будущего  дефицита бюджета за счет его  балансирования. Так как возможности  по увеличению доходов минимальны - текущий уровень налоговой нагрузки  чрезмерно высок и его рост  приведет лишь к сокращению  стимулов к предпринимательской  деятельности, то необходимо пересмотреть  статьи расходов бюджета. Самые  широкие возможности по снижению  расходов имеются, например, в  финансировании сельского хозяйства,  ЖКХ, государственных предприятий. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Несомненно, только научный подход, знание  и  изучение всех факторов, определяющих фискальную политику, служат гарантией  тому, что  ее относительная самостоятельность   не перерастет в независимость  от объективных экономических  отношений. Опыт показывает, что  отрыв фискальную политики от  экономики оборачивается  серьезными  экономическими трудностями, неизбежно  сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней. 

    Подводя  итоги можно сделать следующие  выводы:

фискальная политика является весьма важным инструментом в сглаживании инфляции и при  поддержании на должном уровне занятости  населения. Поэтому необходимо вырабатывать весьма четкий механизм функционирования этой политики, который определяется влиянием государственных расходов, налогов и трансфертов;

нестабильность финансовых систем, обострение социальных проблем  и замедление экономического роста  вынуждают правительства многих стран принимать различные меры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики, в том числе и меры фискальной политики. Так правительство  РФ в 2009 году провело ряд мероприятий, направленных на снижение влияние мирового кризиса на экономику, выразившихся в проведении активной стимулирующей  дискреционной политики;

что касается экономики  Беларуси, перед правительством стоят  новые вызовы в области фискальной политики. Если не будет принято  ответных мер, существует риск, что  Беларусь столкнется с высоким уровнем  дефицита консолидированного бюджета  и растущим государственным долгом, вызывающим сомнения относительно его  устойчивости. Изменения в фискальной политике должны быть направлены на сокращение будущего дефицита бюджета за счет его балансирования. Так как возможности по увеличению доходов минимальны - текущий уровень налоговой нагрузки чрезмерно высок и его рост приведет лишь к сокращению стимулов к предпринимательской деятельности, то необходимо пересмотреть статьи расходов бюджета. Самые широкие возможности по снижению расходов имеются, например, в финансировании сельского хозяйства, ЖКХ, государственных предприятий. 

 

  

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  

    1 Базылев,  Н.И. Экономическая теория: учебн.  пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. – Минск: Книжный Дом, 2004. –  608 с. 

    2 Крук  Д., Перспективы и вызовы для  политики, направленной на преодоление  экономической рецессии в Беларуси  в условиях мирового экономического  кризиса: результаты макроэконометрического  моделирования // Аналитическая записка  Исследовательского центра ИПМ.  – 2009. – РР/04/09. 

    3 Кудрин, А.Л. Мировой финансовый кризис  и его влияние на Россию // Вопросы  экономики. – 2009. - № 1. – С. 9-27. 

    4 Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебн. пособие / К.Р. Макконнел - Москва: ИНФРА – М, 2005. – 972 с. 

    5 Мамедова, О.Ю. Современная экономика: учеб. пособие / О.Ю. Мамедова. –  8-е изд., - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 416 с. 

    6 Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику: учеб. пособие / Т.Ю. Матвеева.  – 2-е изд., - Москва: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 512 с. 

    7 О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г.: Декрет Президента Республики Беларусь, 14 апреля 2008 г., № 7 // Консультант-Плюс [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008. 

    8 Сайт  электронной газеты Lenta.ru [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.lenta.ru/news/2009/03/19/budget/ - Дата доступа: 29.11.2009.

   

Информация о работе Фискальная политика