Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 05:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - на основании литературных источников изучить доходы населения, их виды и источники формирования в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
- изучить понятие, формы и факторы доходов населения;
- проанализировать доходы населения в Республике Беларусь и источники их образования;
- разработать политику государства по регулированию распределения доходов населения.
Введение
1. Доходы населения, формы и факторы их определяющие
1.1 Доходы населения и их формы
1.2 Факторы, определяющие доходы населения
2. Распределение доходов населения республики беларусь и проблема социального неравенства
3. Политика государства по регулированию доходов населения в республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
В
Республике Беларусь назначаются следующие
виды государственных пособий
Система
социальной поддержки семей в
связи с рождением и
Помимо этого в Беларуси широкое распространение получили и другие социальные выплаты семьям с детьми. Среди них - льготы по оплате питания детей в детских дошкольных учреждениях (количество получателей которых составляет почти 60 тыс. семей), бесплатное питание детям первых двух лет жизни, бесплатное питание школьникам из малообеспеченных семей, льготы по оплате за пользование учебниками и другие.
Существенным
достижением социально-
В республике создана действенная система адресной поддержки социально уязвимых слоев и групп населения. В 2008 году увеличение объема ресурсов, направляемых на эти цели, повышение критерия нуждаемости для предоставления такой помощи с 60% бюджета прожиточного минимума до 100% позволило расширить охват нуждающихся. Увеличились размеры единовременной и ежемесячной помощи. Количество белорусов, которым государство помогло таким образом, в последнее время значительно возросло: в 2008 году поддержку получил каждый третий малообеспеченный житель Беларуси (в 2007 году - каждый тринадцатый). Социально уязвимым слоям населения предоставляется гарантированная адресная социальная поддержка в виде натуральной помощи, а также выделения безналичных жилищных субсидий для частичного возмещения платы за пользование жилыми помещениями и коммунальные услуги.
Рост заработной платы и других доходов населения позволил существенно снизить в Беларуси уровень малообеспеченности (бедности), который в 2007 году равнялся 7,7% [13]. Необходимо иметь в виду, что бедность как социально-экономическое явление присуща всем государствам мира.
Согласно
определению бедных как "отдельных
лиц или семьи, чьи средства настолько
малы, что они оказываются
необходимо
увязывать с национальными и
культурными особенностями
В Беларуси в основе официально принятого метода измерения уровня бедности лежит концепция абсолютной бедности, базирующаяся на учете величины среднедушевого дохода (лица) и его соотнесения с бюджетом прожиточного минимума. В стране, как известно, рассчитываются два потребительских бюджета - минимальный потребительский бюджет (МПБ) и бюджет прожиточного минимума (БПМ).
Порядок формирования МПБ, представляющего собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека, определен Законом Республики Беларусь от 9 января 1992 года "О формировании и использовании минимального потребительского бюджета". Правовой основой для определения БПМ, под которым понимается минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, является Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 года "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь".
Первоначально к малоимущим (бедным) категориям населения в Беларуси относились лица с уровнем располагаемых доходов ниже 60% минимального потребительского бюджета. Указанный норматив не был закреплен законодательно и носил рекомендательный характер. Однако негативные явления в экономике середины 90-х годов прошлого века вызвали необходимость введения нового, усеченного норматива для оказания государственной социальной помощи, которым стал БПМ. В натурально-вещественном выражении в состав БПМ, в отличие от МПБ, не включены расходы человека или семьи на культурно-просветительские мероприятия, отдых, услуги связи и некоторые другие услуги. Остальные же статьи расходов в обоих бюджетах совпадают и включают: продукты питания, одежду, обувь, предметы общесемейного пользования; лекарства; предметы санитарии и гигиены; жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые услуги; услуги детских дошкольных учреждений.
Таким образом, в соответствии с белорусским законодательством малообеспеченными гражданами (семьями) считаются граждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума. Для международных сравнений ООН и Всемирным банком в качестве пороговых значений бедности в стране было предложено использовать показатели долей населения, имеющих различный доход на человека в день, - менее 1 доллара США, менее 2,15 доллара и менее 4 долларов в день по паритету покупательной способности (ППС).
Перед международным сообществом (Саммит тысячелетия, Нью-Йорк, 2000 год) была поставлена задача к 2015 году сократить вдвое долю населения, чье материальное положение можно охарактеризовать как бедность. Беларусь взяла на себя повышенные обязательства: сократить более чем втрое в период 2000-2015 годов долю населения, живущего ниже национальной черты бедности. Анализ ситуации в данной области в нашей стране в соответствии с методическими рекомендациями ООН дает основание заключить, что эта задача успешно реализована уже сегодня.
В Беларуси наблюдается позитивная тенденция сокращения малообеспеченности, что подтверждается в том числе и международной статистикой. По данным последнего Доклада о развитии человека, в Беларуси на 4 доллара США в день в 2005 году проживало 15,9% населения. Для сравнения: в России - 45,3%, Казахстане - 56,7%, Украине - 44,7% населения. Из восточноевропейских стран бывшего социалистического лагеря: в Польше - 20,6%, Болгарии - 39,9%, Румынии - 54,8% населения [13].
Наибольшему риску бедности в Беларуси подвержены лица, проживающие в сельской местности, малых городах, а также семьи с высокой степенью иждивенчества. Однако следует отметить, что в сельской местности значительная доля населения занята в личных подсобных хозяйствах, что позволяет компенсировать расходы семей, связанные с приобретением продуктов питания. Поэтому для проживающего там населения наибольшую актуальность имеют "денежные" аспекты бедности, связанные с доступностью непродовольственных товаров и услуг.
Вторым по значимости местом концентрации бедности в Беларуси выступают малые города, где проживает примерно 6% населения страны. Это явление в малых городах страны, как и в сельской местности, во многом определяется неразвитостью локальных рынков труда, а также неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием градообразующих предприятий.
К наименее проблемным в данном отношении регионам Беларуси относится Минск, областные центры (Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев), а также Борисов, Барановичи, Бобруйск и некоторые другие крупные города, обладающие достаточно развитым экономическим, социально-культурным и интеллектуальным потенциалом.
Для
решения проблем
Расходы на социальные программы в Беларуси являются одними из самых высоких среди стран СНГ. Широко задействуется и такой механизм, как предоставление социальных льгот и гарантий, доступ к которым осуществляется по категориальному принципу. В последние годы была проведена рационализация льгот и выплат населению и их значительное сокращение. Высвобождаемые средства направляются на программы адресной социальной помощи, предоставляются наименее защищенным гражданам, а также ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам.
Не менее значимый аспект предотвращения бедности - обеспечение доступности жилья для малообеспеченных граждан и снижение социальных издержек при повышении оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. Для этого разработаны и реализуются программы жилищного строительства с учетом потребности в социальном жилье, использование по соответствующему назначению пустующих домов в сельской местности, сохранение системы безналичных жилищных субсидий для малообеспеченных граждан, снижение предельной нормы расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи для предоставления жилищных субсидий.
В результате проведенного анализа можно сформулировать следующие выводы.
Доходы населения рассматриваются как основной фактор роста благосостояния людей. Авторская концепция, основана на системной парадигме, позволяющая рассмотреть доходы населения:
во-первых, как подсистему, входящую в систему доходов общества, поскольку последние, кроме доходов населения, включают доходы хозяйствующих субъектов и государства;
во-вторых,
доходы населения представлены как
сложная система, имеющая внутреннюю
поэлементную структуру, объединяющая
доходы по источникам образования, методов
их распределения и
в-третьих, доходы населения это целостная система, имеющая свои характерные черты, цели и функции, выражающая сложную структуру экономических отношений, возникающих по поводу их образования и регулирования;
в-четвертых,
рассмотрение доходов населения
как фактора роста
в-пятых,
регулирование доходов
Особенно важное место в социальной политике Республики Беларусь занимает выработка и применение наиболее эффективного механизма формирования доходов населения. Главным ее содержанием является создание благоприятных условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства, величина которых состоит из суммы получаемой заработной платы, поступлений от владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и некоторых других. Воздействие на уровень доходов осуществляется через договорные отношения между работниками и работодателями, систему налогообложения, создание условий для роста заработной платы и другие элементы.
1. Базылев, Н.И. Экономическая теория: учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Минск: Книжный дом, 2004. - 608 с.
2. Зенькова, Л.П. Макроэкономика: Учеб. пособие / Л.П. Зенькова. - Минск: ООО "Новое знание", 2002. - 289с.
3. Лемешевский, И.М. Макроэкономика (экономическая теория Ч.3). Учебное пособие для вузов / И.М. Лемешевский. - Минск: ООО "ФУАинформ", 2004. - 576 с.
4. Лемешевский, И.М. Экономическая теория (в трех частях). Ч.1. Основы. Вводный курс: Учеб. пособие для вузов / И.М. Лемешевский. - Минск: ООО "ФУАинформ", 2002. - 632 с.
5. Лутохина, Э.А. Макроэкономика / Э.А. Лутохина. - Минск: ОДО "Равноденствие", 2004. - 377 с.
6. Макроэкономика: Социально-ориентированный подход: Учеб. пособие / Э.А. Лотухина [и др.] ; Под ред. Э.А. Лотухиной. - Минск: Тесей, 2003. - 320 с.
7. Макроэкономика: учебник / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. - Минск: Вышэйшая школа, 2007. - 480 с.
Информация о работе Формирование доходов населения и политика их регулирования