Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:43, реферат
Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Кока-кола", "Адидас", "Ксерокс", "Шелл", "МаКДональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг. Если обратиться с вопросом “Что такое франчайзинг?” к нашим соотечественникам, вряд ли наберется и 10% тех, кто сможет уверенно объяснить суть данного явления.
ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________________________3
1. ПОНЯТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА________________________________________________5
1.1 ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ_____________________________________________5
1.2 КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА____________________________7
2. ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА ___________________________________________________9
2.1 ТОВАРНЫЙ ФРАНЧАЗИНГ________________________________________________9
2.2 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ___________________________________11
2.3 ДЕЛОВОЙ ФРАНЧАЙЗИНГ_______________________________________________12
2.4 ДРУГИЕ ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА_________________________________________13
2.5 ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ СИСТЕМ____________________________________14
3 ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА________________________16
3.1 ПРЕИМУЩЕСТВА ФРАНЧАЙЗИНГА_______________________________________16
3.1.1 ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ФРАНЧАЙЗОРА__________________________________16
3.1.2 ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИ_____________________________________18
3.2 НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА__________________________________________20
3.2.1 НЕДОСТАТКИ ДЛЯ ФРАНЧАЙЗОРА______________________________________20
3.2.2 НЕДОСТАТКИ ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИ________________________________________22
4. ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ__________________________________24
4.1 ПРЕДМЕТ И ИНЫЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ_______________________________________________________________25
4.2 ОБЪЕКТЫ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ_____________________25
4.3 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ_______________________________________________________________26
4.4 ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ_______________________________________________________________29
4.5 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ_______________________________________________________________29
4.6 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ_________________29
4.6.1 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ____________________________________________________________________29
4.6.2 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ___________________________________________________________________30
5. ПРАКТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ___________________________________31
5.1 ИМИДЖ-ВСЕ____________________________________________________________34
5.2 ФРАНЧАЙЗИНГ В ЦИФРАХ И СУММАХ___________________________________39
5.3 ТРИ ПУТИ_______________________________________________________________41
5.4 УЯЗВИМЫЕ МЕСТА______________________________________________________42
5.5 ПОКУПКА ФРАНШИЗЫ__________________________________________________45
5.5.1 ВОПРОССЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ЗАДАТЬ ФРАНЧАЙЗЕРУ___________47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________________________________52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________________________________54
ПРИЛОЖЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ФИНАНСЫ»
ТЕМА
«ФРАНЧАЙЗИНГ»
Студентки группы 3 ФК-41сз
Козиной Елены Григорьевны
Проверил Изюмова Ольга Николаевна
Волгоград
2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ______________________
1. ПОНЯТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА__________
1.1 ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ_________
1.2 КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ФРАНЧАЙЗИНГА__________________
2. ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА ______________________________
2.1 ТОВАРНЫЙ ФРАНЧАЗИНГ___________
2.2 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ__
2.3 ДЕЛОВОЙ ФРАНЧАЙЗИНГ___________
2.4 ДРУГИЕ ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА______
2.5 ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ
СИСТЕМ________________________
3 ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
ФРАНЧАЙЗИНГА__________________
3.1 ПРЕИМУЩЕСТВА ФРАНЧАЙЗИНГА_____
3.1.1 ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ФРАНЧАЙЗОРА__
3.1.2 ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИ____
3.2 НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА_______
3.2.1 НЕДОСТАТКИ ДЛЯ ФРАНЧАЙЗОРА____
3.2.2 НЕДОСТАТКИ ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИ______
4. ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ
КОНЦЕССИИ_____________________
4.1 ПРЕДМЕТ И ИНЫЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ
УСЛОВИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ
КОНЦЕССИИ_____________________
4.2 ОБЪЕКТЫ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ
КОНЦЕССИИ_____________________
4.3 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
СТОРОН ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ
КОНЦЕССИИ_____________________
4.4 ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ
ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ
4.5 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ
4.6 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА
КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ________
4.6.1 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА
КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В
4.6.2 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА
КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В
5. ПРАКТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА
В РОССИИ______________________
5.1 ИМИДЖ-ВСЕ_____________________
5.2 ФРАНЧАЙЗИНГ В ЦИФРАХ
И СУММАХ______________________
5.3 ТРИ ПУТИ______________________
5.4 УЯЗВИМЫЕ МЕСТА________________
5.5 ПОКУПКА ФРАНШИЗЫ______________
5.5.1 ВОПРОССЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО
ЗАДАТЬ ФРАНЧАЙЗЕРУ___________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение.
В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы.
Целью моей работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.
Задачей исследования информации в данной курсовой работе является определить понятие франчайзинга, механизм функционирования франчайзинга как в России, так и за рубежом, используя опыт различных компаний, работающих по такой схеме ведения бизнеса.
Не должен остаться без внимания в этой курсовой работе практический раздел ведения франчайзинга на основе договора коммерческой концессии, так как в бизнесе юридический аспект никогда не оставался в стороне, а наоборот является иногда основным рычагом.
Сегодня в России
уже никого не удивить
Структура данной курсовой работы будет включать в себя пять глав, которые в свою очередь поделены на подразделы.
Первый блок работы будет
включать в себя общее понятие
франчайзинга. В нем конкретно
будут рассматриваться основная
терминология и критерии эффективности
франчайзинга. Далее во второй главе
я постараюсь охарактеризовать виды
франчайзинга. Рассмотрению будут подлежать
товарный, производственный, деловой
и другие виды франчайзинга, а так
же виды франчайзинговых систем. В
третьей главе курсовой путем
анализа будут выявлены преимущества
и недостатки франчайзинга. В четвертом
блоке работы постараюсь уделить
внимание юридической стороне
1. ПОНЯТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА
1.1 ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
Нельзя не отметить, что
для нашей экономики
Франчайзинг - как правило,
регулируется главой 54 ГК РФ. По договору
коммерческой концессии одна сторона
(правообладатель) обязуется предоставить
другой стороне (пользователю) за вознаграждение
на срок или без указания срока
право использовать в предпринимательской
деятельности пользователя комплекс исключительных
прав, принадлежащих правообладателю,
в том числе право на фирменное
наименование и (или) коммерческое обозначение
правообладателя, на охраняемую коммерческую
информацию, а также на другие предусмотренные
договором объекты
Договор коммерческой
концессии предусматривает
Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (ст. 1027 ГК РФ).
В России, франчайзинг не всегда подразумевает использование договора коммерческой концессии в основе своей правовой базы. В рамках франчайзинга могут заключаться следующие договора: договор коммерческой концессии, договор поставки, агентский, лицензирования, товарного кредита, ответственного хранения, купли-продажи, и еще ряд других.
Франшиза - право осуществлять определенную экономическую деятельность с использованием принципа франчайзинга, закрепленное договором, соглашением, а также деятельность (производство, оказание услуг и т.п.) осуществляемая с использованием принципа франчайзинга.
Франчайзор - физическое или юридическое лицо, предлагающее на продажу соглашения на условиях франшизы и обеспечивающее со своей стороны выполнение условий такого соглашения.
Франчайзи - физическое или юридическое лицо, действующее в соответствии с приобретенной франшизой.
Франчайзинговый договор - договор, по которому одна сторона (правообладатель) передает другой стороне (пользователю) за соответствующую плату и на определенный или неопределенный срок права на использование фирменного наименования, на коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания и т.д. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Паушальный взнос - единовременное вознаграждение франчайзора в виде определенной твердо зафиксированной в договоре (соглашении) суммы, которая устанавливается исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей франчайзи на основе использования франшизы, также может рассчитываться как оплата затрат франчайзора связанных с продажей франшизы;
Роялти - вознаграждение в
виде периодических отчислений фиксированных
ставок, определяемых франчайзором на
основании собственной оценки стоимости
права использования торговой марки
единой франчайзинговой сети, которые
выплачиваются франчайзи
1.2 КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФРАЧАЙЗИНГА
Я считаю, что самая ценная
и полезная льгота, которая нужна
начинающему предпринимателю, —
это возможность использовать уже
отработанные и оправдавшие себя
технологии, уже известную и популярную
марку, возможность обучаться и
получать по ходу дела необходимые
консультации. Все эти возможности
могут предоставить те, кто уже
имеет опыт, знания, обладает технологическими
секретами предпринимателей, т.е. располагает
капиталом не материальным, но весьма
ценным и эффективным, если его правильно
использовать. Система ведения бизнеса
под названием «франчайзинг»
как раз и создает необходимые
предпосылки для такой
Франчайзинг интегрирует
элементы аренды, купли-продажи, подряда,
представительства, однако в целом
является самостоятельной формой договорных
взаимоотношений независимых
Помимо использования оборудования и технологий франчайзера, оператор приобретает у него сырье и материалы, полуфабрикаты и рецептуру, инвентарь и мебель, униформу и символику. При этом оператор должен поддерживать стандарты качества и уровень обслуживания не ниже, чем на предприятиях франчайзера. Недопустимость двойных стандартов качества — характерная черта франчайзинга, позволяющая потребителям доверять привычной торговой марке независимо от того, насколько далеко от головного предприятия расположена фирма оператора.
Присущее малым предприятиям
чувство хозяина играет существенную
мотивационную роль в повышении
интенсивности труда и
Помимо единовременного взноса оператора и капиталовложений в основные фонды франчайзер может определить регулярную плату за рекламу торговой марки, которую использует оператор. Эта плата составляет от 1 до 5% от выручки и характерна для компаний, осуществляющих долгосрочные рекламные проекты. Франчайзер также устанавливает размер отчислений от объема текущих продаж оператора.
Система договорных отношений франчайзинга многообразна, условия каждого контракта зависят от вида деятельности франчайзера, его стабильности и места на определенном рынке товаров и услуг, особенностей местного рынка. Существуют три основных вида франчайзинга.
2. Виды франчайзинга
Важным составным элементом успеха является четкое и полное знание предпринимателем сущности франчайзинга, его разновидности, структуры, преимуществ и возможных рисков при его использовании. Франчайзинг может быть определен как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.