Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и выявление функции государства в условиях рыночной экономики.
Для реализации намеченных целей поставлены следующие задачи:
• рассмотреть историческое развитие функций государства в экономике;
• охарактеризовать современную рыночную экономику;
• описать основные функции и регулирующие механизмы государства в рыночной системе;
• выявить случаи необходимости вмешательства государства в рыночный механизм;
3.МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЫНОЧНУЮ
§3.1.Прямое
3.1.1.Законодательная деятельность государства
Организующее влияние на рынок государство осуществляет прежде всего путем разработки законов и контроля за их соблюдением всеми субъектами. К основным методам административного воздействия относятся: антимонопольное законодательство, контроль за ценами, а также за качеством продукции, через систему государственного лицензирования на производство отдельных товаров, ограничение вывоза некоторых товаров в другие страны. Государство выступает гарантом национальной валюты, осуществляет контроль за оборотом денежных единиц. Правительство ежегодно определяет минимальный размер заработной платы, что способствует регулированию рынка труда.[7, 98]
Для того чтобы защитить внутренний продовольственный рынок, государство вводит ограничения на ввоз определенных товаров, например значительно повышает пошлины, либо вводит компенсационные сборы, размер которых определяют как разницу между внутренней ценой импортируемого продукта и ценой на рынке, с которого он поступает.
Государство является прямым рыночным агентом, что позволяет ему влиять на объем и структуру рынка. В современных развитых странах государство является крупным владельцем (ей принадлежит 10-35 и более процентов основных производственных фондов), сосредоточил в своих руках не только отрасли инфраструктуры, но и часть средств производства.
Особое внимание государство уделяет производству общественных благ. Выбирая стратегию управления, она может осуществлять производство этих благ непосредственно на государственных (унитарных) предприятиях.
Государство оказывает также услуги по пользованию государственными автодорогами, железными дорогами, станциями водоснабжения.
Регулирующее влияние на рыночную экономику государство осуществляет также через индикативные планирование - средство координации хозяйственной поведения экономических субъектов. В данном планировании, отражающем цели и приоритеты социально-экономической политики государства, используются показатели, которые имеют рекомендательный характер.
Для устранения негативных последствий экономической деятельности государство может использовать методы прямого административного воздействия, устанавливая определенные стандарты в соответствующих производствах, предельные нормы выбросов вредных веществ в атмосферу, запрещая применение технологий, которые угрожают здоровью людей, консервируя определенную часть национальных ресурсов. [2, 300-325]
§3.2.Косвенное
3.2.1.Денежно-кредитная политика
В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно – кредитные меры. По своему содержанию кредитная политика – совокупность мероприятий центрального банка в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс с целью достижения общего уровня производства, который характеризуется полной занятостью и отсутствием инфляции. Цель данных мер – частное преломление общей государственной линии на обеспечение равновесного и устойчивого развития экономики.
Субъектом кредитной политики является центральный банк (ЦБ). Согласно закону он выполняет целевые установки правительства, но в то же время не является правительственным институтом.
Он обеспечивает национальную экономику полноценной валютной системой.Устойчивая валюта – важнейший элемент инфраструктуры рынка. Также ЦБ предписана функция влияния на кредитную деятельность коммерческих банков в интересах макроэкономической политики.
Оперируя в сфере денежно – кредитного обращения, ЦБ использует различные инструменты. Большинство из них имею косвенный характер воздействия. Однако некоторые операции кредитного центра могут осуществляться прямым образом (например, субсидии государства).
Приложение 1
Инструменты кредитной политики:
1.Ограничение динамики кредитования;
Центральный банк имеет право ограничивать степень роста кредитных вложений деловых банков в небанковском секторе. С этой целью вводится процентная норма расширения кредитных операций за определенный отрезок времени. Если условия не выполняются, ЦБ имеет санкции: банки могут быть обязаны выплатить штрафные проценты или перевести на беспроцентный счет ЦБ сумму, равную размеру превышенного кредита.
2.Дисконтная политика;
В данном виде операции ЦБ выступает в роли кредитора по отношению к деловым банкам. На основании закона он имеет право манипулировать ставкой процента , по которой он выдает банкам кредиты.
3.Операции на открытом рынке;
ЦБ осуществляет куплю- продажу ценных бумаг на открытом рынке(например, на бирже).
4. Политика минимальных резервов.
Данный вариант предусматривает обязательное хранение определенных денежных сумм деловых банков на счетах ЦБ. Этим самым кредитные учреждения получают определенный элемент страховки со стороны ЦБ при выполнении своих обязательств. [8, 21-23]
3.2.3.Фискальная политика
Фискальная политика — правительственные меры для получения налогов и расходованию средств госбюджета для регулирования уровня деловой активности.
Фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. К прямым относятся способы бюджетного регулирования. С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и на размеры потребительского спроса.
Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов, государство стремится достичь более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства в зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, и соответствующего ей вида фискальной политики, инструменты фискальной политики государства используются по-разному.
Приложение 2
Инструментами стимулирующей фискальной политики выступают:
- увеличение государственных закупок;
- снижение налогов;
- увеличение трансфертов.
Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:
- сокращение государственных закупок;
- увеличение налогов;
Таким образом, можно прийти к выводу, что главными инструментами фискальной политики являются изменение налогов и трансфертных платежей.
Одним из главных инструментов фискальной политики являются налоги, представляющие собой принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.[9, 600-628]
4. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ РФ
В рыночной экономике государственный бюджет обеспечивает финансовыми ресурсами реализацию функций государства и является основным инструментом регулирующего воздействия власти на экономическую систему общества.
Государство взимает налоги и формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность удовлетворять совместные потребности (услуги здравоохранения и социального обеспечения, образования, культуры, науки, управления, охраны и правопорядка, обороны). Поэтому налоги определяются объемом и потребностью в общественных товарах и услугах, наряду с теми товарами и услугами, которые создаются частным сектором, занимающим основное место в экономике.
Расходы, необходимые для государства и выполнения им функций, должны обеспечивать социально ориентированный характер экономики (перераспределение ресурсов для обеспечения целей социальной справедливости и социальной безопасности). Возрастает регулирующая роль бюджета во взаимодействии с силами свободных рыночных процессов, а также в системе общего финансового регулирования социально-экономического развития.
Механизм финансового регулирования - это совокупность методов, инструментов, финансовых технологий и правил, посредством которых государственные и иные уполномоченные институты и органы регулирования и управления воздействуют на процессы формирования и использования фондов денежных ресурсов, потоки капиталов и доходов, поведение хозяйствующих субъектов для достижения целей, определенных социально-экономической политикой государства.
Данный механизм в современной российской экономике включает в себя следующие основные «блоки»:
1. Определение общего
курса финансовой и экономическ
2. Взаимодействие с Международным валютным фондом и реализация согласованной финансовой программы;
3. Управление параметрами денежной и кредитной политики в их взаимосвязи с финансовыми параметрами, что предусматривается «Основными направлениями денежно-кредитной политики», утверждаемыми Государственной Думой;
4. Законодательное формирование
бюджетных и внебюджетных
5. Регулирование финансовых потоков налоговой системой и налоговым законодательством, включая практику ежегодного внесения изменений.
В механизме финансового регулирования весьма существенны настройка и регулирование финансовых параметров и механизмов на макроэкономическом уровне.
Стратегия бюджетной политики представляет концентрированное направление усилий и ресурсов государства для достижения среднесрочных и долгосрочных целей социально-экономического развития. В современных условиях стратегия бюджетной политики определяется долгосрочными задачами модернизации социально-экономической системы страны. Бюджетная стратегия конкретно формулируется в общих и бюджетных посланиях Президента.[11]
Бюджет на 2007 год был принят с профицитом, как и в предыдущие несколько лет. Превышение доходов над расходами запланировано в размере 1,5 трлн. рублей. Как показывает практика, реальные расходы федерального бюджета оказывается значительно больше запланированных, в связи с чем в закон о бюджете вносились соответствующие изменения. Так было и в 2006 году.
Табл. 1
Данные о доходах госбюджета РФ за 2007 год
Доходы |
Сумма |
% |
Налоги на прибыль, доходы |
580 408 800,00 |
8,33342 |
Налоги и взносы на социальные нужды |
368 773 900,00 |
5,2948 |
Налоги на товары (работы,
услуги), |
1 485 042 900,00 |
21,322 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
713 432 800,00 |
10,2434 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1 068 990 200,00 |
15,3484 |
Государственная пошлина, сборы |
26 314 400,00 |
0,37782 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
2 455 079 800,00 |
35,2496 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
99 780 600,00 |
1,43263 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
37 373 200,00 |
0,5366 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
118 694 600,00 |
1,7042 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
2 231 300,00 |
0,03204 |
Административные платежи с сборы |
3 782 200,00 |
0,0543 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
2 172 100,00 |
0,03119 |
Прочие неналоговые доходы |
2 758 400,00 |
0,0396 |
Доходы |
6 964 835 200,00 |
100 |
Источник: http://www.info.minfin.ru
По словам бывшего министра финансов А. Кудрина, расходы федерального бюджета в 2007 году стали самыми большими за последнее время. Произошло это из-за высокого роста экономики. Министр финансов назвал бюджет на 2007 год бюджетом инвестирования в человека, образование и здравоохранение. Было отмечено, что в следующих бюджетах расходы такими темпами расти не будут.
Информация о работе Функции государства в современной системе рыночной экономики