Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:34, курсовая работа
Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить потомство, людям необходимы пища, одежда, кров. Эти предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства при непосредственном участии различных фирм, организаций и предприятий. Поэтому знание экономики – необходимое условие понимания происходящих социально-экономических процессов и решения любых хозяйственных задач. Профессиональный экономист как основное лицо в структуре хозяйственного управления в достаточной мере должен обладать знаниями о реальных процессах и механизмах производства, позволяющими избегать ошибок и гарантировать успех дела.
ВВЕДЕНИЕ
1 Обоснование необходимости государственного регулирования
1.1 Государственное макрорегулирование: необходимость, сущность, функции государства в экономике
1.2 Методы государственного регулирования
2 Основные направления государственного регулирования экономики в Республике Беларусь
2.1 Структура государственного регулирования экономики в Республике Беларусь
2.2 Проблемы государственного регулирования и необходимость социально-экономического прогнозирования
2.3 Итоги социально-экономического регулирования экономики и причины необходимости дальнейшего развития экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В самом общем виде объектами государственного регулирования являются макро- и микроэкономика.
Макроэкономика представляет собой единый народнохозяйственный комплекс, который имеет специфическую хозяйственную базу и характеризуется особыми вертикальными связями между государственными органами и отдельными хозяйствующими субъектами. Материальный фундамент макроэкономики - национальное богатство.
В рамках макроэкономических процессов объектами регулирования могут выступать: экономический цикл, секториальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, кадры (подготовка, переподготовка), окружающая среда, внешнеэкономические связи.
Микроэкономика может быть представлена отдельными экономическим агентами: фирмами, домохозяйствами. Фирма как юридическое лицо является хозяйственной организацией. Домохозяйство - это экономическая единица, состоящая из одной или более единиц.
Беларусь находится на начальном этапе трансформации своего хозяйства в социально ориентированную рыночную экономику.
Социально ориентированная белорусская модель предполагает тип рыночной экономики, основой которой является плюрализм форм собственности, значительная степень участия государства в обеспечении эффективного функционирования экономики, регулировании доходов населения и занятости, формировании условий, обеспечивающих удовлетворение наиболее значимых потребностей всего населения. Такой тип экономики является повернутым и открытым для всех.
Но формируемая модель белорусской экономики при общих признаках будет существенно отличаться от других социально ориентированных моделей, например, шведской, французской. В ней должны отражаться особенности республики, она должна соответствовать современным возможностям народа Беларуси, его истории, культуре и менталитету.
Формируемая модель использует опыт мирового экономического развития, исходит из признания большого потенциала рыночной экономики, учитывает объективную мировую тенденцию к регулированию рыночной экономики обществом в лице государства.
Одна из особенностей белорусской модели - сильная роль государства, т.е. значительно большая, чем в других странах, «глубина его погружения» в протекающие социально-экономические процессы.
Генеральной целью государственного регулирования экономики являются экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. Достижение генеральной цели требует реализации множества конкретных целей, которые в совокупности с генеральной образуют дерево целей.
Цели государственного регулирования экономики разрабатываются и реализуются в тесной увязке друг с другом и, как правило, в современных правительственных и партийных программах в различных странах формируются в виде многоугольников:
Наиболее распространены четырех- и пятиугольник, называемые магическими.
Стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является поступательное движение к обществу постиндустриального типа, с учетом национальных особенностей, для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании.
Это генеральная цель. Ее достижение предполагает поэтапное развитие экономики Республики Беларусь, что отражено в прогнозных и программных документах страны. В Концепции развития народного хозяйства Республики Беларусь на 2001-2015 гг. выделены следующие этапы и их задачи:
• в период 2011-2015 гг. намечено заложить основы постиндустриального общества, приступить к формированию нового технологического базиса производства, осуществить переход к инновационной конкурентоспособной ресурсосберегающей модели экономики на основе рационального сочетания рыночных механизмов и методов государственного регулирования.
Реализация основных направлений и целевых установок социально-экономического развития страны во многом предопределяется наличием действенной организационной структуры государственного управления.
Организационная структура государственного управления концентрирует в себе многообразные возможности государства и представляет собой определенный состав, организацию и взаимосвязь системообразующих элементов. Она обусловлена общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе и обеспечивает формирование и реализацию управленческого воздействия государства на протекающие в обществе процессы.
Основополагающими признаками организационной структуры являются:
Самообразующим элементом организационной структуры выступает государственный орган - единичная структура власти, формально созданная государством для осуществления закрепленных за ним целей и функций (например, министерство, комитет). Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. В них принимаются и реализуются управленческие решения.
Многогранность функций государства, разнообразие связей с обществом и протекающими в нем политическими, социально-экономическими, научно-техническими, экологическими и другими процессами определяют разнонаправленность и разнохарактерность деятельности органов государственного управления, способы и меру их воздействия и участия в этих процессах. Организационная структура должна обеспечивать и регламентировать:
• реализацию прав и ответственность при решении управленческой задачи;
• полное соответствие исполнения объему компетенций и прав.
Деятельность органов государственного управления основывается на Конституции государства и принятых в соответствии с ней законодательных актах. Конституция разделяет государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. В классическом варианте разделение властей представлено институтами:
• судебная власть - органы правосудия и надзора.
Каждая из ветвей власти имеет систему органов, учреждений и лиц, обеспечивающих реализацию властных функций через соответствующий механизм реализации.
Непосредственное управление обществом и протекающими в нем процессами обеспечивает исполнительная власть в строгом соответствии с принятыми законами.
На сегодняшний день в мировом масштабе нет единой классификации органов управления, но существуют критерии построения организационной структуры управления:
В организационной структуре выделяются институциональные структуры государственного управления, например, банковская система (Национальный центральный банк, государственные, коммерческие банки). Традиционно по объектному признаку различают «блоки органов управления» процессами:
На организационную структуру государственного управления оказывают влияние внешние и внутренние условия и факторы, социально-экономические и политические требования. Во многом организационная структура зависит от человеческого потенциала, информационного обеспечения, стиля государственного управления, от способности государственного аппарата осваивать современные научные методы и технические средства управления.
В соответствии с Конституцией Республика Беларусь является унитарным, демократическим, социальным, правовым государством. Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и граждан выступает Президент.
Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а также декреты, имеющие силу законов, и обеспечивает их исполнение. Президент образует, упраздняет и реорганизует:
С согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра, назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов. С согласия Совета Республики Президент назначает на должность Председателя и членов Правления Национального банка и освобождает их от должности. Назначает и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля. Назначает на должность руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус.
Органы государственной власти Республики Беларусь включают:
• Комитет государственного контроля.
Представительным и законодательным органом Республики Беларусь является Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики.
Для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей, из числа депутатов Палаты на срок их полномочий формируются постоянные комиссии:
Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики