Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:43, реферат
Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Кока-кола", "Адидас", "Ксерокс", "Шелл", "МаКДональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг. Если обратиться с вопросом “Что такое франчайзинг?” к нашим соотечественникам, вряд ли наберется и 10% тех, кто сможет уверенно объяснить суть данного явления.
ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________________________3
1. ПОНЯТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА________________________________________________5
1.1 ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ_____________________________________________5
1.2 КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА____________________________7
2. ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА ___________________________________________________9
2.1 ТОВАРНЫЙ ФРАНЧАЗИНГ________________________________________________9
2.2 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ___________________________________11
2.3 ДЕЛОВОЙ ФРАНЧАЙЗИНГ_______________________________________________12
2.4 ДРУГИЕ ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА_________________________________________13
2.5 ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ СИСТЕМ____________________________________14
3 ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА________________________16
3.1 ПРЕИМУЩЕСТВА ФРАНЧАЙЗИНГА_______________________________________16
3.1.1 ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ФРАНЧАЙЗОРА__________________________________16
3.1.2 ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИ_____________________________________18
3.2 НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА__________________________________________20
3.2.1 НЕДОСТАТКИ ДЛЯ ФРАНЧАЙЗОРА______________________________________20
3.2.2 НЕДОСТАТКИ ДЛЯ ФРАНЧАЙЗИ________________________________________22
4. ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ__________________________________24
4.1 ПРЕДМЕТ И ИНЫЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ_______________________________________________________________25
4.2 ОБЪЕКТЫ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ_____________________25
4.3 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ_______________________________________________________________26
4.4 ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ_______________________________________________________________29
4.5 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ_______________________________________________________________29
4.6 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ_________________29
4.6.1 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ____________________________________________________________________29
4.6.2 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ___________________________________________________________________30
5. ПРАКТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ___________________________________31
5.1 ИМИДЖ-ВСЕ____________________________________________________________34
5.2 ФРАНЧАЙЗИНГ В ЦИФРАХ И СУММАХ___________________________________39
5.3 ТРИ ПУТИ_______________________________________________________________41
5.4 УЯЗВИМЫЕ МЕСТА______________________________________________________42
5.5 ПОКУПКА ФРАНШИЗЫ__________________________________________________45
5.5.1 ВОПРОССЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ЗАДАТЬ ФРАНЧАЙЗЕРУ___________47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________________________________52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________________________________54
ПРИЛОЖЕНИЯ
4.1 ПРЕДМЕТ И ИНЫЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ
Предметом договора являются
действия правообладателя по предоставлению
пользователю за вознаграждение на срок
или без указания срока в пределах
срока основного договора права
использовать в предпринимательской
деятельности пользователя комплекс исключительных
прав, принадлежащих правообладателю,
в том числе право на фирменное
наименование и (или) коммерческое обозначение
правообладателя, на охраняемую коммерческую
информацию, а также на другие предусмотренные
договором объекты
Договор должен определять способ
использования фирменного наименования
и коммерческого обозначения
правообладателя, конкретные условия
определения и выплаты
4.2 ОБЪЕКТЫ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ
Объекты договора коммерческой
концессии в зависимости от правового
значения делят на две категории:
обязательные и факультативные[4] Предоставление
по договору права пользования
К факультативным объектам договора,
при не предоставлении которых договор
будет считаться заключенным, относятся
товарный знак, знак обслуживания, права
патентообладателя и др. (п.1 ст. 1027
ГК предусматривает примерный
4.3 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ
Основная обязанность правообладателя по договору коммерческой концессии – передать комплекс исключительных прав в предусмотренном договором объеме. Этой обязанности соответствует право использовать данный комплекс исключительных прав и одновременно обязанность не входить за пределы пользования, установленные договором[5].
Договор коммерческой концессии
может определять конкретный объем
использования полученных пользователем
прав и информации (например, по стоимости
или количеству произведенных товаров
или оказанных услуг, использованию
их на одном предприятии или на
определенном их количестве и т. п.),
причем с указанием или без
указания территории использования
применительно к
Вместе с тем, закон
исключает возможность
Договор коммерческой концессии как предпринимательский всегда является возмездным. Правообладатель имеет право на получение вознаграждения от пользователя, которое может быть в форме разовых ("паушальных") или периодических ("роялти") платежей, отчислений (процентов) от выручки на оптовую цену товаров и т. п. (ст. 1030 ГК). Вместе с тем, договор должен содержать конкретные условия определения и выплаты вознаграждения правообладателю. Оно не может устанавливаться в соответствии с правилом п. 3 ст. 424 ГК, а является существенным условием данного договора, которое стороны обязаны согласовать.
Обязанность осуществления регистрации самого договора по общему правилу также лежит на правообладателе, если, однако, иное не предусмотрено соглашением сторон (п. 2 ст. 1031 ГК). Правообладатель обязан также контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых пользователем на основании договора. Эта обязанность установлена в интересах правообладателя, поддерживающего таким образом свою коммерческую репутацию, она может и отсутствовать в конкретном договоре.
Обязанности правообладателя,
определенные п. 1 ст. 1031 Кодекса, относятся
к сформулированным законом императивно.
