Формы и методы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание

Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить потомство, людям необходимы пища, одежда, кров. Эти предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства при непосредственном участии различных фирм, организаций и предприятий. Поэтому знание экономики – необходимое условие понимания происходящих социально-экономических процессов и решения любых хозяйственных задач. Профессиональный экономист как основное лицо в структуре хозяйственного управления в достаточной мере должен обладать знаниями о реальных процессах и механизмах производства, позволяющими избегать ошибок и гарантировать успех дела.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Обоснование необходимости государственного регулирования
1.1 Государственное макрорегулирование: необходимость, сущность, функции государства в экономике
1.2 Методы государственного регулирования
2 Основные направления государственного регулирования экономики в Республике Беларусь
2.1 Структура государственного регулирования экономики в Республике Беларусь
2.2 Проблемы государственного регулирования и необходимость социально-экономического прогнозирования
2.3 Итоги социально-экономического регулирования экономики и причины необходимости дальнейшего развития экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

курсовая госрегулирование.doc

— 669.50 Кб (Скачать документ)

Другая группа государственно-частных  органов хозяйственного регулирования  – это советы по сферам деятельности, например: научно-технический, военно-технический, по региональной политике, по профессиональному образованию. В них входят ученые различных направлений и сотрудники многих учреждений. Их рекомендации относятся  к принципиальной ориентации экономической политики, по направлениям расходования средств из бюджета и различных фондов и жестко контролируются.  Например, в период «холодной войны» действовал запрет на поставку в СССР оборудования для глубокой переработки древесины, обработки алмазов, в области компьютеров, который неуклонно выполнялся всеми западными странами. Другой пример, это период осуществления экономических реформ в Китае с 70-х годов ХХ столетия. Всем решениям исполнительных органов по конкретным хозяйственным вопросам предшествует большая научная теоретическая разработка, ее всестороннее оппонирование в альтернативных научных коллективах. После этого решение апробируется в небольшом регионе или части отрасли. После удачного результата, осуществляется общенациональное реформирование. Этим объясняется удивительные темпы и эффективность «китайского чуда».

Обратная связь между  процессом регулирования экономики  и носителями хозяйственных интересов  довольно жесткая и эффективная.

Государственным органам  нужна оперативная информация, по возможности достоверный прогноз  поведения хозяйственных субъектов в случае принятия той или иной меры государственного регулирования. Для этого существует отработанный механизм в виде анкетных опросов, который являются одной из форм обратной связи. Опросы должны проводиться специализированными научно-исследовательскими центрами. Такие центры проводят анкетирование определенного круга компаний и индивидуальных предпринимателей, отражающих по отраслевой структуре и размерам капитала и оборота, социально-экономическую структуру страны. Предприниматели за ответы на анкеты, на льготных условиях получают от научного центра обзоры и прогнозы, в которых они заинтересованы,  и с готовностью сотрудничают с центром. После обобщения и отработки данных, определяют количественный эффект мультипликатора в денежно-кредитной сфере, степень сравнительной эффективности отдельных инструментов (при помощи какого инструмента расходование единицы государственных средств принимают максимальный эффект, в достижении конкретной цели), взаимозависимость и совместимость отдельных инструментов. Далее, при помощи межотраслевого баланса определяют конечное воздействие потенциальных регулирующих мер на экономику страны и разрабатывают конкретные рекомендации для министерств экономики и финансов  в зависимости от приоритетов целей государственной экономикой политики и от реальных средств, находящихся в распоряжении у регулирующих органов.

Объекты ГРЭ – это  регионы, отрасли, а также ситуации, явления  и условия социально-экономической  жизни страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального развития и поддержания социальной стабильности. Для стран с переходной экономикой объектом ГРЭ является вся экономическая система.

Основные объекты управления: экономический цикл; отраслевая и  региональная структура хозяйства; условия накопления капитала, занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения; подготовка  и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи.

Перечисленные объекты  носят различный характер; они  охватывают макро-, мезо- и микроэкономические процессы – хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах  страны, условия конкуренции, экономический порядок, структурная политика, территориальные комплексы, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Объекты государственного управления экономикой различаются в зависимости от уровня решаемых  ими задач: уровень предприятия, отрасли, региона, сектора экономики, хозяйства в целом, глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).

Государственное регулирование  экономики призвано выражать и воплощать  цели, задачи, интересы страны и народа.

Поэтому, под государственным  регулированием экономикой надо понимать совокупность мер осуществляемых государственными органами, направленных на упорядочение, корректировку и поддержание социально-экономических процессов развития общества, которые отражают экономическое развитие и необходимый уровень благосостояния страны.

Государственное регулирование  экономики конкретизирует принципы государственного вмешательства в экономику для реализации его стратегических целей в текущем периоде в разрезе следующих взаимосвязанных приоритетных направлений деятельности государства:

  • институциональная политика по изменению организации экономики, созданию новых или устранению старых экономических, социальных и финансовых институтов, изменению их функций и связей;
  • структурная политика в области изменения макроэкономических пропорций между конечным потреблением и валовым накоплением, доходами и расходами государства, экспортом и импортом, отраслевых и региональных структур экономики;
  • инвестиционно-инновационная политика по установлению масштабов инвестиций, их источников и направлений использования, по созданию соответствующей инновационной активности и восприимчивости субъектов хозяйствования;
  • денежно-кредитная политика в области формирования денежной массы и ее агрегатов, ресурсной базы банковской системы страны, развития фондового рынка, управления кредитными ресурсами, установления режима обратимости валюты и эффективного курса национальной валюты;
  • финансовая политика в области формирования и использования государственных финансовых ресурсов, управления государственным долгом и дефицитом бюджета, контроля за целевым использованием средств государственного бюджета, установления эффективной налоговой системы;
  • таможенная политика в области формирования взвешенной таможенно-тарифной политики, влияния ее на конкурентоспособность страны и политику импортозамещения;
  • политика в сфере поддержки предпринимательства и деловой активности в стране, по созданию условий высокой конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей;
  • политика в области создания и эффективного использования логистической системы;
  • политика в регулировании отношениями собственности, социальной справедливости и социальных процессов, в развитии социальных функций государства; региональная политика по отношению к экономической интеграции районов и их социально-экономическому развитию;
  • внешнеэкономическая политика по отношению к экспорту и импорту товаров и услуг, привлечению иностранного капитала и вывозу капитала за рубеж;
  • политика в области охраны окружающей среды, поддержание политики энергосбережения как важного фактора повышения эффективности экономики и охраны окружающей среды;
  • политика в области построения экономической безопасности страны, регулирования использования монетарных факторов, природных ресурсов, продовольственных запасов, качества питания и сферы жизнедеятельности населения;
  • политика в области обеспечения обороны.

Приоритеты государственной экономической политики изменяются в зависимости от исторического этапа развития страны. Так сейчас в нашей стране, например, к приоритетной можно отнести политику в области приватизации, созданию денежного капитала общества, интеллектуального капитала по образцу западных стран, увеличение в 4-5 раз ресурсной базы банковской системы,   иституциональной и структурной политики для гармоничного экономического развития.

Перед каждым приоритетным направлением ставятся соответствующие  цели, разрабатывается определенная стратегия их достижения.

Основной целью регулирования  экономики является экономический  рост, который характеризуется «долгосрочным  увеличением способности хозяйства  обеспечивать все более разнообразные  потребности населения с помощью  все более эффективных технологий и соответствующих им институциональных и идеологических изменений» (С.Кузнец. Нобелевский лауреат 1977 г.). От цели распространяется «дерево» частных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами управления. Все цели находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута автономно от других. Например, невозможно представить стимулирование инноваций без создания благоприятных условий накопления капитала на предприятиях и в целом, без соответствующих структурных изменениях на предприятиях, без создания соответствующих монетарных факторов.

Названные цели частично перекрывают одна другую; одна может  оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой ситуации субъектами управления и от установленной правительственными органами на данный отрезок времени системы приоритетов целей. Любая цель может служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели.

В «дереве целей» возможны не только отношения подчинения конкретных целей генеральной, но и отношения  соподчинения и взаимозависимости  между самими конкретными целями, т.е., конкретные цели внутри «дерева целей» могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д. Положение показателей на «дереве целей» нестабильно, постоянно меняется в зависимости от хозяйственной ситуации и экономических задач. Во время переходного периода, например, главным является сохранение денежного капитала от предыдущей экономической системы.

Так основными целями государственного регулирования экономики  на предстоящий период должны быть:

1. Достижения параметров  монетарной сферы до уровня  развитых стран, это:

  • доведение денежной массы по объему равному величине валового внутреннего продукта;
  • создание фондового рынка с капитализацией,  < ВВП 100%;
  • установление курса валюты по паритету покупательской способности;
  • введение нормальной ипотеки.

2. Реструктуризация отечественных предприятий с целью уменьшения глубины переработки продукции:

  • создать соответствующую логистическую систему в стране;
  • перейти на стандарты ИСО 9000 всем субъектам хозяйствования;
  • внедрить CALS-технологии;
  • перейти на мировые цены.
  1. Довести стоимость основных факторов производства до уровня европейских стран.
  1. Создать соответствующий деловой климат в стране, что позволит функционировать 350-400 тыс. малых предприятий в стране.
  2. Довести рентабельность субъектов хозяйствования до 32-35%, что позволит им аккумулировать капитал для инвестиций в инновации.
  3. Свести до минимума изменения нормативной базы, ввод в действие осуществлять через 3 года после разработки.

Кроме того, государственное  регулирование экономики предлагает решение следующих задач:

    • оптимальное распределение расходных и доходных полномочий между органами власти различных уровней;
    • повышение заинтересованности региональных органов власти в расширении налоговой базы путем создания стимулов в системе межбюджетных отношений;
    • развитие и оптимизация в регионах социальной, инженерной транспортной, рыночной, производственной, телекоммуникационной инфраструктуры;
    • изменить режим конвертируемости  валюты с целью недопущение закупки товаров производящихся отечественными производителями;
    • ввести понятие «критический импорт» как в разрезе отраслей так и по регионам, обеспечить самоокупаемость в валюте всех субъектов хозяйствования, отраслей и регионы;
    • создать систему распределения валютных резервов по приоритетам структурной политики;
    • сконцентрировать финансовые усилия на нескольких приоритетных макротехнологиях с целью усвоения их на 30-40% субъектов хозяйствования от всего количества с добавленной стоимостью не менее 1000%.  

Оптимально сочетая  рыночные и государственные регуляторы, государство в рыночной экономике обеспечивает благополучие нации в целом, охрану ее интересов, стабильность и укрепление экономического строя внутри страны и за рубежом. Этим и определяются цель государственного регулирования экономики и роль государства в рыночной экономике. 

В качестве классических функций государства в данной сфере выделяются:

1) законодательное обеспечение  рыночных отношений;

2) производство общественных  благ;

3) организация денежного  обращения;

4)организация таможни,  контроль за внешней экономической деятельностью;

5) государственное предпринимательство,  организация производства товаров  особого рода (оружейные заводы, алкоголь и табак, золотодобыча и т. п.).

В современных условиях у государства в сфере экономики обозначаются новые функции, которые имеют предметную, национальную и политическую характеристику.

- разработка общенациональной  стратегии развития;

- стабилизация и экономический  рост;

- развитие рыночного  механизма;

- формирование правовой  базы;

- социальное выравнивание;

- охрана окружающей среды;

- научно – технический  прогресс;

- обеспечение экономической  безопасности.

Разработке национальной стратегии всегда предшествует подготовка научной концепции социально-экономического развития страны.

Стабилизация определяется в зависимости от того, какие параметры развития национальной экономики выделены в качестве стратегических.

 

1.2 Методы государственного  регулирования

 

Выделяют две основные формы вмешательства государства  в экономику:

  1. прямое вмешательство через административные средства, которые базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения;
  2. косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики и ее приоритеты.

Меры административно-распорядительного управления основаны на принуждении, запретах, ограничениях: объект управления обязан выполнять указания субъекта вне зависимости от собственной воли и желаний, в случае неисполнения виновные лица подлежат наказанию. Такое управление типично для централизовано управляемой экономики, но в самых разнообразных проявлениях административное распорядительство присуще и рыночной экономике с той лишь разницей, что в последней, командные начала не проявляются в столь обширных масштабах и в столь явной форме, как в экономике, управляемой из единого центра.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики