Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:30, контрольная работа
Качественно новый способ развития предполагает создание условий для глобального равновесия. Равновесие заставит отказаться от бесконтрольного потребления ресурсов, расточительства в материально и духовной сферах, затрат на вооружение. Оно освободит человечество от загрязнения среды и угрозы катастрофы мировой системы, установит новый цивилизованный мировой порядок.
В этой работе рассматриваются вопросы, связанные с разоружением стран, управление природопользованием, проблемы продовольствия и пути ее разрешения, проблемы НТП и проблемы образования в мире.
Введение
1.Причины возникновения глобальных проблем.
2.Глобальные проблемы экономики.
2.1.Разоружение ради развития.
2.2.Взаимосвязь народнохозяйственных систем и природного базиса.
2.3.Управление природопользованием. Подходы к разработке национальных
экологических программ.
2.4.Проблема продовольствия и пути ее разрешения.
2.4.1.Сокращение зон нищеты, голода и болезней.
3.Проблемы НТП и проблемы образования в мире.
4.Взаимозависимый характер решения глобальных проблем.
Заключение
Литература
Отход от конфронтации и сокращение вооружений началось в 70-е гг. как следствие определенного военного паритета между СССР и США. Распад блока стран Варшавского договора, а затем СССР привел к дальнейшему ослаблению атмосферы конфронтации. НАТО сохранился как военный и политический блок, пересмотрев некоторые из своих стратегических установок. Есть ряд стран, которые довели расходы до минимума, процветают благодаря такой политике (Австрия, Швеция, Швейцария).
Наметился переход от экстенсивного пути к интенсивному в области производства вооружения. Новая техника предопределила способов ведения боевых действий, но и приоритетов качественных параметров в структуре вооруженных сил. Модернизация вооружений продолжается, подталкиваемая новым этапом военно-технической революции. Но военные нужды ассигнуются крупные суммы. Так, например, военный бюджет США, возросший до 300 млрд. дол., намечено сокращать не более чем на 3% ежегодно. Сохраняется колоссальный арсенал средств массового поражения, продолжается распространение передовой военной техники по планете, в результате чего она попадает в очаги политической напряженности и нестабильности, создает критические ситуации.
По оценке военного ведомства США на протяжении 90-х гг. приблизительно 30 стран будут обладать химическим оружием,10 – производить биологическое оружие и столько же обладать ядерным потенциалом. К 2000 г. около 15 развивающихся стран смогут самостоятельно производить баллистические ракеты. Особенно неблагоприятные последствия имела гонка вооружений на экономику стран бывшего СССР. Она работала на износ. На создание ВПК и содержание огромной армии потрачено до 80-90% национальных ресурсов – сырьевых, технических, интеллектуальных, финансовых. Удовлетворение потребностей людей постоянно отставало от их запросов. В государстве накопились структурные и социальные проблемы. Поэтому возникла необходимость пересмотра национальных военных доктрин с ориентацией на конверсию военного производства и демилитаризацию (т.е. согласованное в рамках мирового сообщества снижение военной мощи государства до необходимого уровня – исключительно для обороны).
Конверсия представляет собой перепрофилирование экономики и сопровождается материальными и моральными издержками, порождает много проблем в области занятости и структуры экономики. Структурная перестройка может идти двумя путями: первый состоит в перепрофилировании экономики и переключении ресурсов оборонного комплекса, ранее связанных с разработкой и производством вооружения и военной техники, на выпуск продукции гражданского назначения; второй – в наращивании выпуска гражданской продукции при одновременном, параллельном сохранении в меньшем объеме военного производства или его снижении. Это процесс диверсификации, размежевать эти процессы крайне трудно, счет прибавочного продукта, создаваемого в 1 и 2 подразделениях общественного производства. Практически конверсия была осуществлена после первой и второй мировых войн. В США после второй мировой войны военные расходы сократились с 41 до 4% ВНП в 1947 г., при этом вырос выпуск гражданской продукции, увеличились прибыли корпорации. В СССР конверсия Теоретическая возможность конверсии доказывается тем, что ВПК содержится за в 1950 г. дала возможность восстановить народное хозяйство, увеличить национальный доход в 1,6 раза по сравнению с 1940 г.
Следующий этап конверсии в СССР был осуществлен в 60-е гг.: армия была сокращена на 2 млн. человек, национальный доход вырос в 2,1 раза. В следующем десятилетии уже при втягивании в гонку вооружений последний вырос лишь в 1,67 раза, а в 1980-1989 гг. – в 1,3 раза, а затем вообще начал падать.
В
странах бывшего СССР перевод
военных заводов и целых
Период со второй половины 1991 г. можно охарактеризовать как этап «обвальной конверсии». В этот период политическая и экономическая ситуация в стране кардинально изменилась. В связи с провозглашением суверенитета произошел пересмотр объема и структуры военных расходов.
Такие республики, как Россия, Украина, Казахстан, Беларусь стали правопреемницами союзной военной политики и конверсии. Белорусская экономика – одна из самых милитаризованных. Как известно, Беларусь – одно из четырех государств, владеющих стратегическим ядерным потенциалом. Этот крупнейший современный арсенал размещен в центре Европейского континента на стратегических ракетах мобильного базирования. Беларусь отказалась от престижа ядерной державы, ею была принята доктрина оборонного типа. В 1992 г. были выведены тактические ядерные вооружения, причем сделано это было досрочно. В феврале 1993 г. Парламент Республики Беларусь ратифицировал договор о стратегических наступательных вооружениях и принял решение о присоединении к договору о нераспространении ядерных вооружений, причем без условий и оговорок. В ближайшие годы республике согласно договору ОСВ необходимо ликвидировать танков в 1,7 раза больше, чем США, в 10 раз больше, чем Великобритании, и в 50 раз больше, чем Франции. Предполагается двукратное сокращение численности национальной армии на протяжении ближайших 5 лет.
Поскольку перестройка структуры военного производства и конверсия в республике осуществляются под влиянием рыночных сил, не изменяются и подходы к конверсии. Центральной задачей должно быть не плановое управление процессами конверсии и перестройки оборонного комплекса, а создание условий для функционирования оборонных предприятий при переходе к рынку и их поддержка. Эта задача должна реализовываться как на государственном (республиканском) уровне, так и на уровне регионов и конкретных предприятий, причем с участием не только государственных организаций, но и специально создаваемых общественных и коммерческих структур. Так, при Министерстве обороны Республики Беларусь функционируют различные структуры, связанные с конверсией. Это «Белконверс» (белорусско-американское предприятие, созданное для утилизации боеприпасов с использованием самых современных технологий), «Трансавиаэкспорт» (занимается перевозками грузов по всему миру с помощью грузовых военных самолетов).
Так как в Республике Беларусь накопились горы ядерного и обычного оружия, от которого избавиться собственными силами невозможно, предусматривается помощь в виде материально-технических средств обучения и технического обслуживания со стороны США (по Закону Нанна-Лугара) и Германии.
Поддержка
конвертируемых предприятий включает
прямые и косвенные меры. К прямым
относятся государственные
Для осуществления этих мер необходимо формирование разветвленной рыночной инфраструктуры, состоящей из следующих основных элементов:
1)товарно-сырьевых
бирж и других коммерческих
структур, решающих проблемы материально-
2)организаций
финансовой поддержки
3)хозрасчетных
функциональных организаций,
4)независимых
организаций и советов,
И наконец, политика конверсии должна проводиться комплексно с учетом возможностей развития других отраслей народного хозяйства и уровня благосостояния населения.
Опыт ХХ в. показывает, что главным условием прекращения войны является не исчезновение частной собственности и основанной на ней общественной системы, а глубокая демократизация внутренней и международной жизни государств, экономики, политики, духовной сферы и т.д. Смешанная высокотехнологическая, демократизированная экономика – фактор в пользу демилитаризации общества.
2.2.ВЗАИМОСВЯЗЬ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ И ПРИРОДНОГО БАЗИСА
История цивилизации включает сложные отношения общественных и природных систем. Их можно проследить через процесс перехода от материальных культур с относительно низкими нагрузками на природные комплексы к материальным культурам с более высокими параметрами данных нагрузок.
Особо следует выделить период после второй мировой войны. Общество вышло на совершенно новый уровень нагрузки на природные комплексы, что связано с исключительно быстрым ростом масштабов производства, численности населения и его концентрацией в городах, крайне неравновесно вписанных в природные комплексы. Характерным для данного этапа является отставание накопления экологических знаний и использование технических систем с крайне высокими нагрузками на природные комплексы, а также отсутствие общего регулирования развития производства в соответствии с потенциалом допустимой нагрузки на природные комплексы. Значительно ухудшается состояние земельных ресурсов, обостряется проблема антропогенной нагрузки водных ресурсов и воздушной среды, лесов, почвы, Мирового океана и климата.
Это привело к кризису жизненных ресурсов, который распространился на энергетическое обеспечение человека, его продовольственный фонд, возобновляемые и невозобновляемые ресурсы. Так, за последние 25-30 лет в мире использовано сырья столько, сколько за всю историю цивилизации. При этом менее 10% сырья превращается в готовую продукцию, остальное – в отходы, загрязняющие биосферу. К тому же растет число предприятий, технологическая основа которых была заложена еще в то время, когда возможности природы как естественного абсорбента казались неограниченными.
За все развитие человечества из-за непродуманного ведения земледелия и животноводства, привело к эрозии и опустыниванию, оно потеряло почти 2 млрд. га продуктивных земель. Если этот процесс не будет остановлен, то, согласно прогнозу ООН, к концу тысячелетия планета утратит 1/3 земель, которыми люди располагали еще в 70-е гг. н.в.
В
нашей стране объективные эколого-
В государствах бывшего СССР 70 млн. человека проживает в городах, где количество вредных веществ в воздухе превышает предельно допустимые концентрации в 5 раз, а 43 млн. человек – в 15 и более раз. Эрозии подвержены 373 тыс. кв. км леса.
В 68 индустриальных центрах бывшего СССР уровень загрязнения в 10 раз превышал установленные нормы, а уровень заболеваемости здесь в 1,5-2 раза выше, чем в целом по стране.
Сложная экологическая обстановка сложилась в Беларуси. В результате Чернобыльской аварии стали непригодны около 20% сельскохозяйственных угодий. Кроме того, в атмосферу ежегодно выбрасывается 3 млн. т вредных веществ; усугубляют положение 45 млн. т отходов и 63 млн. куб. м сточных вод. В республике уже не существуют как экосистемы более 1500 малых рек и водоемов. По данным органов здравоохранения, около 20% заболеваний обусловлено ухудшающимися условиями окружающей среды, а в некоторых районах и более. Изменилась и структура заболеваний в сторону увеличения гепатита, легочных и онкологических заболеваний, вызванных некачественной питьевой водой, продуктами питания и грязным воздухом. Детская смертность превышает в 3-5 раз этот показатель в развитых странах. Доля же национального дохода, затрачиваемая на здравоохранение, в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах.
Основными
причинами этих явлений стали
непродуманный процесс