Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 05:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - на основании литературных источников изучить доходы населения, их виды и источники формирования в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
- изучить понятие, формы и факторы доходов населения;
- проанализировать доходы населения в Республике Беларусь и источники их образования;
- разработать политику государства по регулированию распределения доходов населения.
Введение
1. Доходы населения, формы и факторы их определяющие
1.1 Доходы населения и их формы
1.2 Факторы, определяющие доходы населения
2. Распределение доходов населения республики беларусь и проблема социального неравенства
3. Политика государства по регулированию доходов населения в республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
реальный размер назначенных месячных пенсий [7, с.351].
Сопоставление
показателей между собой
Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Доход является конечной целью действий каждого активногоучастника рыночной экономики, объективным и мощным стимулом его повседневной деятельности.
Но высокие личные доходы выгодны не только индивиду, это и общественно-значимая выгода, поскольку они, в конечном счете, являются единственным источником удовлетворения общих потребностей, расширения производства, а также поддержки малообеспеченных и нетрудоспособных граждан.
Получателей
рыночного дохода всегда волнуют три
вопроса: надежность его
источников, эффективность использования
дохода и оправданность налогового бремени.
Доход есть денежная оценка результатов деятельности
Доход всегда представлен деньгами, это значит, что условием его получения является эффективное участие в экономической жизни общества, сам факт получения денежного дохода есть объективное свидетельство участия данного лица в экономической жизни общества, а размер дохода - показатель масштаба такого участия.
Прямая
зависимость дохода от результатов
рыночной деятельности нарушается лишь
водном случае - при объективной
невозможности участвовать в ней (пенсионеры,
молодежь в дотрудоспособном возрасте,
инвалиды, иждивенцы, безработные).
Названные категории населения поддерживаются
всем обществом, от имени которого правительство
Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др. [1, с.634].
Средства, получаемые населением, работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов этой группы населения заработная плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д., доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствует о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу.
Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума и его трудовой мотивации.
При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.
Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:
выплат по государственному страхованию;
банковских
ссуд на индивидуальное жилищное строительство,
хозяйственное обзаведение
процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;
доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам;
выигрышей по лотереям;
временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;
выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр) [7, с.352].
Прочие денежные поступления включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины и др.
Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.
Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты.
На уровень доходов населения непосредственное влияние оказывает состояние экономики страны, проводимая социальная политика. Вместе с тем нельзя исключать также влияния на уровень доходов населения индивидуальных свойств людей, имеющих существенное значение для труда и трудовых отношений, особенно их работоспособности и трудолюбия, установки на благосостояние как на ценность и цель жизни, склонности к лидерству, предрасположенности к индивидуальной или совместной работе и т.п. Из числа факторов, оказывающих влияние на уровень доходов нельзя исключить также влияние везения и удачи [2, с. 207].
С другой стороны доходы сами оказываются фактором многих социальных явлений, в частности, влияющим на занятость, на профессионально-трудовую карьеру, качество жизни, социальные отношения, поведение и сознание людей. Так, имея достаточные средства, человек может сменить одну работу на другую, получить образование и сделать профессиональную карьеру, приобрести средства производства и стать собственником, предпринимателем или самостоятельно занятым работником.
Доходы
являются фактором расслоения общества,
возникновения в нем
С
одной стороны, население любой
страны неравномерно распределяется по
уровню доходов, с другой стороны, общий
объем доходов также
Кривые Лоренца - это кривые, показывающие, какую долю суммированных за год доходов получили различные процентные доли населения, начиная с беднейших граждан или домохозяйств и кончая самыми богатыми [1, с.635].
Методика
построения кривых Лоренца следующая.
Прежде всего "ранжируются" граждане
или домохозяйства в
Кривая Лоренца абсолютного равенства, т.е. совершенно равномерного распределения доходов, принимает форму прямой линии в случае, когда первая группа, например, первые двадцать процентов населения, получают ровно двадцать процентов всех доходов, сорок процентов населения - соответственно сорок процентов всех доходов и т.д. Чем больше кривая Лоренца, построенная по данным распределения доходов в той или иной стране, отклоняется от линии равномерного распределения доходов, тем сильнее в этой стране неравенство в распределении доходов между различными группами населения.
Индекс Джини показывает, какую долю площадь между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства составляет от площади треугольника под прямой абсолютного равенства. При этом индекс Джини, равный нулю процентов, характеризует ситуацию абсолютного равенства, а индекс Джини, равный ста процентам, свидетельствует об "абсолютном неравенстве". Поскольку в реальной жизни не существует ни абсолютного равенства, ни абсолютного неравенства, фактическое значение индекса Джини всегда больше нуля, но меньше ста процентов и чем больше его значение, тем выше неравенство в распределении доходов в стране [1, с.636].
Более
простым способом определения неравенства
в доходах населения является
определение соотношения в
Государственная политика доходов, будучи составной частью социальной политики, не сводится только к разработке государственных прогнозов и программ и представляет собой достаточно сложный механизм государственного регулирования перераспределения доходов с помощью налоговых, бюджетных, кредитных, ценовых и других рычагов. Она включает меры и нормы законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленные на обеспечение роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания и справедливого распределения.
О важности продуманных шагов в этой области говорит то обстоятельство, что снижение стимулов к высокопроизводительному труду, ставшее следствием уравнительной системы распределения доходов, послужило одной из причин краха советской социально-экономической системы. Распад СССР и переход к новой для страны форме социально-экономического развития, основанной на рыночных отношениях, потребовал совершенно новых социальных институтов новообразованного суверенного государства, регулирующих, в том числе, и формирование доходов населения.
Результатом начального этапа переходного периода (1991-1995 годы) явился экономический спад и, как его следствие, падение доходов населения. Однако последовательная и взвешенная политика государства позволила к концу 1995 года добиться стабилизации, а начиная с 1996-го обеспечить их постоянный рост, который продолжается и в настоящее время [13].
За период 1996-2008 годов реальные денежные доходы увеличились в 5,3 раза, чему способствовали высокие темпы роста ВВП, изменение доли в нем конечного потребления, а также снижение инфляции. В течение 1996-1998 годов денежные доходы населения выросли в 1,7 раза. Однако последствия российского дефолта (1998 год) негативно сказались и на благосостоянии белорусских граждан - в 1999 году их доходы снизились до уровня 97,5% по отношению к предыдущему году. В последующие годы целенаправленные меры правительства позволили обеспечить дальнейший стабильный рост денежных доходов, темпы которого в 2008 году составили 112,7% по сравнению с 2007 г. В Беларуси, в отличие от других стран с переходной экономикой, не произошло значительного расслоения населения по доходам: децильный коэффициент не превышает 6 (пороговым значением считается 8-10 раз).
Информация о работе Формирование доходов населения и политика их регулирования