Формирование доходов населения и политика их регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 05:32, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - на основании литературных источников изучить доходы населения, их виды и источники формирования в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
- изучить понятие, формы и факторы доходов населения;
- проанализировать доходы населения в Республике Беларусь и источники их образования;
- разработать политику государства по регулированию распределения доходов населения.

Содержание

Введение
1. Доходы населения, формы и факторы их определяющие
1.1 Доходы населения и их формы
1.2 Факторы, определяющие доходы населения
2. Распределение доходов населения республики беларусь и проблема социального неравенства
3. Политика государства по регулированию доходов населения в республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Реферат курсовой работы.doc

— 216.00 Кб (Скачать документ)

  При развитии рыночных отношений возможно нарастание дифференциации населения  по доходам, которую следует удерживать в рамках, не превышающих критического значения. Вместе с тем в сфере денежных доходов населения сохраняется ряд проблем, в частности, доля оплаты труда в общей сумме доходов, несмотря на увеличение темпов их роста, продолжает оставаться относительно невысокой - 56,1% в 2008 году (таблица 2.1) [14].

  Таблица 2.1 - Структура денежных доходов населения (в процентах к итогу)

Показатель 1996г. 1998г. 2000г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г.
Денежные  доходы населения - всего 100 100 100 100 100 100 100
Оплата  труда 46,4 49,9 55,9 58,0 63,7 58,9 56,1
Трансферты населению 16,9 16,8 19,3 21,6 21,8 21,0 19,8
Доходы  от собственности 36,7* 33,3* 2,0 1,6 1,5 1,7 2,0
Прочие  доходы     22,8 18,8 16,0 18,4 22,1

  * Доходы от собственности в  сумме с прочими доходами

  Содержание  политики доходов населения в  Республике Беларусь вытекает из социальной направленности развития государства. Деятельность государства в социальной сфере, прежде всего, сориентирована на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе.

  В 2001-2008 гг. денежные доходы населения, скорректированные  на рост потребительских цен, возросли в 2,7 раза, в том числе реальная заработная плата - в 2,9, реальный размер пенсии - в 2,7 раза. Высокие темпы роста доходов белорусских граждан в 2000-е годы позволили минимизировать численность малообеспеченного населения в стране: если в 1999 году бедными были почти половина жителей, то в 2008-м - только 6,1%. В 2008 году денежные доходы населения республики возросли на 29,4%, а с учетом инфляции - на 12,7%. Наиболее пристальное внимание уделяется государством обеспечению роста заработной платы, выступающей основным, базовым доходом и в совокупных доходах семей, и в доходах бюджета [13].

  В 2008 году среднемесячная заработная плата  в Республике Беларусь увеличилась  на 26,2% при прогнозе 18,8% и составила 886 тыс. руб. В декабре 2008 г. она достигла 1 млн. руб. Реальная заработная плата  выросла на 9,9% (прогноз - 8,5%). В региональном разрезе самый высокий уровень оплаты труда - в г. Минске (1 178 тыс. руб), самый низкий - в Брестской (775 тыс. руб) и Могилевской (795 тыс. руб) областях. Среди отраслей экономики наиболее высокий рост заработной платы наблюдался в сельском хозяйстве (132,2%), строительстве (130,7%), торговле и общественном питании (130,7%), промышленности (128,4%). В меньшей степени зарплата выросла в сферах образования (115,6%), социального обеспечения (118,4%), здравоохранения (118,5%).

  Лидерами  по размеру заработной платы по-прежнему являются работники финансово-банковской сферы, органов государственного управления, науки и научного обслуживания, строительства, физической культуры и спорта, промышленности. Самыми низкими заработки остаются в сельском хозяйстве, сферах социального обеспечении и образования. При этом в республике обеспечивается последовательное укрепление минимальной заработной платы как основной государственной гарантии в области оплаты труда и формы социальной защиты низкооплачиваемых работников. Осуществляется индексация заработной платы и других доходов граждан.

  Предметом особой заботы государства является последовательное повышение уровня пенсионного обеспечения. За 2008 год  среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 25,2% при прогнозе 18,3% и составил 382 тыс. руб. Реальный размер пенсии по возрасту увеличился на 9,1% (прогноз - 8%). Финансирование выплат пенсий и пособий производится в полном объеме и в установленные сроки.

  В последние годы в Беларуси осуществлен  ряд мер по совершенствованию пенсионной системы, ее финансовому укреплению: введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование; в систему обязательного пенсионного страхования включены индивидуальные предприниматели. С начала текущего года вступил в силу Закон Республики Беларусь "О профессиональном пенсионном страховании". В нашей стране существует широкая система материальной поддержки семей с детьми: пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, обеспечение бесплатным питанием детей до двух лет, предоставление льготных жилищных кредитов и материальной помощи в погашении кредитов на строительство жилья и др. Системой социальных пособий охвачено свыше 470 тыс. детей (26% от их общей численности). В 2008 году размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет увеличен на 46%. Среднемесячный размер пособия на детей старше 3-х лет вырос на 18%.

  В течение 2008 года дважды пересматривались размеры стипендий учащейся молодежи. В настоящее время в зависимости  от успеваемости величина учебной стипендии студентов вузов варьируется от 98 до 156 тыс. руб.; учащихся ссузов и учреждений профтехобразования - от 82 до 131 тыс. руб. Размер социальной стипендии студентов вузов составляет 77 тыс. руб., учащихся ссузов и учреждений профтехобразования - 63 тыс. руб.

  С начала 2008 года существенно расширены  критерии предоставления малообеспеченным и нуждающимся гражданам государственной  адресной социальной помощи и безналичных  жилищных субсидий. В результате в 2008 году адресную помощь получили 286 тыс. человек, или каждый третий нуждающийся (в 2007 году - каждый двенадцатый). Средний размер помощи в расчете на одну семью составил 350 тыс. руб.

  Финансовые  потрясения последнего года заставляют большинство предприятий во всем мире менять подходы к организации и управлению производством, оптимизировать численность персонала, пересматривать условия оплаты труда.

  В начале 2009 года в Беларуси в отличие  от других государств не допущено заметного  снижения денежных доходов населения, хотя их рост временно замедлился. В январе 2009 г. в республике номинальная заработная плата работников увеличилась по сравнению с январем 2008 г. на 21% и составила 920 тыс. руб. По сравнению с декабрем она уменьшилась на 8%. Реальная начисленная заработная плата в январе 2009 г. по сравнению с январем 2008 г. возросла на 5,5%. При этом Правительством осуществляется комплекс мер, направленных на либерализацию условий хозяйственной деятельности, предоставление предприятиям широких полномочий в управлении производством, в области оплаты труда, недопущение необоснованного роста цен в торговле, проводится ежемесячный мониторинг уровня зарплаты работников всех сфер экономики. Дальнейший рост оплаты труда будет обеспечиваться результативностью работы всех звеньев экономики, прежде всего предприятий. Сегодня акцент в их деятельности должен быть сделан на повышении эффективности, выпуске конкурентоспособной, инновационной продукции, поиске выгодных партнерских связей, удержании традиционных и завоевании новых рынков сбыта [16].

  Одна из интересных особенностей неравенства в Беларуси в том, что неравенство расходов здесь больше неравенства доходов, хотя обычно в странах с переходной экономикой оно меньше, потому что домашние хозяйства с низким уровнем доходов используют долги или какие-то другие способы для поддержания уровня потребления. Если предположить, что домохозяйства не утаивают ни доходы, ни расходы, тогда разное неравенство доходов и расходов будет означать разные уровни сбережений для разных уровней дохода. Если же имеет место частичное сокрытие доходов (которое обычно происходит при выборочных обследованиях домашних хозяйств), большее неравенство расходов может означать, что более богатые люди и скрывают свои доходы в большей степени. К сожалению, в Беларуси вдобавок еще и нельзя исключить сокрытие расходов: из-за более высоких цен и меньшего выбора высококачественных (импортных) товаров многие белорусы отправляются за покупками за границу, обычно в Москву, Киев, Вильнюс или Варшаву. Конечно, это относится, прежде всего, к богатым людям. Это сокрытие расходов невозможно измерить, можно лишь приблизительно оценить, например, по количеству виз, выданных белорусам. !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! вставить кажуру!!!!!!!!!!!!Кстати, видимое сближение уровней неравенства доходов и расходов (рисунок 2.1) [13] может означать увеличение сокрытия расходов до уровня сокрытия доходов.

  На  рисунке 2.1 тонкие линии показывают 95% доверительные интервалы (вычислены  с помощью bootstrapping в программе Stata, модуль ineqerr). Другие индексы неравенства (Theil, Varlogs, коэффициент вариации) изменяются так же.

  Неравенство доходов достигло своего максимума в Беларуси в середине 1990-х годов. С 1995 года оно оставалось на довольно низком и стабильном уровне, выраженное как в индексе Джини, так и в индексе Тайла. Неравенство расходов (но не доходов) достигло максимума в 1999 году, после российского финансового кризиса, после чего снижалось. Тренд изменился в 2004 году, когда начался небольшой рост неравенства как доходов, так и расходов.

  

  Рисунок 2.1 - Изменение индекса Джини в Беларуси

  Интересная  особенность - в Беларуси неравенство  расходов выше, чем неравенство доходов, хотя обычно оно ниже (этот феномен  детально рассмотрен в отдельном  разделе). Тем не менее, оба вида неравенства  в Беларуси ниже, чем в других постсоветских странах.

  Региональное  неравенство распределено почти  равномерно между областями, ни в  одной из них оно не отличается в значительной мере от других. Изменения  в уровне неравенства для всей страны в основном обусловлены изменениями  неравенства в Минске, который  также имеет немного больший уровень неравенства в сравнении с другими городами.

 

3. Политика государства  по регулированию  доходов населения  в республике Беларусь

  Центральное место в доходах населения  занимает заработная плата. Механизм государственного регулирования оплаты труда реализуется через Конституцию Республики Беларусь; Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 года (с изменениями и дополнениями); ряд законов Республики Беларусь и декретов главы государства, а так В нашей стране с января 1992 года в организациях и отраслях экономики применяется тарифная система, представляющая собой совокупность нормативных актов, при помощи которых осуществляются дифференциация и регулирование размеров заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от тяжести, сложности, интенсивности труда и уровня квалификации, а также особенностей видов работ, производств и отраслей, в которых заняты работники. Это позволяет при равных экономических условиях добиться единства меры труда и его оплаты, равной оплаты за равный труд, дифференциации основной части заработной платы в зависимости от признаков, характеризующих качество труда [13].

  Основными элементами тарифной системы являются Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь, имеющая в настоящее время обязательное применение в бюджетной сфере и для работников коммерческих организаций; тарифные ставки (должностные оклады); тарифно-квалификационные справочники. В нее также включаются предусмотренные законодательством повышения тарифного характера (выплаты компенсирующего и стимулирующего характера). В качестве регулятора оплаты труда используется также тарифная ставка первого разряда.

  На  протяжении продолжительного времени  минимальная заработная плата (МЗП) не выполняла роли минимальной гарантии, поскольку служила основой не для определения размеров оплаты труда, а для выплат штрафов и пенсий. Для преодоления сложившегося противоречия в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 3 от 15 февраля 2002 года "О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы" она стала применяться исключительно в сфере трудовых отношений в качестве минимальной гарантии оплаты труда. С 1 января 2009 года МЗП установлена в размере 229700 рублей, однако ее соотношение с бюджетом прожиточного минимума (БПМ) составляет только 98%.

  За 1996-2008 годы заработная плата в нашей  стране выросла в 4,9 раза. Как показал  анализ, истекший период характеризуется  положительными тенденциями ее номинального и реального значений. Намеченные высокие темпы экономического роста в минувшем году, предпринятые меры по смягчению последствий мирового кризиса помогли обеспечить рост реальной заработной платы - 109,9%.

  В 2008 году, согласно утвержденному правительством графику, дважды повышалась тарифная ставка первого разряда Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. С декабря минувшего года ее размер составляет 77 тыс. рублей. Однако в силу начавшихся кризисных явлений в экономике страны не удалось сохранить планируемую с ноября 2008 года величину тарифной ставки первого разряда на уровне 91 тыс. рублей.

  МЗП к концу 2008 года не достигла уровня бюджета прожиточного минимума в  среднем на душу населения, что повлекло необходимость ее повышения с  начала 2009 года.

  Последствия мирового финансового кризиса не должны существенно повлиять на уровень заработной платы в нашей стране. Однако темпы ее роста в нынешнем 2009 году будут несколько ниже, чем в предыдущем: ожидается, что применительно к среднемесячной заработной плате они составят 113%, к реальной - 100,2-101,1%. В связи с этим в I полугодии 2009 года будут разрабатываться шаги по сдерживанию роста заработной платы и повышения тарифной ставки первого разряда. Тем не менее, вопросы регулирования заработной платы, в том числе график ее повышения в бюджетной сфере, намечено регулярно рассматривать правительством и увязывать с финансовыми возможностями, развитием производственных процессов, динамикой макроэкономических показателей [16].

Информация о работе Формирование доходов населения и политика их регулирования