Условия, указанные в п. 2 ст. 1031 сформулированы
диспозитивно, иначе говоря, они
могут отсутствовать в
К числу непременных обязанностей
пользователя ст. 1032 ГК относит, во-первых,
уже указанную обязанность
Договор коммерческой концессии может быть изменен сторонами в течение срока его действия по общим правилам гражданского права (глава 29 ГК). Однако любые изменения этого договора подлежат обязательной государственной регистрации в том же порядке, что и его заключение (ст. 1036). Лишь с момента регистрации изменения приобретают силу для третьих лиц, в том числе для заказчиков пользователя.
Любая из сторон договора коммерческой
концессии имеет право на досрочное
расторжение при условии
При переходе исключительного права, являющегося объектом договора коммерческой концессии, к другому лицу стороной договора становится новый правообладатель (правопреемник предыдущего правообладателя), а сам договор сохраняет силу (п. 1 ст. 1038 ГК).
4.4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ
Поскольку договор коммерческой
концессии является предпринимательским,
взаимная ответственность сторон за
его нарушение наступает
В коммерческой концессии согласно абз. 1 ст. 1034 ГК РФ правообладатель несет субсидиарную ответственность по требованиям, предъявляемым заказчиками к пользователю в связи с ненадлежащим качеством реализуемых им товаров или услуг. Если же пользователь выступает в роли изготовителя товаров правообладателя, то есть продает покупателям вещи (товары), на которых находятся товарные знаки и другие фирменные обозначения правообладателя, правообладатель отвечает за качество этих товаров солидарно с пользователем (абз. 2 ст. 1034, ст. 322-325 ГК). Эти нормы введены в целях гарантии прав заказчиков и потребителей пользователя.
4.5 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ
Договор франчайзинга подлежит государственной регистрации.
4.5.1 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА
КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В
Она осуществляется в налоговом
органе по месту регистрации
· заявление о регистрации договора франчайзинга, подписанное заявителем;
· документ, подтверждающий полномочия заявителя на совершение действий, связанных с регистрацией договора;
· копию документа,
подтверждающего статус каждой из сторон
договора в качестве юридического лица
или индивидуального
· три экземпляра договора (прошитых, с пронумерованными листами, без подчисток, приписок, зачеркнутых слов или иных неоговоренных исправлений);
· два экземпляра описи представленных документов.
4.5.2 РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА
КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В
Если по договору коммерческой
концессии передается право использования
объекта, охраняемого в соответствии
с патентным законодательством (например,
товарный знак, патент на изобретение
и т. п.), договор регистрируется в
Федеральной службе по интеллектуальной
собственности, патентам и товарным
знакам РФ в соответствии с Приказом
Роспатента от 29 апреля 2003. N 64 "О Правилах
регистрации договоров о
5. ПРАКТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ
В российском франчайзинге мы
наблюдаем невыполнение обязанностей
как с той, так и с другой
стороны. Франчайзинг сам по себе
как бизнес-инструмент достаточно интересен.
Идея продажи «алгоритма успеха»
за проценты изначально представляется
привлекательной как для
В качестве примера можно
привести тенденцию снижения доверия
к сетевым брэндам АЗС, супермаркетов.
Характерно, что интерес ослабевал
как с той, так и с другой
стороны. В связи с отсутствием
маркетинговой поддержки падал
интерес со стороны франчайзи, а
франчайзеры были недовольны качеством
— вплоть до того, что франшиза отзывалась
в связи с плохим качеством
бензина (случай сетевых АЗС). Сегодня
стало уже тенденцией, что наиболее
сильные игроки на рынке франчайзинговых
предложений вводят ограничение
на продажи франшиз, так как экономические
потери от недоверия покупателей
ощутимо больно могут ударить
по экономическим показателям
Трудно сказать, является
ли ситуация с российским франчайзингом
уникальной, или это просто болезнь
роста, через которую проходят развивающиеся
рынки. McDonald’s, славящийся своей технологией
быстрого питания и очень жесткими
правилами для персонала, во всем
мире работает по франчайзингу, и только
в России все рестораны McDonald’s являются
дочерними компаниями. В нашей
стране практика франчайзинга пока настолько
далека от совершенства, что часто
безопаснее отказаться от этого удобного
способа управления. Тем не менее
я надеюсь, что с развитием
рынка использование этого
В России дистрибуторам волей-неволей
приходится сдавать позиции крупным
федеральным сетям с сильными
брэндами, отлаженной логистикой и
выгодными условиями поставки. С
другой стороны, они становятся жертвами
развязанной ими же самими ценовой
конкуренции. Спасая свои каналы сбыта,
дистрибуторы используют против федеральных
ритейлеров их же оружие — собирают
розничных партнеров в
Сформировав сбытовой кулак,
компании рано или поздно задумываются
о его качестве. Ведь, создавая сеть,
франчайзеры, как правило, начинают
с довольно символической платы
за право пользования своей
Соответственно, решив первую задачу — выбив у вендора выгодные условия поставки и маркетинговые бюджеты «под сеть», франчайзер начинает борьбу за «пропускную способность» сети — увеличение объема продаж.