Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и выявление функции государства в условиях рыночной экономики.
Для реализации намеченных целей поставлены следующие задачи:
• рассмотреть историческое развитие функций государства в экономике;
• охарактеризовать современную рыночную экономику;
• описать основные функции и регулирующие механизмы государства в рыночной системе;
• выявить случаи необходимости вмешательства государства в рыночный механизм;
-Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики;
-Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки;
-Участие в хозяйственной деятельности.[4, 60]
1. Установление и обеспечение соблюдения правовых основ и законодательства.
Интенсивность
рыночной конкуренции не
Права собственности лежат в основе рыночной экономики. Они определяют хозяйственные отношения между домашними хозяйствами, фирмами, производителями, потребителями, государственными институтами и учреждениями.
Однако сам рынок не устанавливает и не поддерживает юридические права и нормы, обязательные для всех участников экономической системы. Законодательно гарантированные права собственности жизненно необходимы для существования и роста экономики свободного предпринимательства. Только с помощью государства могут быть установлены и соблюдены законы, правила и предписания, регулирующие эффективное функционирование рынка и взаимные обязательства его участников.
2.Обеспечение рыночной конкуренции.
Свободное предпринимательство не во всех случаях обеспечивает конкурентоспособность открытых рынков. Если компании на определенном рынке ограничивают конкуренцию и повышают цены, у потребителей сужается выбор, а производители теряют мотивацию, побуждающую их сокращать издержки и повышать эффективность производства.
Государство должно активно поддерживать и защищать конкуренцию, которая является важным принципом рыночной системы экономики. Преимущества рынка связаны с ценами, выступающими в качестве механизма распределения ресурсов и благ. Именно они приводят к эффективному распределению. Когда монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок и манипулировать ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Монопольная цена, выше той, которая устанавливается на совершенно конкурентном рынке, а количество выпускаемой монопольной продукции – меньше. Последнее означает, что наличие монополии приводит к неэффективному распределению ресурсов и благ по сравнению с конкурентным рынком. Это предопределяет вмешательство государства в работу рынков с сильной монопольной властью с целью проведения антимонопольных мер, разработки антимонопольного законодательства и создания специальных государственных органов, контролирующих деятельность фирм.
Иногда сама технологическая потребность производства говорит о необходимости существования крупных предприятий. В этом случае используется экономическое регулирование правительством деятельности этих крупных предприятий.
Система государственного антимонопольного регулирования существует во всех странах с рыночной экономикой. Данное регулирование представляет собой систему экономических, административных и юридических мер, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения монополий.
В настоящее время государственный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства РФ осуществляется Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
3.Решение вопросов, связанных
с внешними эффектами:
Государство также занимается решением вопросов, связанных с внешними эффектами, устранить которые не может несовершенный ценовой механизм рынка. Внешние эффекты – это не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг выгоды или издержки потребителей и фирм, которые не являются прямыми участниками видов деятельности, приводящих к внешним эффектам. Выгоды или издержки имеют место, когда участники экономической системы принимают решения, которые не подразумевают альтернативных затрат.
Внешние эффекты могут быть положительными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к выгодам лиц, не имеющих прямого отношения к данной деятельности (например, образование, наука, здравоохранение).
Также они могут быть и отрицательными, если какая-либо экономическая деятельность приводит к возникновению издержек у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности (например, загрязнение окружающей среды).
Когда рынок не может регулировать такие издержки, государство осуществляет определенные действия, чтобы побудить людей считаться с внешними издержками. Без его вмешательства ориентированные на минимизацию издержек предприятия в условиях рынка не стали бы тратить деньги на эти дорогостоящие мероприятия. Необходимость соблюдения государственных стандартов приводит к увеличению издержек предприятий и снижает влияние отрицательных внешних эффектов.
Государство может ввести дополнительный налог на прибыль предприятий, загрязняющих окружающую среду, и использовать полученный объем средств для очистки водоемов.
4.Предоставление общественных товаров и услуг.
Механизм свободного рынка позволяет людям удовлетворить только те потребности, которые выражаются через платежеспособный спрос. Большинство товаров и услуг, производимых и реализуемых на рынке, являются частными благами, предназначенными для индивидуального потребления. Как правило, эти товары обладают следующими свойствами:
-частные блага можно разделить на любые количества;
-они предполагают наличие возможности не допустить потенциального потребителя к приобретению по причине его неплатежеспособности;
-потребление частного блага одним человеком
делает
невозможным его одновременное использование
другими людьми.
Помимо частных благ, люди пользуются общественными благами.
Общественные блага обладают свойствами, во многом прямо противоположными свойствам частных благ:
- они неделимы по своей природе;
- за них не нужно платить;
- потребление общественного блага одними членами общества не исключает возможности одновременного использования их другими членами общества.
Например, система национальной обороны, деятельность средств оповещения об опасности наводнения или землетрясения, информация Гидрометцентра о прогнозе погоды и другие общественные блага не могут быть предоставлены исключительно тем, кто может платить за них. Потребление общественного блага одним человеком не исключает возможности одновременного использования его другими. К примеру, освещение улиц служит благом для водителей транспорта; польза от уличных фонарей, получаемая водителями, не уменьшается оттого, что они освещают дорогу пешеходам.
Предоставление населению общественных благ становится одной из основных функций государства в рыночной экономике, а их финансирование ложится на центральные и местные бюджеты, которые формируются за счет налогов.
Необходимо отметить, что иногда непросто отделить общественные блага от частных. Есть виды услуг, имеющих оба признака. К их числу относятся услуги образования, учреждений культуры. С одной стороны, они близки к общественным благам. Люди потребляют их совместно и поровну, например школьники, обучающиеся в одном классе.
С другой стороны, они близки к частным благам, так как не отвечают принципу необходимости их потребления. Высокая плата за обучение, посещение музея или кинотеатра может исключить из состава потребителей лиц с низкими доходами.
Политика государства в отношении таких услуг достаточно гибкая: их нельзя полностью осуществлять за счет государства, но и недопустима полная их приватизация. Например, во всем мире большинство школ и других учебных заведений являются государственными. Поэтому в условиях рыночной экономики используется промежуточный вариант: наряду с государственными колледжами, университетами существуют и частные, пользующиеся поддержкой государства.
5.Стимулирование
Рыночная экономика лишь в определенной мере способна обеспечить эффективное распределение ресурсов и создать саморегулирующуюся систему, в которой каждый занимает свое место. Она достаточно нестабильна и часто испытывает подъемы и спады, которые приводят к нарушению равновесия рынка и нестабильности рыночной экономической системы
Государство имеет возможность предотвратить резкие спады и подъемы производства, сокращения уровня безработицы, стабилизации цен и обеспечения экономического роста. Это сложная задача, потому что данные цели могут быть и противоречивы. Например, попытки снизить уровень безработицы могут закончиться ростом цен.
Однако полная занятость ( поддержание безработицы на естественном уровне), стабильные цены и экономический рост признаются важнейшими целями государственного регулирования.
6.Распределение и
Целью многих правительственных программ является перераспределение доходов людей, с избытком зарабатывающих себе на жизнь, в пользу бедных слоев населения. Работники платят налоги, в том числе, взимаемые с их заработной платы в соответствии с программами социального страхования и медицинской помощи, а государство аккумулирует денежные средства с помощью системы налогообложения, а затем распределяет их по целевому назначению в виде трансфертных платежей малоимущим слоям населения. Во многих странах государственные программы перераспределения доходов делятся на две основные категории.
Программы по увеличению дохода: социальное страхование, пенсионные программы, государственные пособия, продовольственные талоны и страхование по безработице, являются примерами таких программ.
Программы, направленные на устранение причин бедности и экономически неблагоприятных условий.
Целью данных программ, является обеспечение социальных и экономических условий для развития образования, здравоохранения и инвестиций в человеческий капитал.
Рыночный механизм не в соответствии гарантировать всем членам общества достаточное количество пищи и одежды, крышу над головой, образование и медицинскую помощь. Рыночная экономика вознаграждает тех, чей более производительный труд создает больший «кусок экономического пирога». Это значит, что рыночная экономика распределяет малую часть прибыли (если вообще распределяет) среди людей, неспособных внести вклад в национальное производство. В результате такие категории населения, как пенсионеры, инвалиды, сироты оказываются без достаточных социально экономических гарантий.
Объектами социальной защиты, являются основные показатели уровня жизни населения - доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т.д. Конкретные формы социальной защищенности многообразны. К ним относятся:
- минимальная оплата труда;
- пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца);
- пособия (по безработице, при рождении ребенка, на период отпуска за уходом за ребенком, пособия детям-сиротам);
- стипендии (студентам и учащимся в сфере профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства);
- индексация доходов в условиях инфляции;
- компенсация потерь от стихийных бедствий, частичная компенсация потерь сбережения населения;
- медицинское страхование;
- защита условий труда;
- социальное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов, оказание медицинских услуг.
Многие экономисты считают, что участие государства в перераспределении доходов позволяет достичь справедливости. Но реализация политики, направленной на более равномерное распределение доходов, может привести к искажению стимулов труду, изменению поведения людей и снижению эффективности использования ресурсов.
7.Участие в хозяйственной деятельности.
Государство участвует в рыночной экономике и в качестве потребителя, приобретая товары и услуги специфического назначения, например, военные самолеты, танки, боевые корабли и другое оборудование, необходимое для осуществления национальной обороны. В качестве производителя - предоставляет обществу так называемые общественные блага и услуги (например, здравоохранение, национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и прочие), поскольку к их производству безразличен рынок.
Потребность социума в общественно полезных благах велика, и государство берет на себя роль производителя общественных товаров и услуг, замещая собой частный бизнес, а затраты на их производство финансируются за счет налогов, законодательным путем взимаемых со всех граждан.
Лишь немногие товары являются чисто общественными или служат только для индивидуального потребления. Некоторые частные товары и услуги поставляются и частным компаниями, и государством. Например, государственные органы обеспечивают граждан услугами охраны общественного порядка, однако многие частные компании также предлагают услуги служб безопасности. В условиях современного рынка правительства многих стран через приватизацию государственного имущества отказались от предоставления услуг, прежде находившихся в их ведении.[4, 77-92]
Информация о работе Функции государства в современной системе рыночной экономики