Формы и методы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание

Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить потомство, людям необходимы пища, одежда, кров. Эти предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства при непосредственном участии различных фирм, организаций и предприятий. Поэтому знание экономики – необходимое условие понимания происходящих социально-экономических процессов и решения любых хозяйственных задач. Профессиональный экономист как основное лицо в структуре хозяйственного управления в достаточной мере должен обладать знаниями о реальных процессах и механизмах производства, позволяющими избегать ошибок и гарантировать успех дела.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Обоснование необходимости государственного регулирования
1.1 Государственное макрорегулирование: необходимость, сущность, функции государства в экономике
1.2 Методы государственного регулирования
2 Основные направления государственного регулирования экономики в Республике Беларусь
2.1 Структура государственного регулирования экономики в Республике Беларусь
2.2 Проблемы государственного регулирования и необходимость социально-экономического прогнозирования
2.3 Итоги социально-экономического регулирования экономики и причины необходимости дальнейшего развития экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

курсовая госрегулирование.doc

— 669.50 Кб (Скачать документ)

Государственное регулирование может осуществляться и с помощью кредитов, посредством изменения учетных ставок Центральным банком. Для стимулирования наиболее важных сфер деятельности (производства продовольственных товаров, малого и среднего бизнеса) может применяться льготное кредитование, льготное налогообложение, инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа).

Налоговое регулирование  осуществляется с помощью налоговых  ставок и налоговых льгот. Размеры  налоговых ставок должны учитывать  потребности государства в бюджетных поступлениях и должны определяться на компромиссной основе государства и заинтересованности предприятий в их деятельности и инвестировании.

В целях поддержания  приоритетных, социально значимых отраслей, программ применяются налоговые  льготы, имеющие целевой характер: например, для развития и поддержки малого предпринимательства.

Приведенные выше формы  проявляются с помощью системы  методов регулирования прямого  и косвенного воздействия. К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда торговых предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

Прямые методы предполагают вмешательство государства в  функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание  или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.

Переход к рыночной экономике  в нашей стране коренным образом  изменил содержание и суть экономических  отношений между участниками в процессе их деятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование.

Правовые методы государственного регулирования торговли призваны обеспечить прочную правовую основу торговой деятельности с помощью законодательных, судебных и административных способов.

Государство осуществляет свое регулирование на основе нормативно-правовых актов. Государственное регулирование торговой деятельности основывается на положениях Конституции Республики Беларусь - высшем юридическом акте государства.

Кроме этого, важную роль играет контрольно-регулирующая функция  системы государственного регулирования.

Косвенные методы — осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия. Они ориентированы на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования; применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической мотивации; контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами.  

Реализация этих форм и методов в Республике Беларусь осуществляется посредством эффективной  политики государства.

Все большее место в системе государственного регулирования занимает прогнозирование, выступающее как самостоятельная форма регулирования и как научно-аналитическая стадия планирования. Прогнозирование — это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии и альтернативных путях его достижения.

Социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения, представления о будущем, обусловленном закономерностями общественного развития и действием разнообразных и разнонаправленных факторов в прогнозируемом периоде. В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» прогноз — это система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по их обеспечению. Вероятностный характер прогнозов позволяет судить о возможном состоянии экономического и социального развития объекта в будущем, альтернативных путях его развития, обосновывать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование следует рассматривать как обязательный атрибут перспективного планирования, его научно-аналитическую стадию. Благодаря прогнозам становится возможным на различных уровнях управления составлять научно обоснованные перспективные планы экономического и социального развития, определять потребности внутреннего и внешнего рынков.

Роль прогнозов особенно велика для разработки социально-экономической концепции и основных направлений развития народного хозяйства на долгосрочную перспективу, а также для анализа динамики и структуры общественных потребностей и запасов ресурсов, влияния научно-технического прогресса и его последствий на народнохозяйственные пропорции, ресурсосбережение и повышение эффективности производства. В условиях рыночных отношений прогнозы дают возможность не только определить перспективу изменения общественных потребностей, но и предвидеть условия и факторы развития народного хозяйства, последствия различных направлений структурной, финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики. Они раскрывают картину будущего, положительные и отрицательные тенденции, альтернативы, противоречия и меры по их разрешению.

Однако прогнозирование выступает и как самостоятельная форма государственного регулирования. Пример тому планы-прогнозы, выступающие как форма государственного регулирования социально-экономического развития Республики Беларусь на пути становления рыночных отношений. Кроме того, многие процессы и явления не всегда поддаются планированию, но могут являться объектами прогнозирования. Например, демографические процессы, уровень развития личного подсобного хозяйства и др.

Все многообразие используемых прогнозов можно представить через следующие виды: экономические, прогнозы природных ресурсов, научно-технические, демографические и прогнозы социального развития.

Экономические прогнозы исследуют перспективное развитие производительных сил и производственных отношений: производительность труда, использование и воспроизводство трудовых ресурсов, основных фондов, объем и состав капитальных вложений, их эффективность, темпы экономического роста, развитие отраслей и народнохозяйственных комплексов, динамику, состав и качество выпускаемой продукции и т.д.

Прогнозы социального развития и повышения уровня жизни населения могут включать: потребление населением продуктов питания и непродовольственных товаров, розничный товарооборот, развитие отраслей социальной сферы, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, народное образование, культуру, искусство, здравоохранение, отдых, туризм и др. Эти прогнозы представляют собой сложный комплекс исследований, касающихся разнообразных сторон жизни народа.

Прогнозы природных ресурсов и вовлечения их в хозяйственный оборот охватывают все виды ресурсов, составляющих естественную базу общественного производства и природную среду: топливо, минеральные ресурсы, ресурсы мирового океана, некоторые виды энергии, растительный и животный мир, а также охрану окружающей среды. Сырьевые ресурсы — условия залегания, объем, состав — влияют на развитие производства, его специализацию, размеры, структуру, величину транспортных издержек, в конечном итоге — на эффективность производства. В связи с возросшими масштабами добычи и использования природных ресурсов и их невозобновляемостью быстро уменьшаются запасы угля, нефти, газа, торфа и других ресурсов. Поэтому сейчас стоит задача перехода к использованию ресурсов более низкого качества, с меньшим содержанием полезного компонента, к освоению месторождений в труднодоступных районах, применению вторичных и попутных ресурсов. Все это должно найти отражение в прогнозах, включая количественную и качественную их оценку.

Научно-технические прогнозы рассматривают достижения научно-технического прогресса, существенно влияющие на размещение производства, природные факторы. Например, производство и использование атомной энергии, строительство АЭС, передача энергии на сверхдальние расстояния позволяют изменить размещение энергоемких производств.

Такие прогнозы раскрывают возможности повышения эффективности производства, совершенствования методов и средств управления, улучшения использования природных ресурсов, обеспечения обороноспособности страны, степень и способы удовлетворения личных и общественных потребностей населения.

Выделяют три вида научно-технических прогнозов:

  • прогнозы развития науки как одной из сфер человеческой деятельности - основных фундаментальных и прикладных исследований;
  • прогнозы развития и внедрения достижений научно-технического прогресса в народное хозяйство;

• прогнозы последствий научно-технического прогресса. Демографические прогнозы охватывают движение народонаселения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень занятости трудоспособного населения, его квалификационный и профессиональный состав. Динамика народонаселения рассматривается на основе половозрастной структуры, данных о рождаемости и смертности, территориальном размещении населения. Они дают прогнозную информацию о возможном количестве семей, их средней величине, направлении и интенсивности миграционных потоков, продолжительности активной трудовой деятельности, средних возрастах начала и окончания трудовой деятельности, выхода на пенсию, средней продолжительности жизни. На основе демографических прогнозов планируют объем и структуру общественных потребностей населения, производство предметов личного потребления, развитие народного образования, здравоохранения и т.д.

Все перечисленные прогнозы взаимоувязаны и базируются на теоретических исследованиях и наблюдениях, закономерных процессах в природе и обществе. Они позволяют предвидеть, что произойдет в той либо иной сфере при соответствующих условиях и предпосылках.

На макроэкономическом уровне прогнозируются:

  • ВВП и его производство, распределение, потребление;
  • трудовые ресурсы, их распределение между производственной и непроизводственной сферами, а внутри сферы — между отраслями;
  • производство товаров и услуг;
  • производительность общественного труда в масштабах производственной сферы; материалоемкость и энергоемкость ВВП, производимых товаров и услуг;
  • производственные основные и оборотные фонды, объем инвестиций в основной капитал;
  • основные финансовые потоки (первичные доходы государства, населения) и их использование и т.д.

В системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь прогнозирование используется как форма государственного регулирования экономики и как научная основа для принятия органами законодательной и исполнительной власти решений в области социально-экономического развития республики. В соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» государственные прогнозы в республике разрабатываются на долгосрочную (10-15 лет), среднесрочную (5 лет) и краткосрочную перспективы. Основой для разработки прогнозов служит комплексный анализ социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов, состояния природных ресурсов, внешних и внутренних политических, экономических и других факторов, перспективы их изменения.

Разрабатывается несколько вариантов прогнозов, в них отражаются количественные показатели и качественные характеристики макроэкономической ситуации, экономической и социальной структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки. Прогнозы разрабатываются по республике в целом, по народнохозяйственным комплексам и отраслям, по административно-территориальным единицам.

 

2.3 Итоги социально-экономического  регулирования экономики и причины  необходимости дальнейшего развития  экономики

 

Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь за 2010 год  свидетельствуют о поступательном восстановлении экономики и характеризуются следующей динамикой показателей.

Темп роста валового внутреннего продукта в 2010 году составил 107,6% к уровню 2009 года, при прогнозе на год — 111-113%. По сравнению с январем-ноябрем т.г. прирост составил 0,2 п.п.

Прирост на 0,2 п. п. обусловлен более высокими темпами роста  в январе-декабре базовых отраслей: промышленность (111,3% против 110,6% в январе-ноябре); строительство (объем строительно-монтажных  работ 119,3 и 117,2%), а также сохранением активности на потребительском рынке республики.

 

Рисунок 1 – ВВП в  Беларуси за 2010 год

Примечание – Источник: [12]

 

Удельный вес в ВВП  добавленной стоимости промышленности в 2010 году составил 26,8%, сельского хозяйства  – 7,5%, строительства – 11%, транспорта и связи – 9,5%, торговли и общественного питания – 11,1%.

По итогам 2010 года индекс физического объема производства продукции  промышленности по набору товаров-представителей к 2009 году составил 111,3%, превысив нижнюю границу годовых прогнозных значений на 1,3 п.п. (110-112%).

 

Рисунок 2 – Производство промышленной продукции в Беларуси в 2010 году

Примечание – Источник: [12]

 

В отраслевом разрезе  прирост промышленного производства к уровню 2009 года обеспечен в машиностроении и металлообработке (на 16,7%), в электроэнергетической отрасли (на 12,9%), химической и нефтехимической промышленности (на 13,3%), в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (на 14,9%), черной металлургии (на 16,0%), в промышленности строительных материалов (на 9,4%), в легкой промышленности (на 11,4%), пищевой (на 9,5%). Снижение же индекса промышленного производства произошло только в топливной промышленности, которое составило 16,1 п.п.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики