Функции государства в современной системе рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:29, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение и выявление функции государства в условиях рыночной экономики.
Для реализации намеченных целей поставлены следующие задачи:
• рассмотреть историческое развитие функций государства в экономике;
• охарактеризовать современную рыночную экономику;
• описать основные функции и регулирующие механизмы государства в рыночной системе;
• выявить случаи необходимости вмешательства государства в рыночный механизм;

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)

      Федеральный бюджет на 2007 год обеспечивал создание предпосылок для дальнейшего увеличения инвестиций в российскую экономику, создание условий для ее устойчивого роста и повышения конкурентоспособности.      Первая стратегическая задача бюджета - поддержания общей макроэкономической сбалансированности, создание благоприятных условий для развития реального сектора экономики. Первостепенная задача - модернизация российской экономики, снижение инфляции, снижение ставки кредитования. Нужно существенно увеличить инвестиционный потенциал российской экономики и сделать кредитный ресурс основным инструментом для модернизации экономики.

     Депутаты Госдумы РФ в постановлении о принятии бюджета в четвертом чтении включали три рекомендации Правительству РФ. В случае, если в 2007 году будут получены дополнительные доходы, Правительство РФ в первую очередь должно рассмотреть вопросы:

- о выделении дополнительных средств на финансирование Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 гг. и на период до 2015г.;

-о выделении субсидий региональным бюджетам на дизельное топливо;

- о выделении дополнительных средств на увеличение финансирования Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 года и до 2010 года».

    Что касается уровня инфляции, то на практике он также оказался выше запланированного. В 2006 году он составил 9 % (предполагался на уровне 7 - 8,5 %). На 2007 год - предполагался на уровне 6,5 - 8 %.

    Если говорить об экономике, то за четыре года (с учетом прогноза на следующий год) ВВП возрос на 28,9 %, в том числе в этом году - на 6,6 %, в следующем - на 6 %.

 

График 1. Динамика ВВП РФ в период за 1995-2007 гг. в млрд. руб.

Источник: http://www.investinginrussia.ru

     Говоря о главных показателях бюджета страны, можно сказать, что доходы составили 6 трлн. 965,3 млрд. рублей, расходы - 5 трлн. 306,6 млрд. рублей. при этом доходы страны выросли на 806,3 млрд. рублей, а расходы - на 1 трлн. 74,9 млрд. рублей. А если брать только непроцентные расходы, то они возросли на 1 трлн. 110 млрд. рублей, или на 26,5 %.

     Непроцентные расходы федерального бюджета в 2007 году в реальном выражении увеличились на 17,1 % (в номинальном - на 26,5 %) и составляли 17 % ВВП, что на 1,6 % больше, чем в 2006 году, по ожидаемой оценке. В результате увеличился государственный спрос в структуре ВВП до 18,8 % в 2007 году по сравнению с 16,5 % в 2005 году.

Серьезным приоритетом  являлось поддержание обороноспособности и безопасности страны. Общий объем средств на эти две составляющие увеличился на 286 млрд. рублей, в том числе оборонный заказ - на 70,8 млрд. рублей.

     Этот бюджет можно по праву назвать и бюджетом стратегических проектов, поскольку кроме основных мер, связанных с федеральными целевыми программами, в составе бюджета учтено 12 новых федеральных целевых программ, более чем на 70 млрд. рублей, и общий объем федеральных целевых программ составил 505 млрд. рублей, в том числе: развитие инфраструктуры - 267 млрд. рублей, инновации - 118 млрд. рублей, безопасность жизнедеятельности - 64 млрд. рублей, региональные проблемы - 41 млрд. рублей. Суммарно, вместе с непрограммными инвестициями, эта инвестиционная часть бюджета составила 224 млрд. рублей, или прирастет на 47,5 %.

     В настоящее время перед властью стоит двуединая задача: использовать возможности бюджетного федерализма для разрешения бюджетных, налоговых и других финансовых противоречий в Российской Федерации и не дать усилиться тенденции к дальнейшей децентрализации бюджетной системы, когда утрачивается ее единство и способность быть регулирующим механизмом финансовой жизни и единого российского рынка. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения курсовой работы достигнуты ее основные цели —изучены и выявлены функции государства в условиях современной рыночной экономики.

Для реализации намеченных целей в работе были решены следующие задачи:

 

  • рассмотрено историческое развитие функций государства в экономике;
  • охарактеризована современная рыночная экономика;
  • описаны основные функции и регулирующие механизмы государства в рыночной системе;
  • выявлены случаи необходимости вмешательства государства в рыночный механизм;
  • рассмотрены методы государственного воздействия на экономику.

Таким образом, можно сделать следующие выводы по выполненной работе.

В арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, которое устанавливает правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между эффективным управлением экономикой и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. Именно поэтому существует множество теорий, некоторые из которых и были рассмотрены в работе.

Отвечая на вопрос «Какие функции должно выполнять государство в условиях современной рыночной экономики?», можно сделать вывод о том, что необходимо рассматривать именно степень государственного вмешательства и его методы.

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важен государственный. Государство обладает довольно обширным набором функции, методов и инструментов в области регулирования современного рынка и среди них нет не существует абсолютно непригодных и неэффективных.

Более того, оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от власти монополий, обеспечивает граждан общественными благами, осуществляет социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.

Вопрос лишь в том, чтобы в каждой конкретной ситуации использовать наиболее действенные методы вмешательства. Нельзя забывать и о том, что экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование и применяет регуляторы, не задумываясь о том, как они скажутся на рыночном механизме, то последний начинает давать сбой. Таким образом, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на современную рыночную экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

Нормативно-правовые документы:

1.Федеральный закон  «О Федеральном бюджете на 2007 год»(от 15.05.2007 N-267-ФЗ

(в ред. от 23.11.2007)  

 

Книги и учебные пособия:

2.Агеев В.М. Система экономических отношений в России./В.М. Агеев.–М.2009.-449с.

3.Видяпин В.И., Журавлёва  Г.П. Экономическая теория (политэкономия): учебник / Под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640с.

4.Государство в рыночной  экономике: Всероссийский научный практическая конференция.-Пенза 2012.-102 с.

5. Государственное регулирование рыночной экономики: учеб. пособие // М.: Дело, 2002. - 280 с.

6. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. - 1936

7.Маренков Н.Л., Ильин С.С. Основы экономики. Учебное пособие. / Маренков Н.Л., Ильин С.С. – Феникс, 2008. – 672 с.

8.Морозов Т.Г. Государственная экономическая политика: учебное пособие для вузов /под ред. Т.Г. Морозова. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 255 с.

9.Соколинский В.М., Государство  и экономика: Учебное пособие  по курсу «Экономическая политика».  – М. 1996.-136с.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства  народов. - 1776

10. Сэй Ж. Б. Трактат политической экономии. – 1803

11.Фридман М. Основы монетаризма. — М.: ТЕИС, 2008

12. Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник /под ред. проф. М.Н. Чепурина. - Киров: «АСА», 2004. - 832 с.

 

Периодические издания:

13. О проекте федерального бюджета на 2007 год // Финансы. - 2006. - №11. с.3. 11.Пресс-служба Совета Федерации : «Бюджетная политика в РФ». - 2007.

 

Интернет  – источники:

14. http://www.info.minfin.ru – Официальный сайт министерства финансов РФ.

15. http://www.investinginrussia.ru- Инвестиционные проекты РФ.

16. http://www.grandars.ru - Энциклопедия экономиста.

 

Приложение 1

 

Источник: http://www.grandars.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Источник: http://www.grandars.ru

1 Ж. Б. Сэй. Трактат политической экономии. - 1803

2  Дж. Кейнс. Общая теория занятости, процента и денег. - 1936

3 М. Фридман Основы монетаризма. — М.: ТЕИС, 2008

4 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - 1776




Информация о работе Функции государства в современной системе рыночной экономики